lynx logo
lynx slogan #00105
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Хью Корнуэлл из английского народного ансамбля барочного попа «Зэ Стрэнглерз», песня «Золотисто-коричневый», Каирское радио




   

№8978
4107 просмотров
12 апреля '18
четверг
6 лет 22 дня назад



Викторианская криминалистика

Шерлока Холмса Конан Дойла за прошедшие сто лет как-то само собой стало принято воспринимать, как чрезвычайно талантливую личность, некоего прямо сверхчеловека. Тогда как скорее он всего-то, по делам его, неглупый, умеющий думать джентльмен, окружённый толпами олигофренов, цивилизацией тех, кто неспособен, не мотивирован ни устройством общества, ни тем более самостоятельно, решать те задачи, которые вроде бы даже на него прямо возложены.

В первой части этого мистификаторского авторского замысла (что занятно, мы знаем Дойла именно как знатного мистификатора своей эпохи — интересное совпадение?) ему всячески способствует доктор Уотсон, изображая полного дилетанта (хотя его жизненный опыт был, в общем, посерьёзней) во всём кроме разве своих микстур и клистиров. Во второй же — инспектор Лестрейд. Который да ни за что не станет искать все эти ваши неинтересные улики (как, собственно, и работает в целом не только правоохранительная, но и вообще система любого государства, бюрократического аппарата). Его больше здраво волнует скорое окончание смены и возможность вернуться домой, где его ждёт жирный национальный британский борщ с устрицами например.

Ну и ещё сам автор постоянно ему искусственно подыгрывает, подбрасывая именно те улики, которые он по ходу сочинения выдумал, дедуцируя их из собственного понимания, кто же будет назначен убийцей-дворецким.

Заметьте, как явно Конан Дойл раскрыл свой хитрый писательский метод: подтасовки намеренно создаваемых улик, которые проницательный детектив непременно заметит, состоя с автором не просто в сговоре, но прямо действуя по его указке. Честно сказал, открыто, всем: метод Холмса дедуктивный. Но метод Холмса же не дедуктивный. Дедуктивен метод, которым Дойл конструирует метод Холмса. Выведение частных феноменов из знания общей картины, сути произошедшего.

Что знает создатель мира литературного произведения, более того, даже всего происходящего в нём, в отличие от (как настаивает большинство философских школ, признающих свободу выбора, а не просто иллюзию всей нашей жизни лишь как показываемого нам кино, где каждый кадр заранее предопределён для нас) создателя общего мира — то знает и тот, кому он единственному из своих созданий об этом втайне рассказывает.

Потом ещё не забыв для пущего нагнетания ловушек пытливого сознания, заметьте ещё один каверзный трюк: так подложить предварительно эту улику читателю, чтоб он о ней вспомнил и удивился, как он сам сразу не заметил (или заметил). Но так подложить, чтоб всё же не заметил, заметив — не отметил, не придал ключевого значения, доверяясь интуиции автора и героев, что также не придали, стало быть есть на то причины у них, лучше нас знающих реалии своего времени — иначе рассказ получится с дефектом интриги.

Чтоб сам уж читатель начал обожествлять нечеловечески проницательного гения, осознавать свою идентичность с навязанной ему уж заблаговременно ролью простоватого доктора Уотсона.

Но всё это лишь дополнительные соображения, сопутствующие, той главной мысли, которая вот и представляет интерес, и породила их вокруг себя, как гусеница в саду порождает вокруг себя сливу: отчего в самом деле так устроена цивилизация, что решать социальные проблемы, избавлять мир от плохого и множить в нём порядок никто из обывателей не берётся, даже когда прямо обязан по роду деятельности? Отчего вот всякий раз подобный образ действий можно ожидать лишь от какого-то странного энтузиаста, который занимается этим чисто ради собственного интеллектуального развлечения?

Машина лукавого автора, бога своей малой вселенной. Роли равнодушных обывателей и мыслителя, единственно противостоящего всему скучному обществу вокруг себя, единственно видящему мир. Неспособность автора донести эту главную идею иначе чем через такую игровую форму, построенную по однообразно повторяющемуся шаблону: интрига → множество специально ничтожных деталей → намеренно выдуманная и подложенная улика → все радуются, танцуют и уходят в паб пить эль с их британскими кнедликами с повидлом. Весь последующий литературный жанр, принёсший хитрым коммерсантам от книгоиздания уж верно не один миллиард фунтов, и сразу же скатившийся в ещё менее утончённые конструкции, чем у прародителя.

