Мы тут много об искусстве вроде как рассуждаем. Раздаются предложения автора призывать к чему-то там высокоморальному, или попытки объяснить что есть искусство, чем хороший автор отличается от плохого, что смотреть, что слушать и как понять, чего этот автор хочет. Есть Живопись, и есть скверная живопись, от слова скверик, в котором она продается (не я придумала, а преподаватель Грэково, художественного училища); есть Музыка, и есть музон, налипающий на ушах, страшно раздражающий, но упорно несущийся из всех динамиков, включая скрипяще-хрипящие радио маршрутного такси. Так где критерий? Где водораздел между авторским субъективным самовыражением и говном? Хочу представить вашему вниманию весьма качественный текст от этого самого автора, которого мы тут пытаемся понимать. Это не мировая величина с регалиями и признанием. Это трудяга, увлеченный своим делом, с филосфским взглядом на жизнь и очень-очень веселый и хороший человек. Мне если не верите, хоть Жорика Делиева спросите, он подтвердит. Текст абсолютно субъективный, как и положено авторскому. Кому лень ходить по ссылкам, перепост:
Остап Ибрагимович, когда мы будем делить наши деньги?
«Да никогда, мои маленькие друзья».Играть или не игратьТакой вот гамлетовский вопрос. Конечно же играть, если ты музыкант, – скажут 99 из 100 опрошенных. Если ты провёл всё детство и юность за инструментом, осваивая один из самых сложных видов деятельности, требующей огромного труда, таланта и самоотречения. Чтобы стать хорошим исполнителем маленький человечек отдаёт примерно 15 лет своей жизни. И каких лет! К чему же он (или его родители) себя готовит, если потом не будет играть? А если ты не прошёл этот путь, то каковы твои шансы удивить слушателя своим исполнением? Тогда уж лучше не играть. Такие вот очевидные ответы.
– И причём здесь Шекспир, всё предельно ясно, — скажут наши 99 человек. Ну что ж, мои любители простых решений, у меня к вам встречный вопрос. Почему я встречаю своих братьев по оружию на Малиновском рынке, торгующих трусами? Почему один из лучших гитаристов мешает бетон на стройке? Как случилось, что Давид Тухманов стал тапёром в немецком ресторане? Куда исчезли с экранов лучшие эстрадники?
Сейчас никто и не вспоминает Яака Йолу, Розу Рымбаеву, Тыниса Мяги, Александра Барыкина. А они были весьма неплохи, скажу я вам. Кто принял решение убрать их из эфира (из активной музыкальной жизни)? Они что, безнадёжно устарели? Отчего тогда Пугачёва с Ротару прыгают как ни в чём не бывало, они что лучше, талантливей? Это устаревшая терминология. Они – КРУЧЕ!
Академический музыкант, исполняющий классику, может не много зарабатывать, может не очень хорошо играть, но играет он хорошую музыку. Классикой становятся только произведения тщательно отфильтрованные, прошедшие проверку временем. Эстрадник же, хоть и является представителем лёгкого жанра, стоит перед нелёгким нравственным выбором. Если он говорит – да, я буду играть, тут же встаёт вопрос – что ты будешь играть? Эстрадой я здесь называю и джаз, и рок, и поп-музыку. Я в детстве не делал различия, и как выяснилось, был не так уж неправ. Неужели так важно ЧТО играть?
Играй то, что нравится людям, за что они согласны платить, и будет тебе счастье – так и просится ещё один очевидный ответ. Но простых ответов на сложные вопросы не бывает, мои маленькие друзья (те самые 99 из 100). Как определить что нравится людям: то, что они выбрали сами или то, что им навязали? И выбирают они зачастую не самое лучшее.
Маршруточника не заставляют весь день напролёт слушать шансон, и на «Ласковый май» людей не загоняли силой. Питаться говном! Меня ужасает выбор моего народа. Так давайте производить говно бочками! Тоннами! Мы же эстрадники, развлекальщики, массовики-затейники, мать вашу! От нас другого и не ждут.
Ты же лабух, – сколько раз я слышал это в свой адрес и как мне хотелось набить морду такому оценщику моей профессии. Но нельзя, ведь некоторые думают, что похвалили меня, и я могу гордиться своим статусом.
Это была прелюдия. Теперь – к делу.
