Например, служить опознавательным маячком для альпинистов. Такова судьба тела под кодовым названием «Зеленые ботинки» (на КДПВ), предположительно индийского альпиниста
Tsewang Paljor, совершившего в 1996 году неудачное восхождение на Эверест.
На этой горе погибло
много альпинистов, но не все задумываются над тем, что с ними происходит после смерти. С учетом высоты и экстремальных условий провести эвакуацию тела зачастую бывает физически невозможно. Так и лежат они, выполняя странную, но почетную функцию ориентиров на местности. Иногда, впрочем, происходят случаи массового помутнения сознания. Так, например, в 2006 году порядка 40 альпинистов прошло мимо умирающего
Дэвида Шарпа, который остановился в той же самой пещере, где лежало тело индийского альпиниста, приняв его (Дэвида Шарпа) за «Зеленые ботинки» (больше подробностей, как всегда, в
Вики).
Впрочем, Эверест не единственный источник таких печальных происшествий —
здесь, например, очень длинный, но чрезвычайно увлекательный рассказ человека, взошедшего на высочайшую вершину Южной Америки — гору Аконкагуа. Где-то в середине повествования — рассказ об австрийце, сошедшем с ума прямо во время восхождении, сначала живом, а потом — не очень...
Возник вопрос. В нем присутствуют люди из очень многих стран. Но за весь охваченный период не отметил ни одного погибшего альпиниста из СССР.
Имею точные сведения по крайней мере по одному альпинисту, который в результате падения получил очень серьезные травмы.
Отсутствие погибших советских альпинистов в списке — свидетельство высокого их класса? Или есть другие причины?
Легализовать труп на границе даже если смогли его эвакуировать с Эвереста-уже проблема.Опять же утечка.
Слать по дип. каналам через посольство?Возможно.
Начинаю склоняться к высокому уровню альпинистов и руководящей роли партии, что в итоге свело потери на нет.
Анекдот в тему:
-Товарищ командир!Патроны закончились!Что делать?
-Но ты же коммунист!
И пулемет застрочил с новой силой.
Кстати, обратили внимание на возраст? Молодых нет.Только опытные,взрослые люди. Самый молодой-26 лет, самый старший-60(!).
Этот год выдался «урожайным», много коммерческих, что ли, тащили..
По статистике, на гору поднялось около 1500 человек. Остались там (по разным источникам) от 120 до 200. Можете себе представить?
Среди этих 200 человек есть и те, кто всегда будет встречать новых покорителей. По разным источникам на северном маршруте находится восемь открыто лежащих тел. Среди них двое русских. С юга находится около десяти. А если отойти влево или вправо...
Страшные кадры канала «Дискавери» в сериале «Эверест — за грянью возможного». Когда группа находит замерзающего человека, снимает его на камеру, да лишь интересуется именем, оставляя умирать в одиночестве в ледяной пещере (отрывок, на английском языке).
Там совсем иная этика. Каждый, покидая свой уютный особняк в курортной зоне с отоплением, водопроводом, магазинами, больницами и, главное, кислородом вокруг, и срываясь на восьмитысячник, уже одним этим самым выражает свою чёткую волю: «Я знаю, на что иду; полностью отказываюсь от любой помощи других, идущих на то же; осознавая, что если они начнут мне помогать, могут сами погибнуть, и уж тем более гарантированно не смогут добиться того, для чего мы все туда пошли».
Это этика воинов, а на обывателей. Это круче чем даже в бою, где хотя бы пытаются вытащить своих — правда и то далеко не всегда, по обстоятельствам. Тут обстоятельства такие. Когда в группе все сами на пороге смерти, уже пощупать её могут, не до вытаскивания того, кто уже подвёл себя и может подвести всех. У Джека Лондона, кстати, про его Севера, этого хватает, уже в доступной, беллетризированной форме.
Здесь вам не равнина
Здесь климат иной
Чтобы перевести в понятийное пространство обычной нашей, полисной, морали: если кто-то из посетителей зоопарка вдруг спрыгнул в ров с медведями и начал их хреначить палкой — вы же не возжелаете его в этом поддержать. Хотя, в общем, помощь ему, в его положении, не помешала бы.
