lynx logo
lynx slogan #00005
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Эрнесто «Че» Гевара, врач и путешественник




   

№4155
10 414 просмотров
13 февраля '13
среда
4 года 337 дней назад



Древнейшие в мире игры

[ uploaded image ]
Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homo ludens» — «Человек играющий» — сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие животные.

При раскопках древнеегипетских гробниц додинастического периода (3500 лет до н. э.) было найдено много комплектов для игры, известной как «Сенет», которую считают древнейшей известной настольной игрой в мире. Это была самая популярная древнеегипетская игра, изображение людей, играющую в неё, тоже часто встречаются.



Игровые наборы (доска, фишки, «кости») помещали в гробницы, поскольку в Египте игра имела культовое значение, считалось, что те, кому везёт в игре, находятся под покровительством богов Ра и Тота. По этой же причине на фресках часто изображён только один игрок, никого нет на другой стороне доски, игрок как бы играет с самим Провидением.

image

Позже эта игра распространилась на Ближнем Востоке, на Крите и на Кипре. Правила игры точно не известны, но могут быть в значительной мере реконструированы учёными. Поле image представляло собой прямоугольник, расчерченный на 30 (3 х 10) квадратов. Фишки обеих сторон были одинакового цвета, но различались формой – одна сторона играла «конусами», другая – «катушками». Цель игры была подобна современным нардам – провести свои фишки через все поля к выходу (с левого верхнего в правый нижний угол) быстрее, чем противник сделает то же самое (вообще-то говоря, все древнейшие игры, включая все, упомянутые в этом сообщении, были именно этого типа, «race games»). Игра была азартной, поскольку включала в себя бросание «костей» — рандомизатора, который определял, на сколько полей продвинется ваша фишка за один ход (о видах древнейших костей см. ниже). Современная игровая индустрия не могла упустить шанса срубить с древнейшей игры, поэтому сейчас cенет производится разными фирмами, в разных разновидностях, есть компьютерные реализации (играть с компьютером в кости – это сюр, по моему, здравее нарисовать на бумаге поле и сыграть с другим человеком, но на вкус и на цвет… ), ссылки в конце поста.

На КДПВ изображена другая древнеегипетская игра, «Собаки и шакалы» (фото крупнее). В голливудском фильме 1956 года «Десять заповедей» есть сцена, в которой царица Нефертари играет в эту игру с фараоном Сети. В этой игре каждый игрок имеет 29 полей-отверстий, некоторые из которых соединены «лифтами» — линиями, которые переносят фишку вперёд или назад на несколько полей, как в современной игре «Змейки и лесенки» («Snakes and Ladders»). У каждого игрока есть свои 29 отверстий, по обе стороны от пальмы.
image
Фишки, в виде колышков, увенчанных головой собаки у одного игрока, и головой шакала у другого, вступают в игру у вершины пальмы, на поле №29, и идут по своему пути к выходу, который находится над пальмой рядом с полем №1. Следует заметить, что в этой игре фишки каждого игрока идут по собственному маршруту и не встречаются с фишками противника.

Шумер не отставал от Древнего Египта и тоже породил игру, которая даже в Египте стала популярной, сейчас её называют «Королевская игра города Ур», египетскую разновидность называют «Асэб».

image

Это тоже игра типа нарды, бросая «кости», игрок вводил свои фишки в игру, каждый в своём нижнем углу image, вёл их по маршруту, и они выходили в центральном нижнем поле, при этом фишки обоих игроков часть пути проходили по тому же маршруту, что и фишки противника, где противник их мог «побить» и вернуть на начало пути. К счастью, найдена клинописная табличка, на которой описана часть правил этой игры (в древнем Шумере вообще очень много документов уцелело, они были написаны на вечной глине).

Есть ещё несколько древних игр, но все их тут невозможно описать. Расскажу о «костях», которые тогда использовались. Кубики – современные кости, генерирующие число от 1 до 6 – появились лишь в античной Греции, в Египте и Шумере таких не знали, они пользовались рандомизаторами трёх разных видов: во-первых, это были плоские палочки (типа наших палочек для мороженого), одна сторона которых была плоская, другая выпуклая. Бросая 4 такие палочки, генерировалось число от 1 до 5. Такие «кости» использовали в сенете и в «Собаках и шакалах». Во-вторых, использовались овечьи бабки – таранная кость из стопы овцы, которая могла падать одной из четырёх сторон:

image

2 бабки использовали в «Собаках и шакалах». В «Королевской игре города Ур» кроме вышеназванных палочек использовали и два глиняных тетраэдра. У тетраэдра 4 вершины, две из них были окрашены в жёлтый цвет, а две в красный. Бросая 3 такие треугольные «кости», получалось число от 1 до 4.

Ещё раз напоминаю, что все эти игры сейчас изготовляются и продаются, каждый может их купить (это не реклама, поэтому ссылок на магазины не будет).

Ссылки в первом комментарии.
  Написал шляхтич Yellow Sky  
77



Ссылки (всё на английском):

Сенет: Wiki, ещё описание, сенет онлайн (можно скачать).

