Азиатские города изначально — это архитектура, которая вписывалась в природу. Как правило, у азиатских городов нет четко очерченной границы.
В крупных городах мы видим, что пространство интернационализировалось: мегаполисы практически неотличимы друг от друга. Я считаю, что региональные культурные и исторические особенности должны быть переданы в архитектурных решениях, нужно научиться выражать дух места.
Возьмём Токио. За последние сто с небольшим лет число коренных токийцев снизилось примерно до 10%, все остальные — это
понаехавшие.
И когда все эти приезжие на праздники разъезжаются к себе, в эти дни Токио пустеет.
Главное, выбраться из каменного мешка центра (а теперь, при новой власти, ещё и перегороженого металлическими решётками, спасибо не колючей проволокой, и без мин пока).
Типовая архитектура позднего СССР (5–16 этажей), сформировавшая город, как известно, не блистала богатством форм и решений, но вот в своей топологической составляющей, градостроительной, она создала совершенные шедевры.
Вчера под вечер как раз в одном из таких уникальных ансамблей пьянствовал с друзьями. Там всё продумано: как расставлены здания, как они повёрнуты друг к другу, к сторонам света и транспортным узлам и дорогам. Как и где образуют дополнительное свободное пространство одноэтажные магазины, спортивные площадки и детские сады. Где посажены деревья. Настоящий такой осмысленный фэншуй. Там просто находиться, в настолько гармоничном ансамбле — уже эстетическое удовольствие. Для тех, кто понимает эту красоту объёмов и форм. Такой, опять же обращаясь к восточной, более развитой эстетике, сад камней.