lynx logo
lynx slogan #00068
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

собака-улыбака




   

№5594
11 900 просмотров
26 июня '13
среда
10 лет 307 дней назад



На море началась качка

«Любопытная вещь — никто никогда не страдает морской болезнью на суше. В море вы видите множество больных людей — полные пароходы, но на суше мне еще не встречался ни один человек, который бы вообще знал, что такое морская болезнь. Куда скрываются, попадая на берег, тысячи не выносящих качки людей, которыми кишит каждое судно, — это для меня тайна.» Дж. К. Джером

Самое неприятное в море – это качка. Она делает человека полностью недееспособным. Показывает, кто мы есть на самом деле. Не только человек страдает – техника сдает. Даже доблестные военно-морские флоты мощных стран не могут ничего с ней поделать – ограничения по применению оружия кораблями ВМФ довольно серьезные. Качка сближает и умиротворяет. Пытались с этим бороться. Подводные лодки – самое лучшее решение, хотя и побочное. Есть еще технология SWAT (уменьшение площади ватерлинии, по-русски). Идея не новая, но до ума не доведенная и по сей день. Военным понравилось сперва, как устойчивая платформа.

Но, эффект получился странный. Качка не исчезала совсем, но видоизменилась до состояния, когда даже бывалые просоленные моряки после пару часов пребывания на подобном чуде, «кормили Ихтиандра». Необычная получилась качка. Резкая и выматывающая, хотя и с меньшей амплитудой. В комментариях картинка с этим необычным техническим решением. На нем сейчас катаются лоцманы в Роттердаме. Разные отзывы. Но, справедливости ради, высаживаются на пароходы они теперь регулярнее. Т.е., работает. Пусть и с оговорками. Даже фильмы Дискавери про носителей технологий снимает.

А норвеги пошли другим путем. Вернулись почти к истокам. Посмотрели, наверное, кино про броненосцы и создали X-Bow. Т. е. нос парохода наоборот. И утверждают теперь, что это и есть квинтэссенция борьбы с качкой на сегодняшний день. Нефтяная промышленность уже клюнула и покупает. По непроверенной информации, подтягиваются также вояки. И гражданские. Пароходы выглядят несколько футуристично (а флот вообще очень консервативен). Наблюдения продолжаются. Из явных минусов — швартовать (привязывать) такой пароход в порту — одно удовольствие. Все закрыто. Веревочку не подашь нормально. И любимое моряками барбекю на баке уже не сделаешь...
  Написал Патрис Лумумба  
52


