Первое упоминание о тульском
прянике относится к 1685 году. Называют его печатным, потому как исстари формовался он в
специальной пряничной доске. И, стало быть, всемирную славу, призы, медали и дипломы, что получают туляки за него много лет, по праву делят и резчики пряничных
досок. Работа
резчика пряничных досок уникальна, подобна легендарному Левше. Изготовление пряничных досок это по истине большое искусство.
Дело в том, что уже в XIII веке н. э. Тула, древняя столица тольтеков, была окончательно разрушена.
То же, что мы видим, этот вот экспонат — никак не пряник, а глиняная, либо деревянная табличка с рельефом, впрочем, выполненная в несколько более нервной, чем у тольтеков и прочих мезоамериканцев, манере. Можно предположить, что создавалась она уже в период Конкисты, под сильным влиянием колонизаторов. На фоне краха некогда величественных автохтонных культур и общего падения нравов.
Таким образом, все артефакты датировки около 1685 года являются позднейшей испанской, точнее, к концу XVII века, уже креольской подделкой настоящего исторического тульского пряника; от культурного слоя тольтеков их отделяет от метра до трёх, то есть где-то 400–600 лет.
И потом, посмотрите на эту длинную пушистую шею и короткие толстые лапки. Лама же.
А, то есть получается, наш местный город Тула (который греки и римляне называли Крайняя Тула, Ultima Thule) был выстроен вокруг пряничной фабрики, созданной на основе технологии, порождённой вывезенной из-за океанов конкистадорами дощечкой с рельефом, с которой они так до сих пор все свои пряники и фигачат.
Это опасно. Никто ведь так и не расшифровал магический смысл этой культовой реликвии. Вдруг постепенное поедание тольтекских пряников местным населением приведёт к ритуальным жертвоприношениям?