Широка дорога и просторен путь, ведущий в погибель
– Ты понимаешь, что это нонсенс? – спросил меня один очень сильный музыкант. – Да, этого не может быть, потому что не может быть никогда, – ответил я после концерта, где мы исполнили The Dark Side of the Moon. Сыграли не что-то приблизительное, а в точности как на студийном альбоме, даже с квадрофонией! Такого не ожидали не только от нас, но и от кого бы то ни было. Это вам не мелочь по карманам тырить, господа — любители простых ответов. За четыре года существования мы доказали целый ряд теорем:
Не всё, что блестит — золото.
Не всякий музыкант, прослывший хорошим исполнителем, является таковым.
Не всякий сильный музыкант способен улучшить группу своим присутствием.
Нет невыполнимых задач – есть нежелание трудиться, гонор и недисциплинированность.
Хорошую музыку играть можно и нужно, она так же нужна и молодым и взрослым, как и прежде. Народ, перекормленный говном, не забыл, как выглядит конфетка и с удовольствием её съест.
Приготовление конфетки – очень приятный процесс (хотя говночерпии зарабатывают больше).
– Но это же прописные истины! Что вы там такого доказали, и кому? – (это кричат мои любимцы – 99%). Они же знают ответы. За 4 года через группу прошло несколько десятков музыкантов, желающих принять участие в процессе. Их прописные истины несколько отличались от моих. А доказали мы прежде всего себе, что и в отстойном городе с агрессивной средой можно сделать что-то приличное, если хорошо и бескорыстно потрудиться.
4 ноября 2008 года трое единомышленников занялись партизанщиной. В подвале Пантелеймоновского монастыря было арендовано крошечное помещение со сводчатыми потолками за 100 баксов в месяц. Туда было снесено чёрти-какое оборудование в полурабочем состоянии, назначены репетиции и процесс пошёл. В состав террористической группы вошли Виктор Котыга, Виктор Польский и я (бас, барабаны и клавиши). Гитариста сразу найти не удалось, и поиски затянулись надолго, но об этом позже. Зачем нам понадобился такой коллектив, когда любой из нас мог устроиться в средней руки группу и играть в клубах нашего города (многие друзья так и сделали)?
Малым составом это не сыграть, а большой долго не удержишь без денег.
— Нужно найти хорошего вокалиста, иначе вам гаплык.
— Костя, перестань прыгать между клавиш, выбери одну партию и играй её.
— Студийная запись – это одно, а концерт – другое.
— Упростите аранжировку.
— Поменяйте тональность.
-Уберите электронные барабаны.
-Не надо всем петь – всё равно будет криво.
Я их понимаю и не осуждаю. Они хотели мне добра. Они слышали как это ужасно звучит, и хотели помочь, каждый своим способом. Но почему-то я их не послушал и продолжал стучать плетью по обуху.
1. Держаться выбранной линии (играть арт-рок в нашем случае);
2. Не повторять ошибок прошлого (у каждого они свои);
3.Получать удовольствие от процесса (результат предполагается, но это не главное);
4. Дисциплина, Дисциплина, Дисциплина, (без неё вообще ничего не получается в любом деле, а уж арт-рок!);
5. Помнить о великой бесцельности искусства (да-да, я считаю этот жанр искусством).
Что за дела? Опять прописные истины? Какая-то тавтология. Во всех 5-ти пунктах почти одно и тоже (99). Эти истины всем известны, мои маленькие друзья, чисто теоретически. А вы возьмите распиздяя, каким является обычный музыкант, и заставьте его работать без всякой цели, бесплатно, да ещё и дисциплину соблюдать. Посмотрите, что получится. На что я только надеялся? Здесь ведь не работать, а пахать пришлось. Неудивительно, что многие сдулись. Я никого не выгонял, даже когда человек всем становился поперёк горла. Уходили сами. А причины!!!
— Я думал, мы через месяц начнём работать.
— Я стал редко видеть жену.
— Я старенький – плохо запоминаю.
— Я люблю более жёсткую музыку.
— Это очень дорогое удовольствие (человек не вложил ни копейки).
— Костя собрал колхоз (ансамбль был уже большим — 8 человек).
— Барабанщик на меня наехал, я не намерен это терпеть.
С такими вот причинами уходили люди после месяцев совместных репетиций. И вам не жалко труда? Ладно – моего, а своего? Не жалко!
Все любят играть аккорды Брайана Мэя, почему никто не играет мои аккорды?
Джеф Бэк
Я десять лет выковыривал придатки из мозгов. Я что-нибудь понимаю в физиологии?
