lynx logo
lynx slogan #00045
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Лора Палмер, Твин Пикс




   

№9044
9080 просмотров
25 июня '18
понедельник
6 лет 162 дня назад



Т/ф Люди и дельфины (Киевнаучфильм, СССР, 1983–84)



В СССР исследования разума дельфинов были особым направлением, наравне с космосом. Настолько, что это особенно пропагандировалось в культуре. В 80-х казалось, всего шаг нас отделяет от нахождения инопланетного разума, равно как и от нахождения их, как нашего alter ego, населившего гидросферу.

Что этого нет уж 30 лет, что из наших планетариев и дельфинариев сделали бандитский бизнес (помните, были истории несколько лет назад?) — означает либо что появились куда более перспективные задачи у человечества, либо что оно снова вдруг провалилось не в Средневековье (там хотя бы было Возрождение) даже, а скорее глубже, в упадок Античности. Всего за треть века.

Тогда мы ждали, что за эти 30 лет мы как раз должны будем избавиться от этой гнили (что и в фильме проступает, специально потрудились показать) — оказалось, что гниль победила.

— Ника включает повтор. Слепой... почему он её заинтересовал?

  Написал Аббэ Эбан  
34



Большая часть съемок проводилась на Карадагской биостанции.


Карадагская биостанция — посёлок Карадагского природного заповедника, находится в пределах Феодосийского горсовета, смыкаясь с посёлком Курортное. В посёлке расположены хозяйственные и управленческие структуры заповедника, а также

Карадагская научная станция им. Т. И. Вяземского была основана более чем сто лет назад, в 1901 году, приват-доцентом Московского университета Терентием Ивановичем Вяземским.

В 1914 году строительство было завершено. Терентий Иванович Вяземский передал станции собственную библиотеку в 40 000 томов. Она была одной из лучших частных библиотек России того времени.

Официально «биостанция» не существует уже с 1963 года, когда этому научному учреждению дали статус Карадагского отделения Института биологии южных морей Академии наук УССР. Заповедник, созданный в 1979 году, существовал в филиале как отдел. В конце 90-х годов филиал получил самостоятельность и название «Карадагский природный заповедник». Однако, в обиходной речи все называют это место биостанцией.

В конце 1960-х в СССР начался бум в изучении дельфинов, и Карадагская биостанция стала первым учреждением в Союзе, поместившим дельфинов в условия бассейна. Выяснилось, что нигде в СССР нет бассейна для содержания дельфинов. Никто не знал, как за ними ухаживать, как кормить. Развитие этого направления было поручено Министерству обороны СССР, ленинградским военным морякам. Специалисты в ранге полковников объездили весь Крым, и пришли к выводу, что старый бассейн биостанции, построенный ещё Т. И. Вяземским, вполне пригоден для содержания дельфинов.

На Карадагской биостанции работали специалисты МГУ, Киевского института гидромеханики. Совместно с московским Акустическим институтои им. ак. Н. Н. Андреева были проведены работы по изучению акустических сигналов, с помощью которых дельфин «ощупывает» окружающую среду. После публикации первых данных, ими заинтересовались, и Карадагской биостанции выделили деньги на проектирование и строительство гидробионического комплекса для работы с морскими млекопитающими, т. е. новый дельфинарий. Кроме самого здания с бассейном, в комплекс вошли пирс, котельная, все коммуникации, а также 50-квартирный жилой дом в Щебетовке для персонала биостанции. Штат биостанции вырос с 45 до 120 сотрудников. Одновременно с Карадагским дельфинариумом военные строили в Севастополе океанариум.

Официально комплекс был открыт в августе 1977 года. На открытии присутствовали президент Академии наук Борис Евгеньевич Патон, партийное руководство из ЦК Украины.

После распада СССР государство не выделяло средств на содержание животных, поэтому коллектив биостанции был вынужден искать пути для их спасения. С этой целью было создано коммерческое шоу с участием дельфинов и морских котиков. Несмотря на неприспособленность помещения, программа Карадагской биостанции пользуется огромной популярностью у туристов.