Вы правы, я тоже так же точно поступил бы. Потому что мне потом жить с этим. И зачем мне нужно это нелепое спортивное достижение, если я буду всю оставшуюся жизнь потом помнить, что я купил его ценой человеческой жизни? И напротив, разве это не высшая заслуга, используя ваш, о принц, термин — пожертвовать своей мечтой ради того, чтобы спасти кого-то.
Это не у Гессе ли как-раз было живо так литературно обыграно: что на вершине пути вдруг понимаешь, что путь-то уже и не нужен, и что отказ от вершины пути, когда она вот уже, гарантирована, после героических трудов и страданий всей жизни — и есть истинная, обретаемая, вершина?
Но, ещё раз: те, кто прыгает в ров с медведями — это совсем особые люди.
Самый известный прецедент с Букреевым — на Эвересте в 1996 году. Другие там законы моральные, это как на войне, например. Разница только, что в горы люди по доброй воле лезут, но и ответственность за свою жизнь и здоровье несут самолично.
Как бы я повёл себя в таких условиях? Не знаю — внизу мы все нравственно устойчивые. Как ответил Дон Хуан Карлосу: «Я просто не буду ходить там, где сидит снайпер».
В условиях, резко отличающихся от табличных (дом,работа,гор.вода,еда,женщины,отсутствие угроз для индивидуума и др. блага цивилизации), шелуха цивилизации слетает очень быстро, практически моментально. И на ближнего, а тем более дальнего, становится настолько наплевать, что границы этому уже нет. Человек быстро и благополучно вступит в сделку с самим собой.
Но есть одно но...
В том случае, если в подобную ситуацию попала разнородная, неуправляемая группа людей, это правило может сработать.
Чем группа численней, тем сложнее каждому заключить эту сделку и озвучить свои темные помыслы. Поговорка «На миру и смерть красна» частично отражает описываемую ситуацию и ход мыслей отдельно взятого субъекта. Утверждаю, что коллективном разуме коллектива могут присутствовать основы человеческой морали.
Далее, из группы обязательно выделится лидер. Положительный или отрицательный. И мнение остальных будет сформировано то ли добрым словом, то ли добрым словом и «Кольтом».
Иная ситуация в группах, которые изначально подчиняются воле руководителя, требованиям дисциплины. Это может быть дано только четкими нормами права. И для таких групп людей существуют меры административного принуждения их выполнения.
Риск скатиться в первобытное, животное морально-психологическое состояние в таких группах практически исключен. Девиации моментально караются. Воинские уставы разрешают искоренять такие проявления вплоть до применения оружия.
Теперь рассмотрим альпинистов. Субъективно считаю, что подобные ситуации заранее оговорены и прописаны в едином для социальной группы «кодексе», или, как вариант, в неписаном его варианте. И регулируются комплексным способом- как путем единоначалия (старший группы), так и в случае необходимости — коллегиальности(всем составом группы). И опять же, уверен в том, что нормы морали применяются однозначно.
В ходе обсуждения рассматриваются тактическая обстановка на момент ее возникновения, силы и средства группы, рассматриваются альтернативные варианты развития событий, оцениваются шансы на успех и провал всей операции, угрозы, и прочие, очень специальные аспекты.
Напоминаю читателям о существовании уголовного права. И оно распространяется на территории, находящиеся даже на 8000 метров выше уровня моря. Там, внизу, их испросят компетентные органы: «А где Петя?» И членам группы придется объяснять, чем они руководствовались, когда они оставляли его в роли ориентира. И для того, чтобы не пополнить составом своей группы личный состав исправительно учреждения, в назидание потомкам-альпинистам,, им необходимо будет дать очень расширенный и обоснованный ответ. Гляньте здесь.(осторожно, Украина)
Как-то так.Прекращаю теоретизировать.
Всегда Ваш.
Домашнее задание: установить, где сейчас та группа японских туристов с фотоаппаратами?
Тру-ситуация создания успешной «легенды» с целью избежать наказания.
Думаю, победили упаднические настроения, или имел место быть конфликт между честью и совестью и погоней за славой. До спуска в базовый лагерь успели детально оговорить показания. Сослались на «помутнение сознания». Одели венок покорителей Эвереста. ПРОФИТ!
Дима отдает распоряжение немедленно выходить. Спускается Аман, говорит, что наверху срочно нужна помощь – минут 20 назад Алексей потерял сознание. Ухожу наверх. Перед выходом резанула Димина фраза:
– Если он умер, вниз не тащите.