Профессор Преображенский
Ещё один вопрос из разряда риторических: – так своё играть или чужое? Готовый ответ так и прыгает, тянет руку, как двоечник, что думает — уж тут-то я не ошибусь! Это всем известно! Своё играть надо, а коврики – это западло! Как вы, наверное, догадались, этот парень из компании 99-ти сейчас здорово получит по соплям, чтоб не хватал что попало и не тянул в рот, даже когда оно очень хорошо лежит под носом.
На первый взгляд так и есть, в рок-музыке издавна так повелось, что кто музыку сочинил, тот её и исполняет. Заметьте, это только в роке! Ни в классике, ни в джазе, ни в попсе ничего такого не наблюдается. Один сочинил, другой исполняет, третий интерпретирует и все довольны. И никому не западло.
В роке все хотят аутентичности. И дружно идут на концерт «Deep Purple», в котором нет ни Блэкмора ни Лорда. А кто, по-вашему, сочинил всё то, что сейчас играет на гитаре Стив Морс? И не западло ему играть «Smoke on the Water»? Приезжает в Одессу ELO, в котором на сцене 12 человек и всего двое из оригинального состава – скрипач и барабанщик. Как вы думаете, если бы на барабанах играл другой, а скрипки не было вовсе, что-то сильно бы поменялось в этом концерте? И никто не кричал – Что это за «Электрик»? Где Джеф Линн? Гоните назад деньги! А почему? Просто музыка очень красивая, сыграна качественно и даже при полном отсутствии автора на сцене (Джефа Линна) доставляет огромное удовольствие.
Так что же мы слушали по факту? Уж не кавер ли? Какой процент людей, создававших музыку, должен присутствовать на сцене, что бы группа считалась тем, за что её продают? За немалые деньги, заметьте!
Раньше вопрос так остро не стоял. Приезжали какие-нибудь самоцветы, играли музыку советских композиторов, а под конец концерта валили фирму. Настоящий хард-рок – Led Zeppelin, Uriah Heep, не объявляя авторов ни в первом, ни во втором случае. Как-то не очень все парились на этот счёт. А сочиняли советские песни для ВИА профессионалы между прочим. Тухманов, Зацепин, Артемьев, Лученок – настоящие композиторы (были и послабее, но всё же, не кто попало). Умение сочинять музыку, вообще-то, редкий дар. И если исполнять «своё» стало модно, это не значит, что стало рождаться больше людей со способностью к сочинительству.
Когда в 90-е упразднили всех исполнителей, и хороших и всех остальных (их заменили минидиски, самоигралки и ди-джеи), мне, как практикующему музыканту, пришлось сменить профессию. Я стал студийным инженером и аранжировщиком. Вот тут-то я и столкнулся с авторской музыкой и авторами. Ведь тогда нельзя было записать всё дома в компьютер, или уговорить симфонический оркестр – а давайте-ка сыграем мою песню! Вот народ и потянулся в студию.
В Одессе была всего одна, но уже была. Так что я увидел всех, кто имел 100 баксов и мечтал услышать своё творение в готовом виде. Не буду сгущать краски, попадались неплохие песни. Про клинические случаи графомании и дебилизма умолчу. Большей частью эта была серая, неинтересная музыка. Всю надежду авторы возлагали на аранжировку и дорогое студийное оборудование, и если готовая фонограмма звучала ярко и убедительно оставались довольны собой. Если что-то шло не так, значит студия и её работники недостаточно хороши.
То, что они сочинили говно, им в голову как-то не приходило.
Да, аранжировка – мощная вещь, но за ней не спрячешь отсутствие идей и композиторского таланта. Всё, с чем я столкнулся за 18 лет студийной работы можно разделить на три группы:
1. Сочинения без музыкальных идей. Человек что-то наигрывает, не имея никакого представления, что из этого должно в результате получиться. Если ему повезёт с аранжировщиком, может что-то и выйдет, но не факт, что автору понравится. Поди догадайся, что он ожидает услышать. Он и сам толком не знает. Может безумно возбудиться на какое-то фуфло, а приличную работу забракует. В общем, нехороший способ делать хиты.
2. Сочинения с заимствованными идеями. Человек чётко знает, что ему нужно. Звучать как Майкл Джексон, например. Он даже запись принесёт, покажет песню, с которой он «сочинял» свой опус. И то что получится очень похоже, и это попахивает плагиатом, его не сильно волнует, главное, чтобы было круто! В фирменном образце всё продумано до мелочей, вернее, там нет мелочей – всё имеет значение. Так что, если скрупулёзно всё ободрать, звучать будет действительно хорошо. Только я не вижу смысла в таком сочинительстве. Разве что денег заработать за чужой счёт. Пел бы уже песни Джексона. Хоть честнее.
