Назначение рунической письменности
Есть руническое письмо германцев. Это 24-значный старший футарк. Он называется так по первым знакам рунического алфавита, но откуда взялась такая последовательность неизвестно. Есть младшая руническая письменность или младший футарк — это тоже руны, но это письмо скандинавское и английское, оно не объединяло все германские народы. Это письмо эпохи викингов, оно гораздо меньше и состоит из 16 знаков.
Старший футарк очень трудно читается. Многие надписи плохо читаются по техническим причинам, они плохо сохранились, потому что восходят к очень древним временам, к эпохе Великого переселения народов. Старшее руническое письмо безусловно было связано с магией. Создается впечатление, что древнее руническое письмо из 24 знаков предназначалось вовсе не людям. Это был способ коммуникации человека с божествами или какими-то верховными существами, с недосягаемым и неосязаемым миром.
Руническое письмо эпохи викингов светское, в чем-то профанизированное, лишенное той самой сакральной функции. Безусловно, эти надписи тоже обслуживали некоторые сакральные сферы человеческой жизни. Часто это были поминальные надписи, поставленные в память о погибшем человеке. Это был памятный знак, на котором высекалась некая надпись формульного характера. Они читаются гораздо легче.
Фёдор Успенский руны старший футарк младший футарк руническая письменность
знатная борода
Лектор прав во всём, что он говорит, хотя говорит он в основном о прагматике, о том, что доказать трудновато. Лично мне намного интереснее было бы послушать о разновидностях рунического письма, которых намного больше чем 2 (младший и старший футарк, упомянутые в лекции). Я, возможно, раньше давал эту ссылку, но дам её ещё раз, она тут должна быть: со всей ответственность заявляю, что самая адекватная книга о германских рунах, это «Священные руны. Магические символы Севера», автор Геза фон Неменьи. Очень хороший русский перевод, в книге описано о рунах всё — история, виды алфавитов, прагматика, приведено очень большое количество прорисовок реальных рунических надписей с латинской транслитерацией и русским переводом.
Могу добавить, что руны были не только у германских народов. Совершенно в другом конце мира, на берегах Байкала и реки Енисей стоят каменные стелы с надписями на древнетюркском языке, выполненные руническим алфавитом, который визуально крайне похож на германские руны, но не связан с ним, и возник он позже, в VIII веке, просто одинаковый материал надписей германцев и тюрков привёл к конвергенции форм букв. И, кстати, направление письма у германцев и тюрков разное. Тюркские руны использовались и в Европе, хазарами и булгарами, свой вариант этого письма был и у венгров.
Ну, и о бороде:
Меня позабавило исключительное сходство в графической динамике рун из Старой Ладоги и письмен китайской архаики: цзягувэней и цзиньвэней. Как раз тот случай, когда материал и инструмент диктуют форму. Да, собственно, у нас весь человеческий дизайн по этому принципу построен — идея лишь следует за целесообразностью, утилитарностью.
Сверкающий лунный альф, сверкающее чудовище, будь под землей!
Шатры Вальрида объяты колдовством.
Урожай трупов от копий Нибелунгов будет ужасен.
Мне тоже было бы интересно обсудить именно это.
Руны f, r, k, h, i, s, t, b представляют собой практически полную копию соответствующих латинских букв. Руны u, l — это латинские буквы, перевёрнутые вверх ногами. Руна а — точно так же писалась эта буква в североэтрусских алфавитах. Руны m, o и d являются графическими трансформациями таких же латинских букв.
Ну да, эта легенда вести Рим от Трои, от потомков Приама. Оттого мы и можем называть греко-римлян по сути единым этносом. Не от легенды, понятно, — но от единства культуры и последующего конструктивного слияния.