До сих пор я и мысли не допускал, что кто-то из наших может погибнуть.
Все силы отдаю, чтобы двигаться быстрее. Краем сознания отмечаю группу шерпов, почти волокущих клиента. Спрашиваю у гида:
– Где участники русской экспедиции?
Американец, вздохнув, разводит руками и говорит что-то про соболезнования. Это мне уже совсем не нравится.
Выше встречаю Сашу Проваторова. Саша бормочет что-то невразумительное, понимаю только, что кого-то нужно спускать, а он в этом ничего не понимает. Поднимаюсь под стену. На полочке сидят двое, Олег Новицкий и Стас. Спрашиваю: где Лешка?
– Он умер.
Они рассказали, что видели, как тело Алексея кто-то скинул со стены, они снизу видели, как он падал. Потом оттуда высунулись две головы – посмотрели, куда он летел. Мужиков все это настолько шокировало, что они малость потерялись. Я тоже в полной растерянности: зачем кому-то нужно было сбрасывать тело со стены, если он потерял сознание всего-то 40-50 минут назад? Тело пролетело по стене 100 метров, затем по широкому снежному кулуару и исчезло за перегибом.
Спустился к палатке. Думать ни о чем не могу. Дима предлагает завтра мне идти на гору. Задаю вопрос о морально-этической стороне такого поступка. В советские времена при несчастном случае было принято прекращать восхождение всей группе. Дима отвечает, что в этом нет ничего предосудительного и будет совершенно правильно, если мы пойдем на гору.
Учел. Порву сей шаблон самолично. Благодарю за подсказку.
«Экспедиция томичей на Эверест»
Кузбасс-Эверест 2001:
Badlov привёл хорошее сравнение — с войной. Которое опровергает это ваше утверждение, под которым я тоже хотел бы подписаться, да только вот не выходит, увы.
Не убий — категорический императив. Абсолютное табу. Ни при каких обстоятельствах, лучше сам сдохни, но не смей отнимать жизнь у другого. А на войне так нельзя. Там самым отъявленным серийным убийцам — напротив, золотые звёзды дают и улицы их именами называют посмертно.
Я изменю его так: категорический императив не может зависеть от формальных, подчинённых, ситуативных мелочей. Он выше их. Потому «не убий вообще» — это излишний лаконизм, лгущий, обманывающий. «Не отнимай жизнь несправедливо». Убийцу надо остановить...
Это секрет, который понимают только кшатрии. Кто понимает — тот воин. Кто нет — тот нет. Ну и брахманы, конечно, они вообще всё понимают. Вот так всё сложно бывает.
И ввиду этой сложности, толкованием философского раздела — этики, облечённого в культурную форму морали, занимается право, юриспруденция, прямо уже указывающая для каждого конкретного случая, как к нему именно разумно и логично было бы применить казалось бы такие простые базовые императивы. А это уже много томов запутанной макулатуры и крючкотворства, как вы знаете. Мудрость проста и безыскусна — но лишь для того, кто ею владеет. Тому, кто ею не владеет, её вообще вряд ли возможно объяснить: или шах быстрее сдохнет, или ишак... Поэтому нам всем остаётся лишь полагаться на своих личных даймониев, и непрестанно перепроверять (отрефлексировывать — по излюбленному словечку Пятигорского) свои убеждения и логические построения.
Но зачем вы возвращаете нашу совместную майевтику к уже успешно нами пройденному этапу?
Мы согласились, что для нас с вами гора менее важна, чем жизнь альпа, и что для многих других — нет. И сейчас мы уже обсуждали куда более интересную вещь, предложенную вами: применимы ли априорные императивы в своей лаконичной, ультимативной, вербализованной форме. И вроде бы даже нашли ответ. А тут снова — оппа, гангнам-стайл.
Это вообще одно из важнейших человеческих качеств: во всём искать и находить пищу для размышлений.
Например, отчего именно в горах выработался такой цинизм — не у подводников, не у полярников, не у космонавтов?.. Ни у одной другой категории, где тоже зачастую люди оказываются на грани жизни, и реально уже не до сантиментов.
В СпН разве что есть схожее пренебрежение жизнью бойца в сравнении с выполнением боевой задачи — но там всё понятно для чего, задача в самом деле дорогого стоит.