3. Собственные музыкальные идеи. Вот здесь то и должно быть всё в порядке. Увы... Авторы, ставшие на путь честного сочинительства, претендующие на оригинальность, бывают столь радикальны и непоколебимы, что получается что-то неудобоваримое. Слушать это невозможно. А им насрать на слушателя. «Пусть мучается. Я так вижу. Вот я какой оригинал! Я ещё и покруче отмочу!»
Вот эта установка и сводит всё на нет. Не нужно хотеть непременно всех и сразу так удивить, чтобы очухаться не могли. Из эксперимента не сразу получается зрелая музыка, нужно время. Послушайте ранние опыты Сида Баррэта и сравните с Pink Floyd 70-х. Не надо быть специалистом, чтобы найти 10 отличий. Но нашим ребятам нельзя долго ждать. Нужен мгновенный оглушительный успех, иначе – разворот на 180 градусов, резкая смена стиля и от радикальных идей остаётся пшик. В развитых странах идеи, рождающиеся у радикальных чуваков из подполья, попадают на благодатную почву. Сначала их реализует независимый лэйбл. Потом опытный продюсер это причешет в дорогой студии и зафигачит новый хит для Мадонны, потом это станут крутить в дискотеках и на радио, делать ремиксы, идею подхватят другие криэйторы, она заживёт своей жизнью, так, глядишь, и стиль новый появится.
Ничего подобного у нас не происходит. Если каким-то чудом вам удастся сочинить, записать и даже издать хороший продукт, наслаждаться им будете вы сами и ваши друзья, ну может ещё их друзья. Это всё. Дальше – никуда. Не потому, что нет денег на раскрутку. Можно и найти. Просто хороший продукт не может существовать в одном пространстве с плагиаторской российской попсой, которой заполнен ВЕСЬ эфир. Идея ваша не заживёт своей жизнью. Её просто некому заценить. Она законсервирована даже в реализованном виде. И никакой интернет тут не поможет. О вас никто не знает, а ваше произведение не «Белая стрекоза любви», чтобы все восхищались дебилизмом и рассказывали друг другу, как прикольно!
Мне могут возразить, что есть полно других групп, играющих русский авторский рок. Если этот рок чего-то стоит, почему его никто не пытается исполнять, за пределами страны, где он создан. Представьте себе, Оззи Осборн исполняет трибьют русской группы «Ария». Боб Дилан поёт песни Гребенщикова (тёзка всё-таки), на закрытии олимпиады в Лондоне весь стадион хором поёт «а не спеть ли мне песню»...
Правда страшно! Не бойтесь, друзья. Этого никогда не будет. Вся эта наша музыка предназначена исключительно для внутреннего пользования. Ни кто её не запоёт за границей, кроме ностальгирующих эмигрантов. Не из-за того, что там нам не рады. Просто это плохая музыка, которая никому кроме нашего высокодуховного народа не нужна. Наши композиторы из высшей лиги – Зацепин, Тухманов, Журбин – не смогли за пределами страны работать сочинителями средней руки. Какие уж тут Кинчевы с Цоями. Не удалось нам создать собственную поп-культуру, соизмеримую с западноевропейской, и если удастся вообще, то очень не скоро.
И так как жить в это время прекрасное мне не придётся, я решил поиграть хорошую музыку и доставить удовольствие себе и людям, не имеющим возможности съездить в Америку или в Европу на настоящий Pink Floyd.
Я плохой? У меня не хватило таланта делать авторское? Всех обосрал, а предложить взамен нечего? Нет, мои маленькие друзья, как раз есть. Послушайте диск “Огни сахарного завода”, который я записал в соавторстве с Владимиром Сухомлиновым. И скажите – это плохо? Уж получше будет, чем какой-нибудь “Чайф” или “Би-2” с симфоническим оркестром (привет, Нора!). Только играть это негде и некому, а тираж лежит у меня в прихожей. Это устаревший стиль? Никому не нужен арт-рок? Альбом сделан как стилизация под старину, с долей самоиронии, он совсем не нудный, почти все, кто его прослушал, в восторге, но это ничего не меняет.
