Мы все немножко на эмоциях в эти
дни. Давайте разделим и скорбь, и злость, страх и радость, и поддержим друг друга.
Правила. Высказывайте чувства, объясните нам и себе, почему вы их испытываете. Станет легче, честно.
Начну.
Я
скорблю о погибших с обеих сторон. Нет ничего ценнее человеческой жизни. Любые ошибки можно исправить, но смерть необратима.
Я испытываю
ярость и бессилие, когда думаю о том, что этих смертей можно было избежать, о природе власти, об уровне развития современного общества.
Я очень
боюсь беспорядков и гражданской войны, эскалации национального конфликта. Я очень боюсь за родных и друзей.
Я
рада и одновременно очень удивлена: в многоголосом эмоциональном хоре слышны голоса разума.
Эмоциональное состояние — не то, чем позволительно делиться с посторонними. Особенно неосознанное, не отодвинутое в прошлое, ещё преживаемое. Как можно писать реку тонкой нежной акварелью, пребывая в её стремительных водоворотах?
Я рада и одновременно очень удивлена: в многоголосом эмоциональном хоре слышны голоса разума.
В точку. Я тоже удивлён тому, что наблюдаю: что и у путинцев оккупационых, и у экстремистов местных, и у всех-всех-всех превалирует то самое, моё понимание: «Эй, товарищи, какая нафиг война? Мы по своим стрелять не будем. Скорее уж тогда по тем кто нас к тому призывает». И погибают до сих пор в основном лишь наиболее сочетающие в себе пассионарность с безрассудством. Как вон этот бандючище обычавший надысь. Не стало массовой резнёй, как это всегда бывало в истории. Я впервые вижу, что мы, несмотря на очень многие анахронизмы, архаизмы общества, живём всё же в XXI веке. Пока. То есть уроки 1917-го, 1941-го, 1991-го, 1995-го хотя бы отчасти, но закреплены. Надеюсь, это важное сохранится.
То есть космос в этом хаосе явственно проглядывается. Несмотря на все печальные действия обратных ему сил. Которые, конечно, куда заметнее. Это хорошая весть.
Я не очень рассчитывала, что люди побегут сюда изливать душу. Я рассчитывала, что может быть кто-то остановится и попробует разобраться в том, что с ним происходит. Все-таки я какой-никакой, а практикующий психотерапевт. Хотя акт сей был несколько импульсивным, каюсь.
То есть да, я могу ошибаться. В том числе под неблагоприятными и неосознанными пока склонениями, в том числе, и в первую очередь, конструктивными, эволюционно-наследованными архаичными животными механизмами. Но не оттого что я животное и участь моя такая — но оттого что животное и иррациональное возможно лишь пока не обращён туда свет разума. Тьма — она существует не как примат и долженствующее, но лишь там, куда пока не посветили фонариком. Чем, опять же, к славе её, и занимается психология.
Что до злобы, этих призывов к взаимной ненависти — вот как раз это я и считаю косвенным признаком победы: что видно же, что в этом преуспевают сейчас лишь какие-то провокаторы за зарплату. И у них это очень нелепо, фальшиво, а стало быть и недейственно получается. Вот очередной из хороших знаков.
Я говорю об эмоциях не потому что они тупые и темные, а потому что это важно. Нельзя от этого отмахнуться. Это абсолютно нормально, что люди злятся. Но это надо в себе знать и понимать. Потому что есть большая разница между тупой злобой в адрес козла отпущения и чистой яростью «Я».
И я здесь на стороне философии лишь потому, что, на мой взгляд, предмет продуктивнее познавать не на контрпримерах — ибо их число бесконечно.
Что ж, ваш подход — классический.
Вон когда они в своих кабинетах в XIX веке вырвали психологию в отдельную науку, обособили её, и чуть не слили с медициной — и тут всё у них и расцвело, все эти бесконечно смелые и свободные от всего предыдущего накопленного опыта о человеке и сознании теории, включая Ломброзо, френологию и очевидные ляпы Фрейда... я считаю, это была главная ошибка.
И, стало быть, настаёт время вернуть нашу либертину в общую упорядоченную структуру знаний о человеке, как наиболее занятной из форм случающихся в мире местами информационных процессов.
Заметьте, билогический аспект важен, но это не доминанта, как нам пытаются навязать. И поле бессознательного, хотя и занимает в структуре личности где-то процентов 90, тоже не доминанта. Более того, бессознательное вовсе не является источником всевозможной пакости, как полагал Фрейд (что есть только низ, верха нет). Уже вон Юнг его поправил, что оно же является и источником высших аспектов — того самого божественного. То есть и бог и дьявол одновременно, всё на мешано там. Религия качает маятник в другую сторону и отделяет низ, относит его к животному, нехорошему. И говорит, что человек — только божественное. Занятный у них спор, конечно выходит.
В современной психологии очень много есть направлений. Вон тот же экзистенционализм говорит о важности смыслов. Трансперсональные направления вообще соединили философию востока и запада. И вот это, я полагаю, прекрасно. Этот синтез родил нового ребёнка, с более объемным видением.
Однако, я вот написал, и тут же выполнил надлежащую рефлексию: а ведь есть объективные причины у этого отрыва аристотелева учения о душе от метафизики и пришивания его к медицине. Коннектом, посредством которого всё проецируется в матрицу — нельзя сказать, чтобы не значим, напротив.
Такая снова у нас диалектика для посвящённых. Но ведь профессура у них об этом не помышляет обычно — вот в чём беда. Реально, защищают свои докторские без малейшего взгляда поверх.
Я бы описал это другой метафорой. Например, с вами внезапно и совершенно неожиданно случился приступ. Скажем, острый аппендицит. Вас вырывают из привычного круга мест и событий, тащат в хирургию, раздевают, кладут под свет и режут. А у изголовья стоит психолог, и предлагает тут же описать в деталях ваши боль, страх и другие чувства.
«Водовороты» — это когда происходит нечто, к чему ты более-менее внутренне готов. Атомная война с Америкой, Страшный суд, засуха, землятрясение, очередной Чернобыль. Даже, черт возьми, огромный метеорит и инопланетяне — всё это психологически воспринималось бы проще. Всё это обдумывалось хотя-бы на уровне краешка подсознания.
А к тому, что происходило и происходит, нет никаких готовых внутренних психологических блоков. А соответственно и иммунитета. Киевские студенты — фашиствующие жидобандеровцы? Минные поля под Чонгаром? Российские танки против меня прямо за моими воротами? Мобилизация в Украине? Это именно операция без наркоза по самым основам твоего мировоззрения. И внятного описания чувств в этот момент не получится. Сначала нужно нащупать новую почву под ногами, и только потом, ретроспективно, попытаться уложить свои эмоции в какой-то конструктив.
Но за попытку автору спасибо.
Вот как раз выше мы обсуждаем, что завихрения эмоций — это как и завихрения воды в стремнине — не вполне что-то внутри нас. Скорее как раз снаружи. Но чему физически противопоставить свою волю на практике не всегда получается.
Атомная война с Америкой? Чудесно. Я бы выбрал с Южной, если позволите, там климат приятнее.
Мне жаль что ничего не поменялось, и мы являемся очевидцами тех же подковёрных договорённостей, что и раньше. Что мы видим те же кортежи, что и были ранее.
Но мы уже другие, и рано или поздно вся правда всплывёт наружу, и виновные будут наказаны, а слепые прозреют.
Но перемены должны начаться с каждого из нас.