Отчего они даже не вытаскивают своих там, где риска для жизни нет, где толпы мимо ходят?
И вот ещё повод поразмыслить: может быть есть ещё какие-то места, где вот так же как у альпов всё сурово?
Про полярников не готов говорить, там своя специфика. А с подводниками и космонавтами, по моему, всё просто и логично. Выжить можно только всем вместе, и погибнуть, опять же, всем вместе. Можно пожертвовать собой, чтобы выжили остальные, или не пожертвовать и сгинуть всем. Как-то так. Да, ещё, это работа а не развлечение. Ведь альпинизм всё-таки больше развлечение, поиск адреналинового занятия.
Но и тут-то тоже группами идут, боевое сплачивание какое-никакое заранее проводят, надеюсь... Но в общем да — психология разрозненных гражданских обывателей: «А мне-то что? Кому больше всех надо, тот пускай и вмешивается».
Ну и буржуазная мораль.
В советские времена при несчастном случае было принято прекращать восхождение всей группе.
Индивидуализм не в хорошем смысле: «Я и только я отвечаю лично за свои поступки», а в таком: «Других интересов, кроме моих, не существует».
Но ведь оценка справедливости того или иного действия исходит именно из сопоставления общего принципа и конкретных обстоятельств, во всяком случае в юриспруденции.
Что меня сильно удивило — это то, что правило «каждый сам за себя» на практике работает даже в случае профессиональных спасателей. По последней ссылке в комментариях развернулся очень большой
срачобсуждение именно на эту тему. Кстати, спасатели нашли того австрийца еще живым, но не стали эвакуировать, опасаясь за свою безопасность. Ну и приводится куча примеров из жизнигероев-спасателей на Эльбрусе, где, как говорят опытные альпинисты, все обстоит еще печальнее.По предмету поста меня заинтересовал даже не этический момент спасения погибающих, а изменение отношения людей к тому, что внизу принято считать табуированной темой — отношение к телам погибших, которые по природным причинам не подвержены разложению. То есть, например, как должны чувствовать себя родные и друзья этих погибших, зная, что десятки людей ежедневно проходят мимо тела их любимых/друзей, называя даже не по имени, а просто «Зеленые ботинки» и используя в качестве ориентира на местности. Я думаю, что даже сбросить эти тела в пропасть было бы намного человечнее. Впрочем, как здесь уже отметили в комментариях ниже, критерии человечности в таких ситуациях перестают быть применимыми.
Само собой напрашивается такое вот решение, не требующее особых затрат. Установить среди альпинистов, поднимающихся туда, правило " Спустим за 300(500, 600, 1000) лет тех, кого найдем".
Рассмотрим на примере неизвестного альпиниста в зеленых ботинках.(И что с.ка характерно, никто из членов группы, в составе которой он поднимался, не мог сообщить, кто же начинал подъем в этих ботинках, но не вернулся вместе с ними?!)
С целью реализации одна из групп, идущая на вершину, все равно мимо проходят, заносит туда обрывок самой обычной бельевой (не тяжелой,это актуально) веревки,и привязывает ее к левой ноге погибшего. Приделать лямку из одежды замерзшего же.
Следующей группе вменить поочередно оттащить за веревку его на 20,50,100 метров вниз. И так далее. Раструбить в их кругу и по возможности в прессе этот подвиг.Тщеславие всегда было уязвимым местом человеков. Рано или поздно стащат. Пусть через 356 лет. Но стащат.
Но как показывает наша жизнь, альпинисты, первооткрыватели и прочие Индианы Джонсы не в почете у родственников. Их считаю сумасшедшими. И когда они пропадают вконец, родственники делают вздох облегчения. Так что надеяться на них не стоит особо.
А вот жесткое административное принуждение. Это да! Обомлел от радости от радикальности предлагаемых вами мер. Сердце затрепетало от восторга. Да вам в сфере военного управления самое место!
Хотя, опять же, контроль нужен. Начнут же в пропасти сбрасывать, или в снег зарывать. Знаем мы уже этих альпинистов.
Восхождение на г. Эверест (8848 м). Тибет. (Спортивный стиль). Весна 2012
26 990 USD
Поедямте в следующую пятницу
Я умолчу про общефизическую подготовку, опыт восхождений, экипировку и акклиматизацию.
Не входит в стоимость
Международный перелет до Катманду и обратно.
