lynx logo
lynx slogan #00090
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Хэн Соло и его верный маузер




   

№5589
16 594 просмотра
25 июня '13
вторник
9 лет 45 дней назад



Законы албанских горцев

[ uploaded image ]
Защита чести и достоинства, законы гостеприимства, законы брака и как из женщины сделать мужчину и зачем – все это можно найти в албанском своде обычного права – Кануне.

Фундамент Кануна прост и незамысловат, как и все гениальное — честь (nders), равенство всех перед всеми, клятва (besa). Работает это так: основной всего является честь, за попрание честь Канун не предусматривает штрафа, честь может быть восстановлена с помощью кровавой мести (кстати, не обязательно до смерти) или искренним извинением от обидчика, если пострадавший такое извинение пожелает принять. Откупиться нельзя – если тот, кого обидели, примет какую-то плату, то будет изгнан из клана и/или из своего поселения. Кстати, нанять кого-то для уплаты долга чести тоже нельзя – Канун четко артикулирует, что настоящий мужчина отплатит сам. А ненастоящий мужчина – это половина мужчины, что равно женщине или собаке, сами понимаете, какой с них спрос.

Важно, что в праве на восстановление чести все равны – и бедняк и аристократ, честь не зависит от финансовых возможностей сторон. Таким образом, каждый действует в рамках своей собственной правды, которая, тем не менее, должна соответствовать правде общепринятой. Ну и, наконец, беса – клятва, нарушение которой ведет к кровной мести, а потому беса – это что-то нерушимое, если только не враг себе и своему клану.


Канун – это то, о чем мало информации на русском и она очень путанная. Взять, к примеру, любимую википедию, в которой указано, что албанский князь Лека III Дукаджини – это основатель Кануна. Во-первых, с точки зрения формулировок – основатель свода законов звучит как-то странно, а, во-вторых, Лека тут не при чем, ученые считают, что Канун регулировал отношения между людьми, живущими на территории современной Албании как минимум лет за 600 до князя (а некоторые вообще говорят о Бронзовом веке) но, начнем с начала.

Слово kanun, являющееся общим термином для определения обычного права сходно с шумерским gi и ассиро-вавилонским словом qanu. Но, исследователи пришли к мысли, что в целом это определение kanun происходит из греческого kanna, означающего «норма», «правило» или «мера». Об албанском Кануне – своде устных обычных правил (а по существу нескольких различных устных кодексов), существует достаточно спорная информация, в частности, сложно определить когда именно он возник и какие обычае возникли первыми, а какие появились позже. Собственно заслуга князя Леки именно в том, что он, как предполагают, был последним сильным и харизматичным правителем Албании, которые методично применял Канун и так успешно, что все население Албании и албанские поселенцы в Черногории и Сербии твердо усвоили предложенные нормы. Скучно? Сейчас будет интереснее.

Впервые Канум был кодифицирован священником-францисканцем Stjefën Gjecov (транслитерация по вкусу) в 1913 году, а впервые опубликован в 1933. Всего в опубликованной версии Кануна содержится 1262 статьи и полный текст на английском я не нашла, так что информация взята из научных работ по теме. Кануном регулировались все аспекты жизни албанцев – от финансовых до законов гостеприимства, кои, кстати, воспринимались очень серьезно. Выше я писала, что кровная месть может быть заменена извинениями, но это не работало в случае, если был оскорблен гость – обида гостю смывалась только кровью. Согласно Кануну муж, например, мог убить жену только в двух случаях – если она ему изменила или если нарушила законы гостеприимства.

О роли женщины, в целом, можно догадаться. Женщина приравнивалась по ценности половине мужчины или собаке. Бить ее можно было регулярно и жаловаться на то она права не имела, разве что бил он ее до крови и вот тогда родители женщины могли пожаловаться и мужа бы..попросили обосновать свою агрессивную позицию. А, да, женщина вообще никак не относится к кровной мести. Оскорбивший женщину оскорбляет ее родителей или мужа (в зависимости от статуса) и платят за нее они же, если посчитают себя оскорбленными. Если же женщина, например, убивает своего мужа, то семья мужа будет спрашивать не с убийцы, а с ее клана.

Но, есть одно исключение из этих «женских правил» – женщины, согласившиеся на целибат, ношение мужской одежды и мужское поведение – бурнеши или присягнувшие на девственность. Бурнешами могу стать женщины, в роду которых не осталось старших мужчин и, отрекаясь от всего женского, они становятся главой рода со всеми соответствующими правами и обязанностями.