Собаки и шакалы: Описание, ещё одно, и ещё одно, и ещё одно, скачать прогу (древняя прога, однако).

Королевская игра города Ур: Wiki, описание, описание «Асэб», её египетской разновидности.
К вашему сообщению добавить немного идеологии, «водички» для увеличения объёма, список использованной литературы на 44 страницах — и готова кандидатская. Завидую!
Margadon › Знаете, мне предлагали писать кандидатскую, но я уже тогда достиг такого уровня самоосознания, что понял: я не смогу с серьёзным видом, собрав и систематизировав некоторую информацию, подать её как своё исследование. Я не вижу в этом смысла. Но вот потешить воображение почтенных рысей — это же другое дело! Я знаю, для кого я это пишу, мне интересно, какие мысли и чувства это у вас вызовет, мне интересно это обсудить в комментариях. Вот как-то так.
Yellow Sky › Спасибо!
Никогда не слышала ни об одной из этих игр, кроме «Собак и Шакалов», их описание я вычитала в каком-то историческом детективе. Спасибо!
Feadora › Самое прикольное в этих играх то, что поле можно просто нарисовать на бумаге и играть чем угодно, например, пуговицами. Кости, насколько я знаю, у всех есть.
Yellow Sky › Да, 206 штук. smile
Karydiola › Почему 206 штук? Не более десяти каждого цвета для любой из описанных выше игр.
Я вот никак не могу нигде купить набор для игры в го, и сделать сам его не могу, доску сделать легко, но где взять камни — фишки для этой игры? По моим подсчётам, нужно минимум 219 камней (шашек) каждого из двух цветов...
Yellow Sky › 206 — это количество костей в скелете человека. Овечьи бабки, ассоциации первого уровня, извините.
Karydiola ›
Доктор Сильберман: Ты мне руку сломала!
Сара Коннор: В человеческом организме 215 костей. Это была только одна.
Kindzarp › Значит, меня обманули.
Karydiola › Нет, количество до 215 нарастить очень легко, чем и занималась Сара Коннор. Это ведь она про 215 в фильме сказала.
Kindzarp › Подозреваю, что разница в 9 костей возникла из-за того, что в мозгу человека есть 9 извилин, которые выполняют роль костей — 9 костей и один хрящ выполняют роль девяти цифр, а хрящ — роль нуля, у математически одарённых людей эти кости и хрящ служат для быстрого счёта. Хрящ, при перенесении единицы в другой разряд, надавливает на мозжечок, который ответственный за стохастический резонанс, происходит замыкание цепи обратной связи, мозжечок даёт сигнал в гипоталамус — и ответ готов, поциент даже не осознаёт всей сложной биохимической кухни, которая задействована в его, казалось бы, здоровой голове.
Yellow Sky › Вы только что взорвали мой хрящ.
Kindzarp › Это не страшно, просто вам теперь в девятеричной системе всё придётся считать.
Yellow Sky › За буквы тоже отдельные извилины отвечают? А за иероглифы?
Karydiola › Нет, за буквы и иероглифы отвечают митохондрии, древние паразиты навеки внедрившиеся в наш организм, митохондриальная ДНК — это идеографический словарь всех слов, сгруппированных по их значениям. При переводе текста с языка на язык поджелудочная железа выделяет фермент, который попадает в кровь и отпирает митохондрии, все смыслы из них выплывают в кровоток, а асемофаги, антитела, уничтожающие иррелевантные смыслы, съедают все те, которые не относятся к делу. В результате, мозга достигают лишь те смыслы, которые могут быть релевантными. У некоторых людей слишком сильный иммунитет, асемофаги съедают весь смысл, поэтому возникла защитная реакция организма, подавляющая иммунитет, ВИЧ, с которой до сих пор человечество борется. А против правды не попрёшь!
Yellow Sky › Такими темпами мне скоро в двоичной придётся считать.
Kindzarp › Вот видите, а ведь кое-кто говорит, что компьютеры не могли бы возникнуть эволюционным путём.
Yellow Sky › Муу...
Kindzarp › Муу... [x]
Karydiola › Нет, ну что вы, человеческими костями даже при рабовладельческом строе не играли. Хотя, я думаю, майя и ацтеки делали ставки, на пузо или на спину упадёт жертва, у которой сердце вырезали, скатившись с пирамиды, а в современной индии до сих пор играют на флейтах, сделанных из человеческой берцовой кости. Говорят, это одни из самых лучших флейт, и я верю. Буду в Индии, обязательно раздобуду такую.
Yellow Sky › Если уж играть костями, то я предпочитаю компьютерный маджонг.
Yellow Sky › Месье знает толк!
Feadora › Флейты — наше всё. Играть на флейте из берцовой кости мудрого гуру — непозволительная роскошь.
Yellow Sky › После прочтения ваших умозаключений Князь, остаётся только играть в чапаева, если его осилит последний не подорванный хрящ.


Feadora › А где вы узнали о «Собаках и Шакалах»?
Жаль пост можно плюсануть только один раз.
   
















Рыси — новое сообщество