море никогда не будет дружественным
качка сближает


Что-то не получилось с картинками. Это- X-Bow.
[ uploaded image ]
А это — SWAT из Роттердама, на котором лоцманов укачивает.
[ uploaded image ]
Все замечательно, но есть и другие решения. Качка, конечно, накладывает ограничения на применение оружия кораблями. Но не всего. Ракетное почти не зависит от качки, артиллерия более зависима, РБУ аналогично. А вот торпеды уже не так сильно. Но военные давно придумали успокоители качки. Работают довольно эффективно. Мы в 83-м ходили их испытывать в Средиземку.
Yurasha › И да, забыл спросить. Какая разница между этим икс-бов и обычным сухогрузом? У одного рубка на носу, у другого в корме. При килевой качке амплитуда и векторы сил одинаковы. А уж при бортовой, так вообще без разницы.
Yurasha › Придумали успокоители качки далеко не военные. Придумали их до мозга костей цивильные — чтобы пассажиров довезти и не растрясти. После того как трансокеанские перевозки были потеряны для пароходов после проигрыша в борьбе с самолетами (где-то после второй мировой), основным прибыльным рынком больших пароходов стали круизы. Вот именно владельцы этих судов и были первыми практически, кто использовал (и используют) на практике успокоители качки. Бывают они всего двух видов и обычно их комбинируют: забортные управляемые кили (обычно выдвижные) и система специальная отдельная балластная система, гоняющая воду с борта на борт. А пассивные скуловые кили, как правило, есть у всех пароходов, кто вообще выходит в море. Но ничего из вышесказанного не защищает от килевой качки, которая и более изматывающая для л.с. и практически непобедимая при применении вооружения.
И к слову, чтобы не возвращаться: все вооружение, как вы знаете, это не только само железо, но и стрельбовые РЛС. Вот с ними тоже не все просто. Гиростабилизация (как еще одно средство против качки) не всегда применима (если вообще может быть применима). Добавьте сюда еще самолеты-вертолеты, буксируемые ГАС. Картина прояснится. В волну воевать нельзя.
Военных я упомянул лишь в связи с тем, что они падки на все новое и необычное. Тратят деньги щедро и, как правило, безрезультатно. Многочисленные КБ и компании, бродящие около, помогают избавляться от бюджета на оборону. Но, правда, обкатывая на их деньги иногда действительно стоящие вещи.
Теперь по сути: X-Bow не только имеет надстройку в носу (ее имеют все суда нефтяной промышленности – это как раз стандарт). Он имеет обратный наклон. Как таран броненосца. И зализанные обводы носовой части, интегрированные с этим самым наклоном. Там по ссылке и кино есть и теория. Про вектора качки – лучше никому не говорите. Теория морских волн до сих пор нехоженое поле. Практически не поддается моделированию. Вот и гоняют модели по бассейнам долго. Не всегда с реалистичным эффектом. Не авиация. Считается, что он вместо того, чтобы взлезать носом на волну, будет через нее идти, если хотите. Поэтому и нет модного лет двадцать назад бульба – при таких погодных условиях он бесполезен, а новая форма с лихвой его заменит.
Так считают конструкторы. 2006 год – первый пароход. Производство растет. Отрасль инертная, но это — знак. Посмотрим позже. Такое.
Enom › Вы абсолютно правы. Военные делали изобретения в позапрошлом веке. В нынешнем этим занимаются цивильные. Вот выдвижные кили мы и пробовали. По моему опыту в море (не знаю как в теории) килевая качка как раз наименее страшная. Она более медленная и плавная. С борта на борт валяет быстрее и противнее. А противнее всего по диагонали. Там часто меняется направление и амплитуда. Теперь про мат модели качки. Опять же подчеркну, что я — не судостроитель. Но допустим такую модель: корабль и одинаковыми надстройками в носу и корме. Качка строго килевая. Его болтать будет относительно центра масс (метацентр, если не путаю?) Разницы по ощущениям в этих надстройках не будет. Про взрезание волн. Так наш крейсер с этим тоже неплохо справлялся. А нос у него сами знаете какой. И мне кажется, что от носа не зависит. Просто болтать начинает по чуть-чуть. Потом раскачивает. И здесь уже нос то зарывается, то выпрыгивает. Нечего взрезать. Или я сильно неправ? Поясните, пожалуйста.
Главное, что я не критикую. Не специалист. Мне просто интересно.
Yurasha › Вы правы, но только отчасти. Килевая хуже тем, что ее амплитуда значительно выше. Особенно, если пароход относительно недлинный. А для судов, как на картинке, максимальная длина редко превышает 100 метров. Метацентр и центр масс — совсем разные понятия. От метацентра (грубо) как раз и зависит период качки. Он бывает продольный и поперечный. Продольным обычно пренебрегают при расчетах остойчивости. Но пренебречь при расчетах не означает, что его нет и он добавляет головной боли при качке (и при мат. оценке, конечно).