Непальская виза 25 USD. (оформляется в аэорпорту по прилету).
Обеды и ужины в Катманду.
Отель в Катманду свыше 5 ночей пребывания.
Личное снаряжение для восхождения.
Личное страхование, в том числе медицинская страховка (на сумму страховки — не менее 30000 USD).
Таможенные платежи и сборы.
Расходы личного характера, в т.ч. на сувениры, алкогольные напитки, международные звонки и пользование интернетом.
Пользование спутниковой связью (5 USD/минута).
Чаевые персоналу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО по необходимости:
Каждый кислородный баллоны (4л) сверх трех — 450 $ (в пользование)
Маска с регулятором — 650 $ (в пользование)
Эти вопросы перед туристом, оказавшимся на склоне — не стоят. Нет для него таких проблем, иначе его там не было бы.
Они там одеваются, чтобы из палатки утром на склон выползти, по два часа.
Я добровольно в горы — ни ногой!
Экие они увальни!
Извините — зеленого добавьте по вкусу, уж слишком чувствительная тема, чтобы искать правильные термины и эпитеты.
Не знал про эти сборы и инфраструктуру. В таком виде это уже хамство национального уровня. Кто собирает с людей эти деньги? Государство или частные структуры?
Понятно теперь, отчего и частные лица ничего не предпринимают: они уже прямо оплатили эти эвакуационные мероприятия из своего кармана, ещё на входе.
И что, родственники погибших не пытались добиваться соблюдения приличий через суды? Одно дело, когда человек лезет в безлюдную глушь на свой страх и риск — и совсем другое, когда он гибнет на территории, куда вход по билетам.
Хотя, погодите, а что у нас там, авиация не работает? И маячки GPS + обязательное оснащение каждого полезшего
гранатой, чтоб не мучатьсятревожной кнопкойблэкджеком и шлюхамипортативной гидромассажной ваннойрацией невозможно?Ну, в наш век воздухоплавания и пара пора бы уж и не только на эти старомодные неуклюжие вращающиеся механизмы тяжелее воздуха уповать.
Я к тому, что если будет поставлена инженерная задача создать несерийную вертушку без особых изысков, лишь для подъёма и спуска небольшого полезного груза всего-то в 100-200 кг с больших высот — она вполне реализуема. У нас даже серийные Ми-8 полувековой давности вроде довольно высоко забираются.
Стремлюсь к лаконизму, но иногда запоздало осознаю, что он меня подводит.
Так вот, вчера мне поведал в личной беседе один из пострадавших о том, что в отличии от других жильцов, он с отцом остались в квартире, и руководили работой пожарных. Им-то все равно как тушить, а вот для жильцов присутствует меркантильный интерес. После ухода пожарных этот товарищ не досчитался ряда ценных материальных средств, в том числе, очень дорогостоящих часов дамских.Общий ущерб только от пожарных превысил требования тех спасателей из неуказанной вами страны.В этом свете, они радуются, что остались.
Видимо спасатель, за редким исключением, подтверждающим правило-это генотип, не имеющий национальности.
Тем более, если спасут, как-то неудобно к героям приставать с вопросом:«Извините, вы когда спасали меня, кошелька, мобилки и часиков не видали?»
Подхожу и вижу нечто вроде большой пластиковой 100-литровой бочки, разрезанной пополам вдоль, это именно она синела издалека. А из-под пластика торчат ноги, одна в альпинистском ботинке, другая в носке, ботинок рядом. Подхожу еще ближе, вижу посиневшую руку без перчатки, пальцы разодраны и в красно-синих кровоподтеках. В общем ле-жит рядом с тропой труп, накрытый до пояса половиной пластиковой бочки, бочка сверху обмотана веревкой в пару витков. Судя по состоянию лежит не так давно. Начинаю соображать, что делать. По тропе неподалеку от меня еще идут люди, кто наверх, кто вниз. Думаю, что их звать ни к чему, дождусь я лучше тех военных, с кем поднимался, там и посмотрим, что делать. Сажусь рядом, фотографирую труп и место где он лежит, помечаю время. Думаю, что неплохо было бы посмотреть у него документы, выяснить кто он и откуда. Ощупываю карманы штанов, там ничего нет. А куртка и все остальное скрыты под пластиком, обвязанным бечевкой, не разобрав все это туда не доберешься. Решаю ничего не трогать, ждать военных.