Хотите современное, модное? Послушайте “Артэклектик”, сделанный с Игорем Рудь. Ультрасовременный диск постигла судьба старорежимного «Иллюзиона». – Я его постоянно слушаю на работе.– Я его не вынимаю из машины! — слышишь от тех, кому он достался. И что дальше? А ничего, мои милые друзья. Не посыпались с неба предложения исполнить всё это вживую со сцены даже от владельцев одесских клубов, я не говорю о мощных туровых концертах, которые под силу только Вакарчуку со Скрипкой. Так слушайте дружно «Я так хочу тэбэ» и «Буй-бубу-буй».
Надеюсь, я вас убедил, что выбрал едва ли не единственную возможность для себя лично и для моих друзей исполнять хорошую музыку сегодня, создав кавер-бэнд. Теперь вроде и звучит не так ругательно.
Massive Attack — Все идет по плану
Brazzavile — Звезда по имени Солнце
Пожалуй, автор был настроен чересчур пессимистично. Дело вот в какой штуке — есть такой сильнейший ментальный шаблон как классика. Люди зачастую воспринимают только те творческие произведения, которые как-то одобрены свыше — либо по телевизору показали клип, либо исполнитель собрал стадион, либо все знакомые его слушают, либо песням исполнителя лет двадцать как минимум. В конце восьмидесятых ни одному приличному господину наверно не приходило в голову исполнять каверы на ГрОб — какие-то неизвестные любители, да еще и молодежь, к тому же нот маловато, вместо вокала невнятный вой и крик, шумно, грубости какие-то в текстах. А спустя пару десятков лет пожалуйста, уже можно, даже заграничным звездам.
Brazzaville — Green-Eyed Taxi
Группы или ансамбля? Как правильно назвать нашу компанию? Думаю, правильнее всего рок-оркестром. Мои любимые Джеф Линн и Манфрэд Мэнн именно так назвали свои коллективы. В арт-роке оркестр не используется как дополнительный наворот, типа – у нас всё круто (привет БИ-2!). Оркестровый принцип используется в аранжировке, какие бы ни были инструменты в арсенале группы. Барабаны, бас и пиано тоже могут звучать по-оркестровому (послушайте Эмерсона, они втроем звучат как оркестр). Тут дело не в инструментарии, а в подходе. Отдельные партии могут звучать странновато, мягко говоря, зато вместе это звучит потрясающе!
Вот тут-то и встаёт вопрос кадровой политики. Кто это захочет играть простенькие партии или нудные повторы, которыми изобилует правильная оркестровка? Рокеры? Они же все солисты, импровизаторы, лидеры, красавцы. Одним словом, самососы. Аккомпанировать им западло. Попробуйте найти гитариста, качественно играющего страминг (по-русски – чёс). Желаю вам успеха в этом нелёгком деле.
Как в нашем оркестре электрического засвета появилась женская половина. Женщина на корабле – это как-то не очень. Рок – это мужская игрушка. И на каком инструменте женщина затмит настоящего рокера? Но мы с вами уже знаем кое-что насчёт прописных истин. Переползаем потихоньку из 99% умных в 1% странноватых. Сержант Дрэбэн из кинофильма «Голый пистолет» как-то сказал, из-за чего в заложники берут именно женщин: «Они меньше, лучше пахнут, и вообще – с ними лучше!» Дополню этот список. Они исполнительны, дисциплинированны, проявляют инициативу, всегда готовы помочь (в музыке, а не в том, что вы подумали).
Специально приглашать девушек, чтобы было веселее, никто не собирался. Ансамбль наш формировался долго и мучительно, многие отвалили, а вот Галочка и Ирочка остались. И оказались намного ценнее некоторых профессиональных гуманоидов мужского пола. Как только такой красавец отправится пить водку, раздаётся милый женский голосок – Давайте я это сыграю. – А ты сможешь? – Я потренируюсь.
Учитесь, красавцы. Может достигнете чего-то в жизни. У кого все партии выписаны в нотах? Кто знает темп любой композиции? Кто распечатал тексты для всей группы? Заведите в группе хоть одну девушку с тамбурином, и на смену хаосу придёт порядок! Кроме всего прочего мы стали обладателями двух чудесных голосов для пинкфлойдовских бэков. Мы стали исполнять АББу! Посмотрите на любой симфонический оркестр. Кого там больше? Мужчин? Женщинам не скучно играть второстепенные партии, они более благодарные существа. Убедил? Дрэбеновский совет не такой уж идиотский!
...музыка нам петь не мешает...
