lynx logo
lynx slogan #00038
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

тихоходка, маленький водяной медведь




   

№1684
1985 просмотров
29 марта '12
четверг
10 лет 311 дней назад



Гриб человечества

Давайте попробуем ввести здесь новый формат — коллективных размышлений обо всём таком. Надо же как-то поддерживать репутацию нашего философского парохода.

Хитрость тут состоит в том, чтобы не особенно пытаться перепроверять и оттачивать пришедшие в голову тезисы, прежде чем о них написать — пусть лучше ваша заблаговременная внутренняя диалектика уступит место нашей общей дискуссии. И вам проще, и нам веселее.

Вот вам в качестве провокации первый философский трактат.




Гриб человечества

Откуда возникает мысль? Ведь в нашем сознании нет процесса её создания, она появляется в нём под влиянием конъюнктуры текущего момента. Сознание может лишь перепроверить возникшую мысль, отбросить её, уточнить или развить.

И поскольку, мы знаем, мысли бывают более или менее удачные (и это зависит от того, нет ли дефицита информации по рассматриваемому вопросу) стало быть, они генерируются в экспертной базе нейронных сетей, во всех этих бесчисленных тёмных кладовых взаимосвязанной информации о мире, по аналогии с посланным сознанием запросом, и уже некий центр внутренней цензуры отбирает из них лучшие и предлагает сознанию: «Что можете сказать с связи с этим вот?» — «Вот 2000 фактов, так или иначе связанных с этим» — «Ну, 1800 из них мы сразу выкидываем, они связаны не теми связями, что нам интересны, а из остальных уже будем выбирать наиболее интересные». Мозговой штурм, в прямом смысле.

Бывает, что эти лучшие из наличествующих никуда не годятся. Бывает и наоборот, что удачных мыслей переизбыток, их более чем достаточно для решения возникшей перед сознанием задачи: сколько бы дорог ни открылось, пойти можно лишь по одной из них.

И всё это работает настолько эффективно (даже у самых глупых людей, иначе они не смогли бы жить), что будь подобная система принятия решений реализована в аналогичной по многим критериям вычислительной сети государства (личности и информационные связи между ними, как нейроны социума), наша жизнь была бы не просто совершеннее, это был бы выход на другой уровень развития человечества. Сейчас же коллективный разум человечества по своей эффективности не просто несравним с уровнем интеллекта отдельного человека — он где-то на уровне медузы. Медузе не нужен интеллект, ей хватает рефлексов. Или даже хуже — гриба. Потому что медуза хотя бы действует в поисках лучшей для себя доли, бултыхается в мировом океане, совершая тем самым какие-никакие, но волевые акты. А гриб занят лишь тупо экспансией и подстраиванием под обстоятельства. Причём, для него даже экспансия, главное для него благо — не продукт его выбора. Просто те грибы, что не имели этой привычки, быстро закончились. Нехватка ресурсов — часть грибницы отмирает. Медуза бы в такой ситуации что-то бы ещё предприняла. А человечество просто ввело в свой лексикон хорошее такое грибное слово «голод». Голод же, значит никуда не деться, придётся части людей отмереть.

Или даже ещё хуже чем гриб. Потому что ни одному приличному грибу не придёт в грибницу идея воевать самому с собой и смотреть, чья возьмёт.

Как получилось, что человек, не просто давно и уверенно решивший для себя все эти проблемы, а даже более, получивший их решение уже изначально, конструктивно — при этом вынужден сталкиваться с ними, и страдать от них на социальном уровне — загадка. Он же даже может обо всём этом помыслить, увидеть этот вред, и применить к социуму по аналогии собственную отточенную кибернетическую модель. Где в случае постановки любых задач общество посредством социальных связей между людьми, предлагает решения и центр принятия решений выбирает наилучшее. Таким образом, как мы знаем по своему опыту, нерешаемых проблем попросту не остаётся. Человечество же всю свою историю только и занимается тем, что мучается от проблем, которые не хочет даже начать пытаться решить.
  Написала резиновая уточка  
14



Самое важное — это решить для себя, является ли то или иное решение и даже сама мысль, волевым актом. Или это рандомное «pop up» из глубин нейронового океана. Как по мне, так общественное сознание полностью регулируемо и даже напрявляемо. Не говоря уже о прогнозировании. И мне кажется, что способ выживания одной медузы резко будет отличаться от ее же поведения в «толпе» или, если хотите в «сообществе» себе подобных. И тут сразу возникает другой вопрос: что именно является скрепляющим индивиды, связывающим их, превращающим их в сообщество? И появляется самый интересный вопрос: как до сих пор хаос не поглотил социум, если все возможные мысли возникают рандомно? Ответ, по-моему, один. Хоть и спорный. (Но Индиан сказал, что можно ипровизировать, значит, чур не бить ногами по глове). Идеология — вот ответ на вопрос. И когда она слаба или в виде зачатка, то и шатания и колебания общество совершает с большей амплитудой, радикально понижая способность к «массовому» выживанию. Как в мультике про рыбку Нимо, помните? Там все влезали в сачок и плыли изо всех сил в обратную сторону. И потому мне кажется, что полное бессилие индивида действовать в социуме, как часть слаженного механизма, прежде всего обусловлено тем, что сам механизм остается неизвестным и функции и цели его тоже неясны. Как там у Керолла? Если все равно, куда хотите попасть, то все равно куда идти? Ну, что-то в этом роде... Так и тут. Видимо велика пропасть между частным, собственным и общественными цедями существования. Как то так... Немного сумбурно, пожалуй, но я старался быть в памках обозначенной пролематики
Elsh › является ли то или иное решение и даже сама мысль, волевым актом