Как ни смешно и странно, но — в связи с текстом сообщения — вспоминается недавно прочитанная (во время болезни — хотелось предельно лёгкого чтения) книжица «Первому игроку приготовиться»: там автор, влюблённый в игрострой, музыку и фильмы восьмидесятых, конструирует ближайшее будущее — люди с весьма совершенными VR-гаджетами обитают в донельзя загаженной, полумёртвой реальности, фактически на помойке — зато там, в виртуальности, у них чудная, интересная, насыщенная жизнь. Собственно, начало конца описывает мистер автор...
Tomorrow › Если это чей-то опыт 1990-х и тем более 2000-х — идея для этого времени не нова, и не научно-фантастическа вовсе, совершенный реализм: всё так и происходило, если помните.

Предвосхитил вот новое устройство мира сперва панк, а потом и киберпанк, как такая пост-тоталитарная уж форма антиутопии — когда Замятин, Хаксли и Оруэлл уже всем надоели. Что эти уроды именно киберпанк взяли себе за их новый Устав ВКП(м) — вот это конечно было для нас всех тогда оригинально и неожиданно. И ещё зачем-то нашего советского «Незнайку на Луне».

Выстроено к нашему 2018 году немыслимо прекрасному именно это (по Уэллсу, кстати, вашему любимому, с ебланствующими элоями ежедневно подравнивающими себе бакенбарды в барбершопах и деградировавшими наотличненько, до состояния хуже мух уже, те хотя бы летать умеют, по Мамонову, и рыло себе регулярно клешнями чистят морлоками вонючими в радиусе 50 м — первым вы ощущаете запах, и лишь потом начинаете оглядываться, пытаясь найти его эпицентр, откуда бечь; всеми в язвах, которыми уже полна столица, причём это на пике чемпионата мира — спасибо великому императору, до него такого не было — как в 1918 было, и 1818, и 1718, далее везде): полная разруха в реальном мире, и вот проникшее из него уж и в наш славный новаторский 80-х виртуальный с 00-х загнивание. Как ранее оно погубило и кинематограф. Возвращаясь к теме: в этой картине вы как раз можете видеть все признаки деградации СССР под бдительным руководством партаппарата, что потом вовсе бросил придуриваться, взял и развалил его, и разграбил, и продолжает — настолько чудовищно он снят, и это в эпоху «Терминатора», «Рэмбо» и «Звёздных войн», золотой поры мирового кинематографа 80-х.

К слову, и даже тема крайне не нова. Повесть Артура Кларка «Остров дельфинов», например, что читали все в Советском Союзе, была написана за 20 лет до этого, в 1963 году.

Застой и отставание 70-х вылились в декаданс и фарцовку 80-х, бандитизм и гражданские войны 90-х, и дальше полный развал всего. Зато у всех есть компьютеры, где они могут прийти охреневшие домой и поиграть в красивые трёхмерные игры — это ли не победивший киберпанк?
Indian › По Мамонову летать умеет голубь, муха же — источник заразы. Одна из моих любимых вещей у него:
Tomorrow › Видеоряд просто прекрасен, кстати.
Tomorrow › Мамонов вообще этот общий образ избрал своим тогда, в 80-х, заняв эту, следующую ступень в градации Кино → Наутилус → Алиса → Крематорий → Ноль → Бригада С → ранний Аукцыон первых альбомов → Звуки Му вот. Думаю, критерий незачем особо определять: от рафинированной героики всё больше к хаосу, воспеванию суетного и в итоге грязи.

Так что неважно уж: голубь, муха... Тем более что и для мухи, помнится, Мамонов вполне адвокатом выступил тогда: «Не верь, — дескать, — это не так...»

Помните ту сценку у Хайнлайна, где герой в камере не убивает паука?