певцы и танцоры
Человек находится внутри системы и не является частью её. У него своя жизнь. Чтобы часовой механизм остановился, достаточно сломать или убрать самую маленькую шестерёнку, а хороший гитарист – важнейшая часть рок-организма. Почему же ломается именно эта деталь и в самый неподходящий момент? Это же не старательные девушки, это и есть самые настоящие рокеры, задающие тон в этом жанре. Почему же именно с ними я так намучился? Почему ни на одного из них нельзя положиться, независимо от возраста, темперамента, социального статуса и умения играть? Поверьте, их в моей группе было немало, я могу делать статистические выводы.
Видимо, профессию рок-гитариста выбирает определённый сорт людей, и есть нечто, объединяющее и великолепного импровизатора с 20-летним опытом профессиональной деятельности, и юного дарования, только изучающего гриф, но имеющего тот же поведенческий паттерн. Что же это за инструмент такой рок-гитара? Почему его выбирают эти люди? Или они становятся такими, выбрав этот инструмент?
Скажу сразу, гитара – один из самых сложных инструментов, с огромным набором выразительных средств. По возможностям гармонических построений он затмевает фортепиано! Современная гитара с набором примочек (эффектов) не имеет конкурентов по артикуляции и темброобразованию. Я сам играю на гитаре, имею комплект инструментов и обработок, так что знаю, о чём говорю. На гитаре можно экспериментировать со строем и играть ладовую музыку. Но постичь все эти кайфы можно не сразу. Только после многих лет музицырования начинаешь понимать, насколько мощный арсенал у тебя в руках.
Молодой человек выбирает гитару из других соображений. Во-первых, можно быстро научиться (не играть, а примитивно аккомпанировать). Выучив 2-3 аккорда за 2-3 дня, вы сможете спеть в компании не только «в траве сидел кузнечик», а десятки известных песен. Такой быстрый успех окрыляет. Не важно, что новичок играет примитивно и неправильно, для сверстников он – полубог. А что нужно внезапно повзрослевшему ребёнку, как не восхищённые взгляды. А девушки как млеют! Музыка тут явно не на первом месте. Поверьте, я знаю многих людей, не имеющих слуха, страстно желающих освоить гитару. На пианино этот номер не пройдёт! Придётся гаммы играть. Только через пару лет сможешь исполнить какие-нибудь «Колокола» или «Свечи». Да и не потаскаешь с собой пианино на море или в лес.
И вот попозже, когда надоест исполнять песни про утонувших лошадей и лётчиков, разбившихся из-за несчастной любви, молодые люди создают первую в своей жизни группу. И тут оказывается, что все умеют играть только на одном инструменте – на гитаре. Кому-то придётся изучить бас, хоть это скучно – играть всё время бум-бум-бум, или хлеб-соль. Кому-то покупать ударную установку (удар по родительскому карману). Клавишник берётся из музыкальной школы. А кто остаётся на гитаре? Явный лидер. Он хочет делать то, что и раньше. Это другие пусть переучиваются и приспосабливаются. Он своих позиций не сдаст.
Учиться и переучиваться ему ещё ой как придётся, если не сдуется в первый же год. Но модель поведения останется на всю жизнь. Другие прогнулись, а я – чемпион. Пусть они аккомпанируют. Я буду в центре внимания. Я могу петь, носиться по сцене, трясти хаером, принимать героические позы. Всё это позволяет мой чудесный инструмент. Ни клавишник, ни барабанщик не будут так смотреться, что бы они не делали, они привязаны к стационарному инструменту. Басист привязан к неудобной партии. А я – вольная птица. Могу делать что хочу! Играть длиннющее соло, например, от которого всем уже схеровело, зато мне хорошо. Есть у меня ручка громкости и педаль овердрайв, чтобы не забывали, кто тут главный.
Встретишь такого лет через 10-15, и сожмётся сердце. Думаешь, ведь прилично играл парень, хотел чего-то от жизни и от всей этой музыки, и кто он теперь? Даже определение подобрать трудно, не на пенсии же он. Пригласить его в группу, что ли? Пусть попробует свои силы в реалиях сегодняшнего дня. Мы же самодеятельный коллектив, можем брать кого хотим, авось получится. Поначалу радости нет предела! О нём вспомнили! Пригласили! Какая у вас комната! Какие инструменты! Заходи, чувак, не стесняйся, мы и тебе гитару найдём! Вы играете Genesis? Manfred Mann? Сейчас всё услышишь. И ты тоже заиграешь. Только потрудиться придётся. Выучи дома пока что вот это соло.