В моей модели волевой акт — это запрос сознания к самому себе на мысль. И, о чудо, она тут же появляется, и именно такая, как нужно.

Оттого широко известные в узких кругах философские теории о человеке, как трансляторе некоего высшего божественного творческого потока.

Но нельзя волевым актом, внутри сознания, сотворить мысль. Ибо как только сознание отдаёт приказ: «А подайте мне не просто мысль по нужному мне сейчас поводу, как обычно... а вот нет лучше давайте я её сам вам придумаю» — то какой же это запрос. Ну давай, думай сам, только без доступа к базе, без лазания по пыльным стеллажам памяти, как ты это сделаешь?

Таким образом, мы вводим разделение на сознание и интеллект. Сознание так называется неспроста — его дело сознавать, воспринимать, быть в моменте, здесь и сейчас. И руководить всем посредством волевых актов. Вербальный интеллект, имеющий дело с экспертной базой знаний, накопленных о мире — это отдельный механизм.

Оттого наиболее интересный опыт возникает когда сознание имеет дело с невербальными фокусировками. Оно тогда живёт ярче. Вербальный поток — это как мы читаем книгу. Когда мы читаем книгу, мы не в мире, мы в книге. Это скучно, в этом нет чего-то неуловимого, настоящего. Нет жизни, есть погружённость в вычисления и построения.


Или это рандомное «pop up» из глубин нейронового океана.

В том-то и трюк, что не рандомное. А по чёткому запросу его чёткое исполнение. Да ещё и мгновенный отбор лучших из лучших вариантов там, причём, двойной — до подачи в сознание, и уже после, когда оно лично отбирает альтернативы, где не всё однозначно.


Как по мне, так общественное сознание полностью регулируемо и даже напрявляемо.

Мы даже не обсуждаем, что гриб неуправляем. Управляем. И до скуки предсказуем. Проблема в том, что он гриб. Он не действует, как вот такая простая экспертная система. Несмотря на все властные и общественные институты. Они, по сути, лишь имитируют те идеалы, ради которых они были созданы. В них нет самосовершенствования, обратной связи, поисков лучшего. Есть поддержание привычного, причём даже не строгое и честное, а зачастую путём имитации увиденного, переданного по традиции — а это, как мы понимаем, неизбежно испорченный телефон и рост энтропии. Потому, к слову, Римская Империя пала. Культурно-политическая традиция, некогда сделавшая Рим самым могущественным государством региона, по прошествии веков претерпела информационный распад. Мы думаем, что сохраняем знание отцов, и дедов, за которое они заплатили своими жизнями — на деле, мы его полностью даже не знаем. И детям нашим передадим ещё меньше. Вымывание традиции.

Это вот к тому, чем плохо пассивное сохранение традиции, как у нас везде привыкли. Но это проблемы гриба. Альтернатива-то интереснее. Экспертной системе плевать на вымывание традиции, она в настоящем нагенерирует куда больше полезного.
Хорошо излагаете! И уподобление массового (обществтенного) сознания (самосознания) грибу очень четкое. Но!
В том-то и трюк, что не рандомное. А по чёткому запросу его чёткое исполнение. Да ещё и мгновенный отбор лучших из лучших вариантов там, причём, двойной — до подачи в сознание, и уже после, когда оно лично отбирает альтернативы, где не всё однозначно. А как же актерская или музыкальная импровизация? Мне кажется есть некая неуловима разница между решением шахматной задачки и экспромтом на джем-сейшне. Фигурально сознание лишь отбирает оптимальный вариант из миллионов возможных и разница даже не вскорости самого процесса и даже не в скорости исполнения этого оптимального варианта, а в некоем чувстве момента. Скажу о том, что близко. Исполненный пассаж может быть наиболее оригинальным при определенной гармонической последовательности, но чувство вкуса не позволит вам его произвести ибо он «не в тему». Понимаете, о чем я? Гриб не может выбирать то, что ему «передано» дедами не потому, что не знает традиций или не умеет пользоваться накопленным опытом, а потому, что не знает конкретных результатов, к которым он должен придти. (Сначала написал — прийти! Позор)! Массовое всегда ориентируется на оптимум, как наиболее подходящее для общего результата, а не частного. Там нет места отбору по принципу вкуса или чувства такта. Там действует принцип наименьшего сопротивления при наибольшей вероятности сохранение вида. Отсюда и пассивное сохранение традиции, как испытанный способ выживания. И потому, мне кажется, что как только этот принцип или принципы станут неэффективны, а еще хуже, начнет приносить вред — они сразу будут заменены на другие. Кровью и потом, ценой огромных жертв. И, по-моему, именно в этом причина отсутсвия самосовершенствования, как представлющего определенный риск для сохранения вида в случае системной ошибки. Очень надеюсь, что вы понимаете мою белиберду.
Elsh › И уподобление массового (общественного) сознания (самосознания) грибу

