Ленин на прогулке с детьми 1938 год Холст, масло Москва, Центральный музей Вооружённых Сил СССР
Вот такой образ Ленина мы вынесли из СССР 80-х годов. Такого мудрейшего и добрейшего существа, живого воплощения Будды, начавшего новую эру процветания человечества.
Ваш образ Ленина, как картавого убийцы, заварившего в бедной России кровавую кашу на целых сто лет — он, конечно, более реалистичен, но нет в нём того счастья. Не греет он.
Indian › А у меня образ «мудрейшего и добрейшего» вызывал чувство недоумения и даже угнетал именно своей нечеловеческой непогрешимостью. Так что на лекции по истории КПСС о Брест-Литовском договоре я даже испытала некоторое облегчение — оказывается, тоже человек, тоже ошибался...
Karydiola › Я тоже уже в глубоком младенчестве, натыкаясь среди доступной мне литературы на детские книги о Ленине, никак не мог понять — вроде для детей, вроде человек хороший был, а ощущение какого-то скучного бреда для туповатых.
Вот такую конкретно помню. Она была большая и нарядная.
В ныне сожжённом дотла новым режимом любимом кинотеатре моего детства было какое-то мероприятие для детёнышей, и мне её вручили в качестве приза за что-то, возможно. Родители такого, хвала Небесному Императору, вроде не покупали.
Indian › Не было необходимости покупать, в школьной программе Ленина было с лихвой. А мероприятия ко дню рождения вспомнить...
Indian › А я собрал ещё в школьные годы и до сих пор бережно храню коллекцию детских книг о Ленине и революции. Самое интересное, что в таких книгах есть что почитать. Конечно, фабула и тема там не представляют интереса, но вот стиль, подбор слов, идея — это просто поражает, просто невозможно представить, что такое, скажем, в Англии было бы напечатано. Могу предложить вам одну подобную книгу, правда, не о Ленине, а о борьбе с кулаками в начале 30-х, «Красный галстук (Поэма о Коле)», Сергей Васильев, 1961. К сожалению я не нашёл в сети скана, но там иллюстрации не особо хорошие. Примечательно то, какая идея в книге — это практически святое благовествование, даже с воскресением. Последняя, 17-я, часть напечатана на отдельном развороте на алом фоне белыми очень крупными буквами, а фраза «Он смерть одолел и родился повторно» ещё большими буквами. Скачать текст можно тут.
Yellow Sky › Я бы тоже собрал, кстати. Эти книги — совершенно уникальный артефакт. Подобное больше не повторится в истории. Надеюсь.
Indian › Зощенко надо было читать. Учительница задала нам его в качестве домашнего чтения. Точно помню, что мне понравилось, но я никак не могла понять, почему маме так смешно.
Итальянские рабочие на велосипедах 1935 год Холст, масло
Ступни великоваты, а для таких развитых предплечий микроцефала у него слишком хрупкий хардтейл — руль должен гнуться в этих ручищах.
Парижанка 1935 год Холст, масло 64x54 см Санкт-Петербург, Русский Музей
Не то что наши советские дейнековские девки с аппетитными мясистыми ногами. Сразу видно, плохо живёт народ в странах капитала, ест мало, субтилен и бледен за исключением вот своего лихорадочного румянца.
Indian › Зато косметика, наши блистают свежими лицами.
Будущие летчики 1937 год Холст, масло 53 х 66 см Москва, Государственная Третьяковская галерея
Гидроплан фееричен. И облака.
Indian › Меня поражает цвет кожи — именно так она и выглядит, если против солнца возле моря смотреть на загорающих людей.
Эскиз росписи потолка для Театра Красной Армии 1937 год Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Разгром барской усадьбы Эскиз росписи для ВСХВ 1939 год
Indian › Скромно.
Feadora › Ну так, в былые времена люди — не то что нонешние были, скромно громили, знали стыд.
Бомбовоз 1932 год Холст, масло Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева
Мирный советский бомбовоз.
С таким размахом крыльев он может удерживаться в воздухе даже не особо махая ими.