Учит. Приходит на репетиции окрылённый. Первые 3-4 раза. Все подбадривают – молодец, давай-давай, дальше будет ещё лучше! Но наш новый друг уже расслабился. Всё стоит на месте. Это произведение он уже успел забыть (пропустил пару репетиций), а это так и не разобрал как следует, хотя обещал. И вообще, он предпочитает импровизировать, а не разбирать и заучивать. То есть взялся за старое. Самовыражается, как ему кажется, а по сути – играет на шару, вместо правильных партий какой-то невнятный наборняк.
Но ты ведь уже пробовал так раньше и ничего хорошего не добился! Никакие увещевания не помогают. Наш герой хочет получить привычную с молодости обстановку, и упорно лезет со своим уставом в чужой монастырь. И репертуар его уже не устраивает, и денег не платят, и работать заставляют! Кошмар! А ты зачем сюда шёл, парень? То чем ты восхищался в первые дни – результат чужого труда. Приложи немного своего – и всё это станет твоим. Нет, нет и нет.
– Мне стало некомфортно. Со мной не так обращаются. Я хочу денег, быстро, сейчас. А кто тебе это обещал и что ты сам для этого сделал? И человек начинает отползать. Незаметно, постепенно. А свалит он именно тогда, когда уже невозможно его заменить, а нужно выступать. Что же ты, козёл, делаешь? Ты же нас подставляешь! У нас концерт, всё договорено, вот они – твои долбаные деньги, только приди. Чужая душа – потёмки. Потом он же и обижается. На кого? За что?
Дорогие гитаристы, побывавшие в моей группе. Большое вам спасибо, что вы были с нами, дали нам возможность отрепетировать программу. Лично мне – выучить все ваши партии и играть их в случае чего. Научиться прощать предательство, подниматься снова и снова и двигаться вперёд, не смотря ни на что. И если гитара, возвращённая вам, стала слишком тяжела, возьмите в руки флаг и ступайте с ним по жизни. Она у вас видимо гораздо интересней чем то, что я смог вам предложить.
* * *
Трибют Pink Floyd имел оглушительный успех. У меня уже есть предложения показать концерт в других городах. На лицах зрителей я видел выражение недоумения, смешанного с восхищением. Люди не могли поверить в происходящее. Наши одесские ребята играют Pink Floyd и как здорово! По-настоящему.
Ради этого стоило потрудиться. Не подумайте, что мы только воевали с нерадивыми коллегами. Мы провели 4 прекрасных года, играя по вечерам красивую музыку, восполняя то, чего жизнь не предоставила в молодости. Результат нашей деятельности превзошёл все ожидания, хоть мы не строили особых планов. Что бы не произошло дальше – эксперимент оказался удачным. Те, кто сегодня продолжают в нём участвовать, не променяют это на другие радости жизни. Эту радость мы дарим вам. Приходите на концерт! Сами всё увидите!
Константин Пенчковский
Одесса, ноябрь 2012
Проблема эта не нова, напротив, она стара как мир. В Китайской «Книге перемен» (I тысячелетие до н. э.) все ситуации в мире классифицируются, делятся на 64 типа, первым из них является
цянь — 乾 — «Творчество», полный ян на всех уровнях бытия.
Последним, 64-й, является
кунь — 坤 — «Исполнение», полный инь на всех уровнях бытия.
Всё остальное в мире лежит между ними, творчество и исполнение — это два полюса Мироздания, сегодня ты творишь, завтра исполняешь, они оборачиваются как колесо жизни из двух рыб с вечно открытыми глазами. Когда колесо приходит в равновесие, оно останавливается. Нельзя наполнить жизнь либо тем, либо иным, исчезнет баланс, а балансирование — это вечное движение, исчезнет движение, исчезнет всё.
Discovery — апологеты чистого кунь, исполнения. Хорошо ли это? Совсем не хорошо, отвечу я. Я послушал их выступления, они полностью, до последней ноты, до последней интонации копируют то, что играют. Какой в этом смысл? Можно послушать CD того же Пинк Флоида, там звук будет тот же. Но лучше (ведь они не будут же утверждать, что копируют Пинк Флоид лучше, чем сами Пинк Флоид?).
Они не одиноки в этом, однажды я послушал один концертный альбом группы Dream Theater, которые прославились своим творчеством, они исполнили полностью «The Dark Side of the Moon», причём так, что если бы я не знал, кто играет, спокойно принял бы их за Пинк Флоид. А теперь смотрите: вот я купил этот диск, зная, что это Dream Theater, послушал его, а там один Пинк Флоид, причём тот альбом, что у меня уже есть. Зачем мне этот диск? Зачем я на него деньги потратил? Или наоборот: слушаю я этот альбом Dream Theater, не зная, что это они, думаю что это Пинк Флоид, а потом узнаю, что меня обманули, вместо святых отцов мне подсунули пусть и известных, но всё равно мальчишек американских...