Почему, сто ржавых якорей ему в печень, Скотланд-Ярд изначально не проводит расследование должным образом?
  Написал Тодор Живков  
32



Да и не один чрезвычайно и чрезмерно популярный жанр. По сути, киножанр боевиков тоже можно отнести к ответвлению детективов столетней давности: такое уже активное противостояние оголтелой преступности, с драками и перестрелками. Для тех потребителей, у кого совсем уж спинной мозг превалирует над головным.
Indian › Боевики/вестерны — это некое возлияние елея на природное чувство справедливости человеков; пусть бедного Акакия Акакиевича в юдоли сей скорбной унижают и постоянно сажают на якобы приличествующий ему шесток (предварительно заточив последний) — в кино он видит, как, скажем, Одинокий Рейнджер и его индейский напраник с обидным прозвищем под ободряющее «хэйо, Сильвер!» наказывают зло и поругание. И в душе Акакия Акакиевича на некий неуловимый миг расцветают незабудки.
Tomorrow › А я эту схему определяю, как той же конфигурации, но обратную, иначе повёрнутую: справедливость там торжествует вовсе не оттого, что в этом главный смысл этих фильмов, совсем даже напротив. Их цель: взбудоражить несправедливостью, показать зло, чтоб у обывателя шерсть инстинктивно встала на загривке. А последующее торжество справедливости, как очевидная ложь и лицемерие (мы знаем, в мире всё вовсе не так обычно бывает) — их уж необходимая уступка общественной морали. Они боятся идти против неё до конца (хотя вон, мы знаем, в наше время, в постмодерне, полно и более смелых авторов, будоражителей человеческой психики, и без них зачастую весьма хаотической и неприятно устроенной). И так они воздействуют на зрителя страхом, адреналином, суетой этой своей низменной пагубной — а представьте, ещё и закончится всё так же ужасно, как и продолжалось? Есть вероятность, что из храма искусств обратно публика их уж не выпустит.

Такая необходимая жертва на поблизости стоящий алтарь суровому, но всё же справедливому Иегове — этому главному эгрегору общечеловеческой морали. От тех, кто пришёл в Πάνθειον сей поклониться своему Сатане, и заодно сделать при его помощи и благосклонном содействии весьма выгодный бизнес.
жертва на поблизости стоящий алтарь Иегове

Должен наверное пояснить этот не вполне прозрачный для всех эллипсис: про Христа не говорим даже тут — о его нравственных принципах, императивах эта братия и не вспоминает всю историю индустрии, будто и не слышала — даже в странах глубоко якобы религиозной католически-протестантской культуры, с миллионами показно-набожных во всём в мирских делах.

Все эти боевики и ужастики, криминальные драмы и фильмы катастроф вот уже сто лет как оперируют той культурой, принадлежат ей, что была у человечества до Троянской войны. Это нечто настолько архаичное, что индевеешь от благоговения пред первозданным идиотизмом масс, которых так легко оказалось вернуть на все три долгих и ужасных тысячелетия назад в развитии, к самым истокам. Потому что уже Гомер, первый литератор, начал описывать Πόλεμος не как даже необходимую основу мира, по Гераклиту, суть всего происходящего, иной, не менее мощный эгрегор, чем мораль. А как нечто скорее не героическое и необходимое: а неприятное, порабощающее людей, играющее их судьбами впустую, потешающееся над их лучшими качествами и разрушающее их. Неспроста вся вторая часть посвящена именно возвращению с войны. И то, лишь самого хитроумного немногого, кто и спасся там лишь оттого что изначально не очень-то и доверял этому даймонию, пригнавшему многочисленную эскадру Трампа к брегам Сирии.

Я список кораблей прочёл до середины
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный
Что над Элладою когда-то поднялся
Как журавлиный клин в чужие рубежи
На головах царей божественная пена...


То, за что мы так любим с детства Конан Дойла, сразу вспоминаем его среди величайших авторов человечества — это удивительнейший миф, который все сразу чувствуют, но мало кто осознаёт. И будучи неосознанным, он действует тем сильнее: Холмс, как доверенное лицо Демиурга — тот среди смертных, которому одному он сообщает лично втайне секреты мироздания.

Притом, тщательно маскируя от непосвящённых таинство сие. Тем более что всё равно это не укладывается в настрой их восприятия: приходя на городскую площадь смотреть кукольный спектакль, бюргеры не разглядывают кукл и кукловодов, не замечают их природу — а погружаются в изображаемое ими действие, забыв всё прочее.

