Если вы помните, в сообщении о транспортах типа «Либерти», я рассказывал о том, что они создавались в основном трудом американских женщин. Так вот, о одной из них, вернее о собирательном образе девушки, работающей для нужд страны, я и поведу речь сегодня. Знакомьтесь — клепальщица Рози. Незаслуженно забытая. Хайрез.
Сразу сосредоточу ваше внимание на исторически сформировшемся заблуждении о том, что Рози изображена на знаменитом плакате «We Can Do It!». Это не так. «WCDI» был создан то ли в 1942, то ли 1943 году художником Дж. Миллером для лишь внутреннего использования в компании «Westinghouse Electric Company» в целях повышения морального духа ее рабочих, и посему, к моей Рози никакого отношения не имеет. Также, не смотря на некоторое внешнее сходство, каноничная клепальщица не имеет ни малейшего отношения к тетушке Хильде, появившейся значительно позже.
История ее несколько иная. Испытав, в связи с призывом на военную службу большинства мужчин, катастрофическую нехватку рабочих рук, промышленность США забила в колокол. Нужно было решение. И оно было найдено — привлечение к работе в промышленной сфере хрупких женщин. Но так как это происходило там, где наши методы могли не пройти, нужен был определенный толчок, ибо заманить девицу к изготовлению снарядов для гаубиц или на сборочную линию бомбардировщиков не так-то легко. И тут в дело вступила пропагандистская машина. Впервые ее имя прозвучало в очень знаменитой и популярной песенке Редда Эванса и Джона Джейкоба Леба: Делает историю, Работает на победу, Рози... рррррррррррррррр... клепальщица!
Это и стало моментом рождения Рози – образа собирательного, вымышленного, дитя агитационной машины. Работница авиационного завода в Мичигане послужила прототипом для этого образа, вторая снималась в роли Рози в пропагандистских фильмах, а третья стала образом, вошедшим в историю. Художник-иллюстратор Норман Роквелл, его галерея, создатель известной Four Freedoms, и направивший вырученные от ее выставки средства (около 130 млн.долларов(!) по тем временам!) на военные нужды, создал ее, Рози!
Она открыла новые границы женственности — сильная, уверенная в себе девушка — символ патриотизма. Атрибуты военного производства — рабочая одежда, инструменты и коробки с обедами — были неотъемлемой частью нового образа американской женщины. Рози обедает на рабочем месте. На коленях — пневматический клепальный молоток, ноги попирают «Майн кампф», на груди — значки донора, отличного работника, символ победы... Случайно или намеренно художник использовал позу пророка Исайи из Сикстинской капеллы Микеланджело. Лейтмотив прост – работающая на заводе женщина приближает победу и помогает сохранить жизнь своего мужа, брата, друга. Это сработало. Патриотическое воодушевление набрало обороты, образ Рози очень популярен, и многие женщины повесили тогда домашние передники на гвоздь и пошли собирать танки и самолёты, из них около шести миллионов вышли на работу впервые в жизни. Также считается, что широкое привлечение женщин (в том числе чернокожих) на заводы сыграло свою роль в послевоенном ослаблении половой и расовой дискриминации в Америке.
По окончании войны многие женщины были уволены, но количество работающих женщин уже никогда не упало до довоенного уровня. После войны тиражи плаката Роквелла сдерживались авторскими правами, в то время как количество копий постера Миллера не ограничивалось ничем. Благодаря этому «We Can Do It!» стал популярным, и со временем присвоил себе имя Рози-клепальщицы, даже в ролике из этого сообщения, став культовым изображением, которое цитируется сегодня всеми подряд. Мораль — берегите, и не забывайте своих женщин! ВВ
Мне кажется, что вы либо журналист, либо писатель. Или нашли золотую жилу. Спасибо за ещё один шедевр!
Juventa › Человек мой дорогой. Мне это легко писать. Я ведь живу там...
Genosse › Где? Я тоже туда хочу. хотя если вы на Олимпе живёте, с музами...
Juventa › Живу там, в том времени, о котором пишу...30-40 годы того века. Время сильных и необычных людей, и бесчеловечных но изумительно красивых машин, которыми управляли эти люди. Хотите, короткий и интересный фильм?
Мы когда-то с Yellow Sky обсуждали, как бы себя чувствовали люди этого времени, если бы внезапно попали в мое время? А если бы раньше, в начало века? Участь у многих была бы незавидной...
Genosse › Знаете, очень приятно видеть такого увлеченного человека. Таких очень мало. Я, к слову, люблю 80-е в Америке.
Juventa › Напишите нам о своем увлечении. Откройте тайники души, те ниточки, которые привязывают вас к этому времени, и напишите...Уверен, будет интересно. Там много было интересного. И Рейган с «Империей зла», и «Челлендер», фильмы тех лет...А главное — люди, их жизни, события... Помните, как в «Форрест Гамп» рассказывал? Целые айсберги информации в вашем распоряжении...
Genosse › Неожиданная концовка фильма. Очень интересно.
Yellow Sky › Да уж. Рад, что заинтересовал и вас. Все собираюсь написать о лагерях для военнопленных в Ирландии. Для всех. Там ведь своя жизнь была...С честным словом офицеров, для свободного выхода, деньгами только для POW, укладом... Многие — немцы, англичане, американцы, французы, даже немного наших, после войны так и не уехали, остались жить в Ирландии...
Genosse › Никогда об этом не слышал раньше. С удовольствием почитаю, если напишете, у вас очень интересно получается.
Yellow Sky › Благодарю за высокую за оценку моего творчества. Надеюсь, я вам пригожусь и в таком качестве.
Бесподобная агитка! Чудесное изложение матерррррриала! Я уже начинаю жалеть о том, что армия меня минула стороной!
Hare Rama › Дорогой мой доктор, не жалейте! Я ведь по сути — армейский тунеядец. Тру-воинам на это просто нет времени...
Время сильных и необычных людей, и бесчеловечных но изумительно красивых машин, которыми управляли эти люди.
Хотите, короткий и интересный фильм?
Мы когда-то с Yellow Sky обсуждали, как бы себя чувствовали люди этого времени, если бы внезапно попали в мое время? А если бы раньше, в начало века? Участь у многих была бы незавидной...
Там много было интересного. И Рейган с «Империей зла», и «Челлендер», фильмы тех лет...А главное — люди, их жизни, события...
Помните, как в «Форрест Гамп» рассказывал?
Целые айсберги информации в вашем распоряжении...
Все собираюсь написать о лагерях для военнопленных в Ирландии. Для всех. Там ведь своя жизнь была...С честным словом офицеров, для свободного выхода, деньгами только для POW, укладом...
Многие — немцы, англичане, американцы, французы, даже немного наших, после войны так и не уехали, остались жить в Ирландии...