Зато можно привести пример совсем иного рода: великая группа Genesis и их величайший альбом 1974 года «The Lamb Lies Down On Broadway», который я знаю с детства наизусть. И вот мне попадается альбом 2008 года каких-то неизвестных пацанов, «Rewiring Genesis — A Tribute To The Lamb Lies Down On Broadway». Они полностью исполняют этот альбом Genesis, но как!!! Гениальная обработка, музыка та же, слова та же, но аранжировки, инструменты, манера исполнения другие, сам подход настолько творческий, что просто челюсть отвисает от удивления. Вот это и есть практически идеальный баланс исполнения и творчества, никакого слепого копирования. Там, где какую-то партию они действительно копируют, это воспринимается как неожиданный поворот событий, вызывает восхищение. И не удивительно, что их альбом получил широкую известность и всеобщую высочайшую оценку, а о Dream Theater'овской копии Пинк Флоида вообще мало кто слышал.
Ещё примеры баланса: мы все поём народные песни, исполняем их, но никогда же мы не стараемся, чтобы они звучали всегда идеально одинаково, каждое исполнение уникально, оно никогда не повторяется. Классический пианист, исполняющий классику, например Шопена, всегда ценится за его индивидуальную интерпретацию произведения, а не за слепое копирование того, как это играл, скажем, Ван Клиберн.
У Борхеса есть по этому поводу рассказ http://lib.rus.ec/b/115219/read «Пьер Менар, автор «Дон Кихота»», о человеке, который в наши дни решил написать «Дон Кихота» Сервантеса один в один, слово в слово как его написал Сервантес, но не просто переписать из одной книжки в другую, а написать его самому, при этом вложив в него совсем другой смысл – вот пример баланса, и рассказ замечательный.
Конечно, это дело группы Discovery что и как им играть. Но то, какую теорию они под это подводят, вызывает у меня море возражений, особенно, когда они говорят: «Какой процент людей, создававших музыку, должен присутствовать на сцене, что бы группа считалась тем, за что её продают? За немалые деньги, заметьте!» — это звучит так, как будто они намекают, что они в некоторой степени сразу и Пинк Флоид, и ELO, и Genesis, и не только. Жизнь только в движении.
Умение сочинять музыку, вообще-то, редкий дар. — Редкий, но только в Британии, где населения примерно столько же, сколько на Украине, этих серьёзных арт-рок групп столько, что все и не перечислишь. А вот вам настоящий украинский арт-рок: Антон Калугин, известный на весь мир музыкант, создал три группы Karfagen, Hoggwash и Sunchild, сам, он не мечтал, возьмут его в ELO или нет, а взял и сделал. Зацените, на Ютьюбе много тем со всех его трёх проектов, у него больше десяти альбомов его музыки, и очень хорошей.
Типа что, комментариев нет, вы об этом? Так напишите. Вы ещё этого не слышали, поди.
А что касается оценок этому посту, то я оценивал не то, что этот парень пишет, а как он это делает. Он не только хорошо играет, но и пишет как дышит — легко и свободно. Весьма незаурядная личность. Инвайт ему !
И меня не надо убеждать, что «коврики» имеют право на существование, хотя Йелоу Скай совершенно обоснованно заметил, что покупать диск например, «Иллюзиона», играющего ЕЛО один в один, бессмысленно, если можно купить диск ЕЛО. Я тоже предпочитаю, что бы было что-то свое даже в старом любимом произведении в новом прочтении. И еще — картина автору видится беспросветная и безвыходная: в лучшем случае слушают люди БИ-2, в худшем — Ротару. Поэтому писать хороший рок смысла нет. Не знаю, как может художник с такими мыслями оставаться творцом. (типа не можешь писать — не пиши?)
Огни сахарного завода бросил попытки скачать после нескольких неудачных.
И да, можно я плюсик поставлю?
Надеюсь, я вас убедил, что выбрал едва ли не единственную возможность для себя лично и для моих друзей исполнять хорошую музыку сегодня, создав кавер-бэнд. Теперь вроде и звучит не так ругательно.
Скачать бесплатно ТАТЬЯНА ОВСИЕНКО И NAZARETH — LOVE HURTS на Muzebra.com.
После этой композиции я к Овсиенко стал по-другому относиться.