Уберите ролик в отдельное сообщение. И давайте всё же меньше оффтопика в обсуждении, явно посвящённому совершенно определённому фильму. Сейчас, к слову, его третья серия опять идёт по нашему московскому (либо общероссийскому, нет способов выяснить) телеканалу «Культура». С детства его не видел ни разу — да и тогда, судя по внутренним отсылкам, видел в пионерлагере только первый эпизод, когда дельфин, подружившийся с высаженным на Лемносе Филоктетом-Робинзоном, взрывает вражеский корабль в море. Думаю, это тот самый наш фильм начала 80-х.

Странно как: люди все стали совсем другие уж, будто перевёрнутые, мир — вместе с ними, и фильмы лишь изредка напоминают то наше время, какими мы были, и мир был. Это к вот теперешней 3-й серии, где меньше уж суетности, больше реминисценций и созерцательности.
Indian › Хорошо, попробую сделать что-то вроде пикника сообщение о Мамонове... Боюсь лишь, что это будет ещё одной историей о хаосе, это вы верно подметили, да; за это, собственно, люблю Мамонова.
Советские же фильмы некоторым образом боюсь смотреть: что было, то было, пусть оно остаётся там, где ему место — в прошлом. Могу вот, к примеру, посмотреть «Планету Вампиров» с юным Лесли Нильсеном, или «Чудовище Чёрной Лагуны» — в них нет для меня никаких отсылок к так называемому личному. С этим мы боремся, это мы прекращаем.
Tomorrow › Так тот Лесли Нильсен — тоже наш, русский, из тех же наших 80–70–60–50–х...

Минуту целую вспоминал точную цитату, которую почти нащупал тут. Нашёл ведь. Через долгих 20 лет.

Джело Бьяфра — русский, и родом с Москвы.
Курт Кобейн тоже русский и родом с Москвы.
Джим Моррисон — русский и родом с Москвы.
Джимми Хендрикс — русский и родом с Москвы.


Вот вовсе был поэт не только не запомненный никем — а вовсе, не замеченный даже тогда, в наши чёрные 90-е и столь обманчивые 00-е. Надо будет посвятить ему пару-другую постов тут, если конечно, нам хотя бы провидение даст на то хоть немного времени. Которого не дало ему.
Впрочем, всё ведь это тоже о нас, дельфинах. Которым нет больше места тут.
Indian › Видеоряд интересный: похоже на какое-то анимэ конца девяностых/начала века Летучей мыши. Рисовка только лишь не совсем японская, разве что Кацухиро Отомо мог так сделать; не могу узнать.
Аудиоряд весьма хорош.
На Джелло Биафру меня тогда Егор подсадил. Слушал Dead Kennedys как дурак год или два, нащупывая все скрытые смыслы — пока не понял, что собственно в Гражданской обороне смысла изначально куда больше было, и сразу же перестал.
Indian › Я тоже его не знаю, посмотрел в гугле, ничего не вспоминается. Вообще же самое, пожалуй, яркое воспоминание из девяностых — нашёл на помойке практически работающий кассетник, починил, всю ночь слушал «Islands» (King Crimson — Hail the Crimson King, так сказать): семьдесят ведь первый год, а какая же красота.
Люди же вовсе не другие, им просто одни шизоблоки вынули, а другие, наоборот, поставили: более мягко выражаясь, сменили наборы идентификаторов и ассортимент приоритетов к ним.
«Люди и дельфины» помню весьма смутно: вспоминается, что ждал (начитавшись «Науки и жизни») каких-то чуть ли не откровений и прорывов, был разочарован и вернулся к «НиЖ» и «ХиЖ»; в «Вокруг Света» писали тогда о почти разумных, практически говорящих гориллах.
Tomorrow › Гориллы, кстати, почти люди. Точнее, умнее большинства т. н. людей — ежли их правильно обучить — а большинство это вон бросить как его бросают, необученным. Вон, недавно совсем, говорят, та разумная горилла нашего поколения умерла. Сделайте что ли пост о ней — мне всё недосуг, самому бы не сдохнуть вслед за ней вскоре.
   


















Рыси — новое сообщество