И тем у них взращивая ощущение достижимости чуда — значит, получается, каждый может, развивая свой интеллект, наблюдательность, изучая мир вокруг, практикая таинственный дедуктивный метод, достичь того же: нет, не умения разгадывать логические задачки, этому вон каждый пионер в пионерлагере был некогда весьма обучен. Куда выше — стать в итоге также, через сугубо рациональные схемы, причастным к высшему таинству; стать тем, кому Создатель будет доверять свои секреты. Избранным, существом высшего порядка.

Оттого и неизменное олимпийское спокойствие Василия Ливанова — он-то знает свою истинную суть, неподвластную ни фосфоресцирующим собакам Гримпенской трясины и зловещей оксфордской профессуре, ни Райхенбахским водопадам и духовым ружьям отставных колониальных полковников.

Именно оттого тогда, кстати, верующие принудили своего легкомысленного верховного жреца оживить героя после водопада — судя по всему, утопив его там, он и сам не вполне сознавал суть и природу своего мифа. Тем более, что их уж пару тысяч лет воспитывали в однозначном, обязательном мифе, в вере, что Христос воскрес, и Будда даже. Что герой, сверхчеловек бессмертен.

Говорят, даже сама добрая старая королева Виктория, сама по себе эпическая личность, давшая имя целой эпохе, и одной из лучших в истории, если не самой — среди них была.
Indian › Не устаю повторять всем, ещё желающим слушать: обладание иллюзиями — не проклятие, но дар. Жить, лишившись иллюзий — это есть некий акт мужества, но мужества, обессмысливающегося его неприменением к реалиям, кои как раз на такой подход и не рассчитаны. Сны и иллюзии — то немногое, что делает жизнь человеков легче и приятнее; и даже дарит способность изредка становиться счастливым. Не надобно пренебрегать иллюзиями и теми, кто живёт с ними/в них.
Tomorrow › Настолько, что само слово иллюзии тут — порочно, как явно указывающее на обратное этому пониманию. От заблуждений относительно истинного положения вещей надо избавляться. Здесь же речь идёт о смыслах. Которые возникают, способны существовать, не в мире. Но в сознании. Без этих смыслов, не существующих вне его, в мёртвой материи — нет смысла ни для чего. В первую очередь для неё самой.

Жизнь порождает смыслы, информационную наполненность вселенной. Ценности в ней. Где эти ценности, эта наполненность уничтожена — там нет жизни, это смерть, территория мёртвого, ненужного, несуществующего.

Сознание, осознание, жизнь, восприятие, ощущение красоты, любовь к миру — как высшая форма материи, его острие, точка, в которой он только и начинает быть.
Это именно та причина, отчего миллиарды даже никогда не думавших об этом, неспособных, убедивших себя в обратном — так страшатся смерти. Как утраты миром своего осознания, навсегда. Гибели мира, всего, окончательно, навеки. Со всем, что в нём только содержится.

И чему мы с рождения, и даже до, привыкли уделять своё внимание, делать частью, неотъемлемой уж своего сознания, своего микрокосма. Отсюда неизбежно следует, что гибель одного человека — это гибель вселенной. Которую он успел вобрать в себя. Занятно, но это редкое понимание тем не менее настолько базовое, что сформировало всю мораль человечества с древних времён, и других зверей также:

    Ye may kill for yourselves, and your mates,
        and your cubs as they need and ye can;
    But kill not for pleasure of killing,
        and seven times never kill man.

И не только человека: белки с её особенным лесным миром; вороны (радостно с криками летящей в стае на закат, волнами, провожая солнце и особенно прекрасное в этот час небо) видевшей наш город таким, каким нам его не суждено увидеть...

Когда гибнет сознание — гибнет уникальная вселенная, которую оно успело вобрать в себя полностью, так безупречно, что способно уж без её малейшей помощи, само по себе, видеть вполне реалистичные сны о ней, воспроизводить её идеально. Зачастую даже более красивые, чем она сама в этот момент вокруг него, спящего.
На днях говорили тут с одним ветераном Вьетнама, с американской стороны, который там много где побывал, в местах, о которых мы уж знаем только по книгам и фильмам, про особую эстетику, философию их 60-х. Дошли в итоге до Кастанеды. Он говорит: «Да, я вон иногда иду и с воронами разговариваю».
   


















Рыси — новое сообщество