Купающиеся девушки 1933 год Москва, Государственная Третьяковская галерея
Пирс 1933 год Картон, темпера 43х61 см Частная коллекция
Indian › На самом деле у него отлично выходило море.
Feadora › И тут не просто море — а совершенно метафизическая штука: устремлённость человеческой воли и разума, вполне вещественных, в эту неприветливую, чуждую, бесконечную бездну.
Как-то в пионерлагере в Советском Крыму мы на берегу попали в лёгкий такой шторм, со всеми этими встающими у набережной в человеческий рост зелёными волнами, которых можно коснуться, чёрным грозовым небом... Думаю, именно постоянная близость к стихии, на краю земли, делает приморские народы в чём-то более осмысленными, чем материковые.
Indian › Как человек, выросший в Крыму и проводивший все летние каникулы на берегу моря, соглашусь безоговорочно. Какое преимущество мы, шайка местных, чувствовали перед приезжими, как любили прыгнуть бомбочки возле фифы в макияже и с прической. Как учили этих городских задохликов нырять ласточкой и кататься в шторм на волнах. Ничего ведь не умели. А нечеловеческая радость — это купаться в море в грозу и легкий шторм, непередаваемые ощущения. После грозы ветер утихает, море становится гладким и цвет необыкновенный у моего синего Черного моря.
Парашютист над морем 1934 год
Мой дедуктивный метод подсказывает мне, что раз парашютист над морем — он ещё и хороший пловец.
Indian › А судя по скале у него на пути, то еще и человек-паук.
Сбитый ас 1943 год Холст, масло 283x188 см Санкт-Петербург, Русский Музей
Мне в детстве было очень грустно в Третьяковке за этого воздухоплавателя, падающего своей аккуратной причёской прямо на рельс. Оттого что он фашист легче почему-то не становилось.
Хотя, с такими ластами он, в принципе, ещё успеет затормозить об атмосферу.
Indian › Он может успеть кувыркнуться в воздухе!
Feadora › Вот и я тоже всё гадал — может он ещё выживет, а?
Indian › А знаете, отличный замер злобности в организме у человека. Показывать ему картинку и задавать вопросы.
Feadora › Тут надо не забывать ещё, что те, кого этот милый юноша бомбил, относились к нему несколько иначе, чем мы, на нашей дистанцированности от тех событий.
Мне всегда его спортсменки нравились.
Enom › Всем всегда нравятся спортсменки. В очередь.
Юность 1961 год
Indian › Во-Во.
Enom › Лежит такая натурщица. Ходит вокруг неё Дейнека, своего «Сбитого аса» отчего-то вспоминает, и думает: «Нет. Лежащих в такой позе тёток мировая живопись вагонами отгрузила уже. Надо что-то оригинальное. А давайте-ка мы её перевернём!»
Indian › Я, конечно, могу ошибаться, но у девушек с шестом должна быть больше накачана боковая поверхность бедра и, учитывая возраст, она отлично держит форму. А у девушки как-то стеклась вперед. Что доказывает нам, что не ставил маэстро своих натурщиц в провокационные позы.
Feadora › Ну и дурак тогда.
Но вот товарищ, воспоминания которого и сподвигли меня вспомнить здесь о Дейнеке, утверждает, что не просто ставил, а был в этом виртуоз.
Что до стеклось — ну мы же видим, что анатом Дейнека был не особо. Но мы его не за это любим. Совершенно чудесный мастер — даже не припомню, был ли кто-то ещё у нас в СССР столь же восхитительный.
Indian › Согласна, он чудесный.
Гражданская авиация. Панно для фабрики кухни. 1932 год Холст, масло
Бегущие девушки 1941 год Холст, масло
Indian › Вот тут у греков слизал, только у них там, в античности, мальчики бегали.
Feadora › Вы не на пиписьки смотрите — просто греки были скромные, а на бороды — мужчины это.
Но окорочка у них дейнековских девок даже превосходят.
Indian › Так самцы же.
Feadora › Это омрачение нового времени — что единственное, что ценно, это деньги. Во все века мужчину составляет лишь одно: готовность умереть за свои идеалы.
Раздолье 1944 год Холст, масло Санкт-Петербург, Русский Музей
А кто бежал плохо — тех заставляли бежать второй раз.
