«Любопытная вещь — никто никогда не страдает морской болезнью на суше. В море вы видите множество больных людей — полные пароходы, но на суше мне еще не встречался ни один человек, который бы вообще знал, что такое морская болезнь. Куда скрываются, попадая на берег, тысячи не выносящих качки людей, которыми кишит каждое судно, — это для меня тайна.» Дж. К. ДжеромСамое неприятное в море – это качка. Она делает человека полностью недееспособным. Показывает, кто мы есть на самом деле. Не только человек страдает – техника сдает. Даже доблестные военно-морские флоты мощных стран не могут ничего с ней поделать – ограничения по применению оружия кораблями ВМФ довольно серьезные. Качка сближает и умиротворяет. Пытались с этим бороться. Подводные лодки – самое лучшее решение, хотя и побочное. Есть еще технология
SWAT (уменьшение площади ватерлинии, по-русски). Идея не новая, но до ума не доведенная и по сей день. Военным понравилось сперва, как устойчивая платформа.
Но, эффект получился странный. Качка не исчезала совсем, но видоизменилась до состояния, когда даже бывалые просоленные моряки после пару часов пребывания на подобном чуде, «кормили Ихтиандра». Необычная получилась качка. Резкая и выматывающая, хотя и с меньшей амплитудой. В комментариях картинка с этим необычным техническим решением. На нем сейчас катаются лоцманы в Роттердаме. Разные отзывы. Но, справедливости ради, высаживаются на пароходы они теперь регулярнее. Т.е., работает. Пусть и с оговорками. Даже фильмы Дискавери про
носителей технологий снимает.
А
норвеги пошли другим путем. Вернулись почти к истокам. Посмотрели, наверное, кино про броненосцы и создали
X-Bow. Т. е. нос парохода наоборот. И утверждают теперь, что это и есть квинтэссенция борьбы с качкой на сегодняшний день. Нефтяная промышленность уже клюнула и покупает. По непроверенной информации, подтягиваются также вояки. И
гражданские. Пароходы выглядят несколько футуристично (а флот вообще очень консервативен). Наблюдения продолжаются. Из явных минусов — швартовать (привязывать) такой пароход в порту — одно
удовольствие. Все закрыто. Веревочку не подашь нормально. И любимое моряками барбекю на баке уже не сделаешь...
И к слову, чтобы не возвращаться: все вооружение, как вы знаете, это не только само железо, но и стрельбовые РЛС. Вот с ними тоже не все просто. Гиростабилизация (как еще одно средство против качки) не всегда применима (если вообще может быть применима). Добавьте сюда еще самолеты-вертолеты, буксируемые ГАС. Картина прояснится. В волну воевать нельзя.
Военных я упомянул лишь в связи с тем, что они падки на все новое и необычное. Тратят деньги щедро и, как правило, безрезультатно. Многочисленные КБ и компании, бродящие около, помогают избавляться от бюджета на оборону. Но, правда, обкатывая на их деньги иногда действительно стоящие вещи.
Теперь по сути: X-Bow не только имеет надстройку в носу (ее имеют все суда нефтяной промышленности – это как раз стандарт). Он имеет обратный наклон. Как таран броненосца. И зализанные обводы носовой части, интегрированные с этим самым наклоном. Там по ссылке и кино есть и теория. Про вектора качки – лучше никому не говорите. Теория морских волн до сих пор нехоженое поле. Практически не поддается моделированию. Вот и гоняют модели по бассейнам долго. Не всегда с реалистичным эффектом. Не авиация. Считается, что он вместо того, чтобы взлезать носом на волну, будет через нее идти, если хотите. Поэтому и нет модного лет двадцать назад бульба – при таких погодных условиях он бесполезен, а новая форма с лихвой его заменит.
Так считают конструкторы. 2006 год – первый пароход. Производство растет. Отрасль инертная, но это — знак. Посмотрим позже. Такое.
Главное, что я не критикую. Не специалист. Мне просто интересно.
Дело не в том, где надстройка. Ее положение никак не отображается на качке. А в форме, которая должна не отыгрываться на волне (всплывать, скажем, на каждом гребне), а идти сквозь воду — в этом конструкторы видят преимущество. Вот именно, чтобы не было:И здесь уже нос то зарывается, то выпрыгивает. Вот это они и хотят минимизировать.
Кроме того, значительно снижается заливаемость палубы.
Но на практике там еще куча камней (как с барбекю ).
Про катамаран — суда с небольшой линией водоизмещения (SWAT) действительно качает меньше. Просто для небольшого pilot boat (лоцмана) благо пошло с побочными эффектами — качка стала меньше, но смешнее и непредсказуемее для закаленного морского организма. Лоцмана после вахты пожеванные. Но, он еще и кренится может по запросу, регулируя величину надводного борта для удобства высадки. Все-равно получается дешевле вертолета. Нормально. Пусть привыкают (лоцмана). Они далеко не выходят, но в Северном море даже десяток миль от берега (нормальная позиция лоцманских станций) при их мелководье и чудесной погоде — уже подвиг.
Про катамаран — суда с небольшой линией водоизмещения (SWAT) действительно качает меньше. Просто для небольшого pilot boat (лоцмана) благо пошло с побочными эффектами — качка стала меньше, но смешнее и непредсказуемее для закаленного морского организма. Лоцмана после вахты пожеванные. Но, он еще и кренится может по запросу, регулируя величину надводного борта для удобства высадки. Все-равно получается дешевле вертолета. Нормально. Пусть привыкают (лоцмана). Они далеко не выходят, но в Северном море даже десяток миль от берега (нормальная позиция лоцманских станций) при их мелководье и чудесной погоде — уже подвиг.
Когда был маленький и имел, таки, слабенький вистибулярный аппарат, укачивало везде (на теплоходе «Чехов» (первое знакомство с Антоном Павловичем), в самолётах (тоже Антон, 24-й), на горных дорогах под Алуштой (автобус марки «Львiв»), но потом поокреп — самолёт любимый транспорт, а в автобусе занимал задние сидения.
Мор.болезнь, говорят, есть дисфункция зрительного восприятия горизонта и положения в пространстве. Лучшее, что можно сделать, это созерцать линию горизонта, не отвлекаясь боле ни на что. Ну, или принимать «Аэрон», если с портвеями проблема.