Я бы это даже не называл сознанием. Но ведь оно могло бы быть!


А как же актерская или музыкальная импровизация?

На этих полках хранится знание как вербальное, так и невербальное. Вот эти вещи как раз к таковому и относятся. Музыкант, за долю секунды берущий оригинальную ноту — то же самое, что писатель, за ту же долю секунды находящий нужную смысловую конструкцию из пустоты. С полок на самом деле (плюс досознательный цензор, плюс контроль сознания и быстрая серия дополнительных запросов). Люди этого не замечают, потому что это очень быстро. Но чётко отлаженный механизм и не обязан работать медленно. Это чтобы создать его потребовались миллионы лет эволюции. Вот у меня внизу написано: «Страница создана за 0.307 секунды» (что-то долго, кстати, год назад там вообще всё летало). Но писал-то я механизм её вывода не треть секунды, чуть дольше.

Кстати, одно понимание наличия вот этого невербального дорогого стоит. Очень многие и ранее и сейчас уверены, что наш человеческий абстрактный язык — единственная возможная система описания мира. И чего нет в языке — того нет вообще; и быть не может. Ну, полинезийские дикари о своём языке, скорее всего, такого же мнения всегда были.


Но чувство вкуса не позволит вам его произвести ибо он «не в тему». Понимаете, о чем я?

Не просто понимаю, а именно об этом механизме отбора ещё в начале и говорил. Кстати, дети вот тем и отличаются от взрослых — их цензор ещё не наработал жёстких ограничений и оттого они зачастую щебечут сплошь милые глупости. Но оттого же они куда более креативны. Это также важно помнить.


Гриб не может выбирать, что ему передано дедами потому, что не знает конкретных результатов, к которым он должен придти.

Но ведь он (гриб человечества) может и должен действовать осмысленно, чёрт его возьми. Потому что каждая сраная клетка в гифах его мицелия — это целый человек, созданный по образу и подобию божьему, весьма осмысленная зверюшка, когда сама того захочет.

Вот потому диктаторы так поражают. Вдруг, на короткий период, у гриба просыпается воля и он вдруг знает конкретные результаты, к которым он должен придти. Они правда при этом звери отчего-то, все как один. Но это объяснение феномена, что у нас кровавыми тиранами (с именами христианских святых — очевидно, в качестве тонкого английского прикола): Иоанном, Петром и Иосифом, с их целеполаганием, до сих пор восхищаются — просто на контрасте с делирием современной системы управления они были полезнее если не отдельным гражданам, которым они щедро портили жизнь, то хотя бы государству в целом.


Сначала написал — прийти! Позор!

И всё-таки, как ни странно, после смерти вот как раз Сталина в русском языке форма придти была заменена на прийти. Мне тоже больше по вкусу классическая форма. Но увы, ныне она вне закона.


Там действует принцип наименьшего сопротивления при наибольшей вероятности сохранение вида. Отсюда и пассивное сохранение традиции, как испытанный способ выживания. И потому, мне кажется, что как только этот принцип или принципы станут неэффективны, а еще хуже, начнет приносить вред — они сразу будут заменены на другие.

Они приносят колоссальный вред уже давно. Просто, думаю, темп социальной эволюции — он хоть и шустрее, конечно, чем биологической, но для нас с вами он запредельно медлительный. Да и движение это не просто слишком медленное, хуже — оно зачастую вбок или назад. Вот Россия сейчас опять весело скатывается в средневековье. Причём, дичайшее, фантасмагорическое. И это в XXI веке, когда повсюду должен быть коммунизм, равенство, братство, созидательный труд, города будущего и полёты к звёздам (я, конечно, утрирую, но вспомните культуру XX века — предыдущие поколения жили этими целями, и жертвовали ради них многим). Хотя казалось бы, всё давно пройдено, все уроки выучены и записаны кровью миллионов. А всё потому что гриб, — существо без сознания. Даже хуже: идиот, алчно грызущий себе пальцы ног. Потому что гриб-то как раз себе вред не наносит, у него правильная идеология и здоровая экономика — он растёт.
   


















Рыси — новое сообщество