Проходит еще минут 10, сверху идут военные. Кричу им на смеси английского и испанского «Стой, помогите, здесь мертвый человек!» Они останавливаются, иду к ним, опять сползая по сыпухе. Подхожу, объясняю что и как. Старший мне говорит, мол, спо-койно, он тут уже 5 дней лежит, полиция и рейнджеры в курсе. А почему его не снимут, спрашиваю? Этим занимаются, отвечает. Понимаю и сам, что спустить его отсюда не так просто. Высота примерно 6800, ближайшая вертолетная площадка, куда можно долететь и сесть почти на полторы тысячи метров ниже на Кондорес. Отсюда его только на руках вниз. А для этого надо минимум 4, а лучше 6-8 хорошо подготовленных и акклиматизиро-ванных человек, хорошую погоду и большой запас времени. Похоже на то, что его уже частично спускали, для этого тот пластик и веревки. Возможно, где-то внизу готовится группа для его дальнейшего спуска. Военные не горят желанием в этом поучаствовать. Ну ладно, мне это тем более не под силу. Зайду к рейнджерам внизу, уточню, знают ли они. Вояки мне машут, пошли, мол, пусть лежит. Ну пусть. Ему уже все равно, собственно. Иду за вояками, потом их снова обгоняю, ухожу вниз.
Но здесь хотя бы были видны следы попыток эвакуации. В случае с Зелеными ботинками непонятно, почему за 18 лет никто не попытался сделать с ним что-нибудь, это ведь, насколько я понимаю, один из основных маршрутов восхождения.
И однозначно, присутствует соглашение об отказе предъявлять какие-либо претензии туроператору.
После изучения договора для размещения автомобиля на стоянке рядом с домом, и не на одной, я утерял веру в человечество, а тут такая деликатная сфера услуг, как альпинизм.
Пачками гробятся, и все равно лезут. Дикий народ, дикие нравы.Не будем же им препятствовать.
Это видео было сделано как закрытый юридический материал,так как они его в конце концов оставили,ссылаясь на то ,что дальнейшая транспортировка не возможна и попало в руки журналистов,парень говорящий по рации просит юриста разрешение на прекращение спасательных работ.3-е из них полицейские альпинисты ,которых посылают ,остальные 3-е алпинисты добровольцы из местных инструкторов,дело в том,что в тот день потерялась группа 4 туриста и этот инструктор,который их вёл,первым заходом вытащили 3 туристов,а его оставили,так как туристы как-то могли ходить ,а у этого,как оказалось ещё и перелом и те же люди вернулись за ним потом,делая вторую ходку без отдыха на высоту 6500 при пурге , температуре -30 и 40% кислорода,ни у кого не было сил взвалить 90 кг ,сейчас идёт следствие,по общему тону в прессе похоже,что сходятся к тому,что сами спасатели сделали всё что могли,(не могли ничего)виноваты те кто ответственны за материальную базу,оснащение спасательных работ на Аконкагуа.кроме каната не было больше ничего
Нет. Испытания важны лишь для тех, кто в себе сомневается. И как раз такой, даже пройдя к своему удивлению все испытания, всё равно в себе не сможет быть уверенным — потому что если он изначально не видел, не понимал чего-то, сомневался в вещах, которые должны были быть для него открыты... то может ему просто случайно повезло?
Благородство незачем проверять. Оно либо есть, либо не очень.
Я как-то тоже думал по этому поводу. Дело-то происходит в Непале. Это ведь не везде тело обязательно земле предавать. Про тибетцев тут проходил репортаж о «высотном погребении». Может это и не самый плохой вариант для усопшего — быть вехой на пути к величайшей вершине мира?
Народная примета: «Собираешься на Эверест — не надевай зелёные ботинки».
Недавно турки спасали 2-х ...- в результате погибли все. Счет 2+6 =8. Ну и кому лучше стало??
Что касается денег за спасение, то я лично (за 15 лет) не знаю ни одного случая, когда бы взяли. Узнал бы — ЗАГРЫЗ лично.
— если твоя цель — достичь вершины, ты погибнешь, потому что вершина — это только половина пути;
— если не можешь идти дальше — умирай и не проси о помощи;
— если ты забрался на вершину, а на спуске погиб — это не достижение.
Вот тут вычитал.