Влияние Кануна сильно ослабло в коммунистический период Албании, когда за применение обычных норм власти оперативно ввели смертную казнь. Незамысловато, но эффективно. Но, эффективность, по утверждению историков, свелась к практическому исчезновению кровной мести, а вот ситуация с традиционным домашним насилием поменялась мало – просто о нем не принято было говорить вслух. В горах Албании, тем не менее, можно встретить людей, для которых Канун не история и не забытая традиция, а объективная реальность. Выводы – дело спорное, для меня Канун, как и любой другой правовой памятник – это источник для формир


Согласно Кануну муж, например, мог убить жену только в двух случаях – если она ему изменила или если нарушила законы гостеприимства
Сурово. То есть, практически всегда. А кто проверит? Критерии.
Спасибо, интересно.
Enom › Спасибо, что вам интересно.smile Мне сложно судить о необходимости доказывать что-то, поскольку текста нормального я так и не ннашла. Но исходя из общего духа, думаю родственники жены могли каким-то образом попросить доказательств, вопрос что это были за доказательства.
Feadora › Не думаю. Полагаю, что женщины были обречены изначально. Хорошая жена — терпишь. Что-то не так — прощай.
По поволу силы слова (как свидетельства или доказательства). До сих пор, например, в Саудовской Аравии иногда на полных правах с иными, действуют вербальные договоры. Их на полном серьезе заключают и им следуют (что нас, тертых, может, конечно, удивлять). Думаю, благодаря как раз таким (например, как в Албании) неписанным (или уже оформленным) «реальным» законам. Они невероятно дисциплинируют.
Feadora › Держите часть Кануна и ещё немного фотографий.
Kindzarp › Первая ссылка у меян в тексте есть, но она совершенно не отвечает ни на какие вопросы. smile
Эх, хотел я написать сообщение о Кануне, но слишком долго собирался с силами. Я бы всё по-другому подал, там же главное — это то, что Канун, будучи авторитетным сводом законов, которому столетиями следует целый народ, в то же время является обычным кодексом примитивных валчарских панятий, бессмысленных и жестоких. Кроме того, есть несколько вариантов Кануна, каждый из которых в разных частях Албании применяется. Коммунистическое албанское правительство под руководством Энвера Ходжа практически положила конец применению Кануна и традициям кровной мести (возможно, это единственное хорошее дело на их совести), но после падения коммунизма с начала 90-х всё вернулось на круги своя. Сейчас в Албании около 2000 семей не могут выйти со своих дворов, а около 800 детей не ходят в школу, всё по причине того, что если кто-то из них выйдет на улицу, любой может и по Кануну имеет право убить их, кровная месть.

Kindzarp дал очень хорошие ссылки. Я же могу порекомендовать три документальных фильма об албанской кровной мести, регламентированной Кануном. Первый — это фильм «Экстремальное наказание» («Extreme Punishment») производства National Geographic из серии «Taboo» («Запреты»), в котором рассказывается о парне, который с трёх лет до теперешних его семнадцати лет не может выйти со своего двора в городе Шкодер, иначе его убьют. Вдумайтесь, этот юноша вообще ни в чём не виноват, убить его могут лишь за то, что его отец убил кого-то. За 90-е годы тысячи албанцев были убиты по причине кровной мести. Сейчас в Албании существуют организации юристов, которые занимаются только тем, что улаживают кровную вражду между разными родами. Фильм рассказывает обо всём этом, с русским переводом, но там рассказ об Албании перемежается с другими историями из других стран, об Албании там с начала до 12:10, а потом с 23:00 до 29:40:



Два других фильма целиком посвящены кровной мести в Албании, оба на английском:

Британский
Blood Feuds In Albania part 1
Blood Feuds In Albania part 2

Австралийский Blood Feud — Albania
Yellow Sky › Сам подумывал про Северную Албанию написать, ссылки в закладках лежали.
Kindzarp › Yellow Sky > Так продолжите пост новыми, это будет интересно — три разных точки зрения. Мне он был интересн как памятник права и, в целом, обычаи и правда очень жестоки и часто бесмысленны, но скачки эволюции по ним изучать интересно. Я весьма отстраненно это все рассмотрела именно потому, что сейчас это «бессмысленно и беспощадно» до сих пор существует.
Нет хороших специалистов по Кануну, видимо. А то измену жены можно было бы как-то закомуфлировать статьями о гостепреимстве. Столько жизней можно было бы спасти...
Elsh › Боюсь, адвокатов там не было, а если бы и были, то не успели бы добежать.
Feadora › Я вообще заметил, что чем никчемнее и бесполезнее человек, тем больше условностей он нагромождает в своей жизни. Это же можно отнести и к народам, я думаю.
Elsh › Я думаю, что тут все взаимосвязано — большое количество условностей действует как расписание, для того, чтоб выполнить все необходимые ритуалы и танцы необходимо потратить уйму времени и тогда на рост и развитие не остается ничего.
   


















Рыси — новое сообщество