Дело не в том, где надстройка. Ее положение никак не отображается на качке. А в форме, которая должна не отыгрываться на волне (всплывать, скажем, на каждом гребне), а идти сквозь воду — в этом конструкторы видят преимущество. Вот именно, чтобы не было:И здесь уже нос то зарывается, то выпрыгивает. Вот это они и хотят минимизировать.
Кроме того, значительно снижается заливаемость палубы.
Но на практике там еще куча камней (как с барбекю smile).
Enom › Спасибо. прохождение сквозь волну, наверное, самый лучший метод. Но получится иголка, а не корабль. Мена смутила носовая надстройка на иксе. Я подумал, что это — один из способов уменьшить восприятие качки. Вот и не увидел разницы между кормовой. А по идее, этот лоцманский катамаран как раз и должен вполне устойчиво волну резать и не болтаться очень. Тем более, что лоцманы не выходят далеко. Может, я не прав, но кажется, что качка возникает при набеге волны на острый нос, при этом резко увеличивая локальное водоизмещение (резкий рост объема вытесненной воды) и заставляя его всплывать. Провал — наоборот. А в катамаране этом сечение незначительно увеличивается, и качка должна, согласно моему предположению, влиять меньше.
Yurasha › Собственно, нос у них (икс) уже и так на подлодку похож. Ничего не ново под луной...
Про катамаран — суда с небольшой линией водоизмещения (SWAT) действительно качает меньше. Просто для небольшого pilot boat (лоцмана) благо пошло с побочными эффектами — качка стала меньше, но смешнее и непредсказуемее для закаленного морского организма. Лоцмана после вахты пожеванные. Но, он еще и кренится может по запросу, регулируя величину надводного борта для удобства высадки. Все-равно получается дешевле вертолета. Нормально. Пусть привыкают (лоцмана). Они далеко не выходят, но в Северном море даже десяток миль от берега (нормальная позиция лоцманских станций) при их мелководье и чудесной погоде — уже подвиг.
Enom › Да уж. Северное — это не фунт изюма. Осенью там несладко.
Yurasha › Если совсем честно, там и летом — гадость. Про зиму промолчу. На редкость нервное море.
Yurasha › Собственно, нос у них (икс) уже и так на подлодку похож. Ничего не ново под луной...
Про катамаран — суда с небольшой линией водоизмещения (SWAT) действительно качает меньше. Просто для небольшого pilot boat (лоцмана) благо пошло с побочными эффектами — качка стала меньше, но смешнее и непредсказуемее для закаленного морского организма. Лоцмана после вахты пожеванные. Но, он еще и кренится может по запросу, регулируя величину надводного борта для удобства высадки. Все-равно получается дешевле вертолета. Нормально. Пусть привыкают (лоцмана). Они далеко не выходят, но в Северном море даже десяток миль от берега (нормальная позиция лоцманских станций) при их мелководье и чудесной погоде — уже подвиг.
Yurasha › И да, изменение площади ватерлинии (и, естественно, объема погруженного тела с ней связанного) и ведет к изменению метацетра. И происходит это достаточно непредсказуемо, т.к. уж больно сложные формы проекция этой самой ватерлинии принимает из-за прохождения через волны. Грубо — как-то так.
Enom › Я как-то так и понимаю.
Yurasha › И вообще, приятно, что интересуетесь. Понимаю, что область настолько узкая, что весьма трудно подать научно-популярно.
У Шуры Каретного есть хороший, смешной монолог: про ЮБК, «Крымский Красный», и про сабж. Resume: портвея много не бывает, бывает острая нехватка оного.

Когда был маленький и имел, таки, слабенький вистибулярный аппарат, укачивало везде (на теплоходе «Чехов» (первое знакомство с Антоном Павловичем), в самолётах (тоже Антон, 24-й), на горных дорогах под Алуштой (автобус марки «Львiв»), но потом поокреп — самолёт любимый транспорт, а в автобусе занимал задние сидения.

Мор.болезнь, говорят, есть дисфункция зрительного восприятия горизонта и положения в пространстве. Лучшее, что можно сделать, это созерцать линию горизонта, не отвлекаясь боле ни на что. Ну, или принимать «Аэрон», если с портвеями проблема.
Orliki › Алкоголь, вопреки предубеждениям, не помогает. Про линию — нормально. Можно еще по палубе прогуляться (если она еще есть). Лучше всего — труд на палубе. Не слабо поправляет. Аэрон — прошлый век. Touristil. Современнее. Но, все равно не спасет. Время лечит. Через 3-4 дня начнете есть.
Блевотни пост [x]
Да, кстати, не надо слишком верить в чистокровное норвежскую родословную. Глобализация.
   


















Рыси — новое сообщество