АПАМЕЯ (местное название АФАМИЯ)
Апамея по своим масштабам и изяществу архитектуры может сравниться с Пальмирой. Это один из
крупнейших и интереснейших памятников Сирии, еще мало изученный. Территория древнего города столь велика, что археологические исследования одной Сирии не по плечу. Археологи считают это место потенциально богатым открытиями. Залогом тому сама история.
Для этого Александр потребовал, чтобы его военачальники женились на персидских принцессах и знатных женщинах двора. В резиденции персидских царей в Сузах (возле города Дизфуль в Иране; также см. Библию — Книга Есфири 1:2) он устроил грандиозную массовую свадьбу, на которой один из его полководцев — будущий Селевк 1 получил в жены персидскую принцессу Апаму.
Знакомьтесь, Селевк I.
Возможно, на месте Апамеи когда-то находился Каркар, упомянутый в ассирийских текстах в связи с походами Саламансара II и Саргона II. Позднее здесь существовал городок Фарнака, который Александром был переименован в Пеллу — в честь родины его отца Филиппа. В начале III в. до н.э. ставший правителем Сирии
Селевк I Никатор назвал город именем своей жены Апамы и сделал его одним из центров обширного царства.
БИБЛЕЙСКИЙ ЕМАФ, АРАМЕЙСКИЙ ХАМАТ. Холм, вокруг которого возник город, был обитаем еще в эпоху неолита; найденные при раскопках предметы относятся к V тыс. до н.э. Начало II тыс. до н.э. — время расцвета, прерванное нашествием гиксосов — кочевых племен, опустошивших в XVIII в. до н э. Малую Азию и Палестину, прежде чем ими был завоеван Египет. Новый период расцвета Хамы начался в 1550 г. до н.э. с завоеванием ее Митанни — царством Верхней Месопотамии. Через 100 лет военные походы египетских фараонов против Митанни прервали мирную жизнь, а в XII в. до н.э. пришли те, кого называли «народами моря» — племена с островов на Средиземном море и из Малой Азии, по имени одного из которых — филистимлян — получила свое название Палестина. Борьба за благодатное побережье между ними и семитскими племенами, пришедшими сюда позже, отражена в Библии, где филистимляне упоминаются вместе с жителями острова Кафтор, т.е. критянами (Иерем.47:4; Иезек.25:16 и др.).
Древнейшее название места неизвестно; в ассирийских анналах город называется Хаматайя — как утверждается, по имени некоего арамейского вождя «из страны Лакс». Каким образом этот чужеземец сумел захватить власть в городе, неизвестно. Библия называет жителями Хамы одно из ханаанских племен — химафеев (Быт.10:18; Кн.Судей 3:3), а сам город — Емаф (Амос 6:2 и др.), что является видоизмененной формой арамейского «хамат» Имена царей Хамы -смешанные: семитские и хеттские. Не случайно, очевидно, в этом городе на Оронте произошло открытие современной наукой цивили-зации хеттов — народа, часто упоминаемого в Библии (Кн.Судей 3:5; 4 Кн.Царств 7:6 и др.) и происходящего, согласно Ветхому завету, от внука Поя Хета (Быт.10:6). В 1870 г. европейские путешественники обратили внимание на камни со странными иероглифами в стенах домов Хамы и срисовали их (в ряде случаев это вызывало неудовольствие хозяев, и любознательным иностранцам приходилось спасаться бегством). Так были открыты знаменитые «хеттские камни» Хамы (чуть позже аналогичные находки были сделаны в Алеппо). Поэтому в этот период город именуется учеными столицей сиро-хеттского царства.
Хеттские львы
В анналах Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.) Хама -«союзник» Ассирии, а точнее — зависимое царство, платящее дань. Саргон II (722-705 гг.), воспользовавшись дворцовым переворотом, под предлогом «восстановления справедливости» захватывает город и делает царство провинцией Ассирии. На рельефах в Хорсабадс (древний Дур-Шаррукин к северу от Мосула, Ирак) показано, как с последнего царя Хамы живьем сдирают кожу.
Наконец, Оронт назван мятежным, ибо не желает делиться своей водой с человеком, потому что течет в довольно глубоких долинах и даже каньонах, и использовать его воды для орошения непросто. До появления электронасосов жителям приходилось строить колеса-нории.
это нории, спицы из, обычно, ореха, вал из абрикосового дерева. Это последние колеса (для туристов), трудно найти подходящее дерево абрикоса под вал.
великолепным виноградом, вино из которого по утверждению
Плиния прекрасно смешивалось с медом. В городе находился известный на всю Грецию оракул, на месте которого позже римляне воздвигли храм богине судьбы — его руины сохранились до сих пор.
Спустя некоторое время, по мере становления отечественной музыкальной индустрии его скромный но доходный бизнес сошёл на нет, но он остался некоей вехой в ярославской музыке, особенно рок-музыке.
Интересно, его фамилия, Селевко, может быть каким-то образом связана с именем древнего полководца Селевка?