Один известный культуролог
назвал наш биологический вид «Homo ludens» — «Человек играющий» — сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие животные.
При раскопках древнеегипетских гробниц додинастического периода (3500 лет до н. э.) было найдено много комплектов для игры, известной как «Сенет», которую считают древнейшей известной настольной игрой в мире. Это была самая популярная древнеегипетская игра, изображение людей, играющую в неё, тоже часто встречаются.
Игровые наборы (доска, фишки, «кости») помещали в гробницы, поскольку в Египте игра имела культовое значение, считалось, что те, кому везёт в игре, находятся под покровительством богов Ра и Тота. По этой же причине на фресках часто изображён только один игрок, никого нет на другой стороне доски, игрок как бы играет с самим Провидением.
Позже эта игра распространилась на Ближнем Востоке, на Крите и на Кипре. Правила игры точно не известны, но могут быть в значительной мере реконструированы учёными. Поле
представляло собой прямоугольник, расчерченный на 30 (3 х 10) квадратов. Фишки обеих сторон были одинакового цвета, но различались формой – одна сторона играла «конусами», другая – «катушками». Цель игры была подобна современным нардам – провести свои фишки через все поля к выходу (с левого верхнего в правый нижний угол) быстрее, чем противник сделает то же самое (вообще-то говоря, все древнейшие игры, включая все, упомянутые в этом сообщении, были именно этого типа, «race games»). Игра была азартной, поскольку включала в себя бросание «костей» — рандомизатора, который определял, на сколько полей продвинется ваша фишка за один ход (о видах древнейших костей см. ниже). Современная игровая индустрия не могла упустить шанса срубить с древнейшей игры, поэтому сейчас cенет производится разными фирмами, в разных разновидностях, есть компьютерные реализации (играть с компьютером в кости – это сюр, по моему, здравее нарисовать на бумаге поле и сыграть с другим человеком, но на вкус и на цвет… ), ссылки в конце поста.
На КДПВ изображена другая древнеегипетская игра, «Собаки и шакалы» (фото
крупнее). В голливудском фильме 1956 года «Десять заповедей» есть
сцена, в которой царица Нефертари играет в эту игру с фараоном Сети. В этой игре каждый игрок имеет 29 полей-отверстий, некоторые из которых соединены «лифтами» — линиями, которые переносят фишку вперёд или назад на несколько полей, как в современной игре «Змейки и лесенки» («Snakes and Ladders»). У каждого игрока есть свои 29 отверстий, по обе стороны от пальмы.
Фишки, в виде колышков, увенчанных головой собаки у одного игрока, и головой шакала у другого, вступают в игру у вершины пальмы, на поле №29, и идут по своему пути к выходу, который находится над пальмой рядом с полем №1. Следует заметить, что в этой игре фишки каждого игрока идут по собственному маршруту и не встречаются с фишками противника.
Шумер не отставал от Древнего Египта и тоже породил игру, которая даже в Египте стала популярной, сейчас её называют «Королевская игра города Ур», египетскую разновидность называют «Асэб».
Это тоже игра типа нарды, бросая «кости», игрок вводил свои фишки в игру, каждый в своём нижнем углу
, вёл их по маршруту, и они выходили в центральном нижнем поле, при этом фишки обоих игроков часть пути проходили по тому же маршруту, что и фишки противника, где противник их мог «побить» и вернуть на начало пути. К счастью, найдена клинописная табличка, на которой описана часть правил этой игры (в древнем Шумере вообще очень много документов уцелело, они были написаны на вечной глине).
Есть ещё несколько древних игр, но все их тут невозможно описать. Расскажу о «костях», которые тогда использовались. Кубики – современные кости, генерирующие число от 1 до 6 – появились лишь в античной Греции, в Египте и Шумере таких не знали, они пользовались рандомизаторами трёх разных видов: во-первых, это были плоские палочки (типа наших палочек для мороженого), одна сторона которых была плоская, другая выпуклая. Бросая 4 такие палочки, генерировалось число от 1 до 5. Такие «кости» использовали в сенете и в «Собаках и шакалах». Во-вторых, использовались
овечьи бабки – таранная кость из стопы овцы, которая могла падать одной из четырёх сторон:
2 бабки использовали в «Собаках и шакалах». В «Королевской игре города Ур» кроме вышеназванных палочек использовали и два глиняных тетраэдра. У тетраэдра 4 вершины, две из них были окрашены в жёлтый цвет, а две в красный. Бросая 3 такие треугольные «кости», получалось число от 1 до 4.
Ещё раз напоминаю, что все эти игры сейчас изготовляются и продаются, каждый может их купить (это не реклама, поэтому ссылок на магазины не будет).
Ссылки в первом комментарии.
Сенет: Wiki, ещё описание, сенет онлайн (можно скачать).
Собаки и шакалы: Описание, ещё одно, и ещё одно, и ещё одно, скачать прогу (древняя прога, однако).
Королевская игра города Ур: Wiki, описание, описание «Асэб», её египетской разновидности.
Я вот никак не могу нигде купить набор для игры в го, и сделать сам его не могу, доску сделать легко, но где взять камни — фишки для этой игры? По моим подсчётам, нужно минимум 219 камней (шашек) каждого из двух цветов...
Доктор Сильберман: Ты мне руку сломала!
Сара Коннор: В человеческом организме 215 костей. Это была только одна.