Оборона Севастополя 1942 год Холст, масло 200х400 см Санкт-Петербург, Русский Музей
«Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. Если в ней нет позы, аффектации, то есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя. Это, как говорят практичные художники, «выигрышные моменты» для картины. Таких «выигрышных» ситуаций будни труда не дают. Но это только так кажется. Простота и скромность, я бы сказал, застенчивость простых картин мира — другая. Благодарна тема мира для художников. На смену стремительности, перенапряжению сил приходят убедительная ритмичность труда, величие размышлений народа по созданию благополучия государства».
«Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах, любил заниматься там ловлей рыбы, любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце. Бывает и так: занимаешься чем-нибудь два, три, пять лет, в течение этого срока накапливается опыт, а затем что-то рождается. Важно постоянно работать, возможно чаще писать, рисовать».
А. А. Дейнека
Парашютный десант на Днепре 1944 год Холст, масло
Берлин. Наводят мост 1945 год Акварель Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Рейхстаг 1945 год Москва, Государственная Третьяковская галерея
Донбасс 1947 год Москва, Государственная Третьяковская галерея
Indian › У него о Донбассе вообще интересная серия, отражает мировосприятие.
Эстафета по кольцу Б 1947 год Холст, масло 199x299 см Москва, Государственная Третьяковская галерея
Бой амазонок 1947 год 200x248 см Москва, Государственная Третьяковская галерея
Довольно ученическая работа — но приятно (и необычно для Дейнеки) само обращение к сюжетам античности.
Indian › Амазонка с мотыгой рвет шаблоны напрочь.
После работы 1948 год
Характерный загар труженика летом.
Вообще свет хорош. Жаль, артефакты компрессии ужасающи.
На просторах подмосковных строек 1949 год Москва, Государственная Третьяковская галерея
Было же время. А сейчас дай девушке доску — далеко она её утащит?
Indian › Утащит, вопрос что ей это даст.
Feadora › Вот такую мощную спортивную фигуру, как вот маэстро изображал.
Indian › Это нынче достигается куда более приятными способами.
Купальщицы 1952 год Холст, масло
Indian › Вот это все!
Enom › Палеолитические Венеры.
Приятно наверное такой задницей хорошенько посидеть где-нибудь.
Эскиз росписи плафона фойе Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки 1954 год
После дождя. Озеро Сенеж 1955 год Холст, масло
В Крыму 1956 год Холст, масло Алма-Ата, Государственный музей искусств им. А. Кастеева
Одновременно и довоенная лоснящаяся советская утопия 30-х — какой её изображали в фильмах той поры, и нечто от послевоенной американской рекламной иллюстрации эпохи пин-апа.
Indian › А меня волнует что такое зеленое с аппетитом ест мама.
Feadora › Авокадо. Киви тогда ещё не изобрели.
Feadora › Похоже на кайнд оф манго.
Enom › В Крыму в 30-х?
Feadora › Только похоже. Потом, мы не знаем, что подъедал маэстро.
Feadora › А мне кажется, что это груши.
Alenka › Тогда странные они, но вероятно вы правы, ничего другого и близко не подходит. Разве что крыжовник-мутант
Feadora › Еще когда-то был сорт персиков, которые в спелом виде были именно такими — ярко-зелеными с красным бочком. Предлагаю определиться, что это просто фрукты.
Alenka › Вы всегда очень убедительны.
Feadora › Что интересно, у меня обычно нет такого намерения, кого-то в чем-либо убеждать.
Alenka › А это талант, я считаю.
Feadora › Хороший крыжовник!
Enom › Селекция! Солнце, воздух и всякое такое.
Feadora › А, да! И дедушка Мичурин.
Enom › Там разве что тетушка Мичурин и два ее отпрыска.
Feadora › И чайки как-то близко...
Раз у меня сегодня день Удервуда, то пусть это тут полежит.
Feadora › Как гласило одно из приветствий Старого Дёрти:
Трусы в горошек — потому что ты хороший, %username%.
Indian › Крымские троллейбусы же!
Покорители космоса 1961 год
Советский рокетпанк в своём расцвете.
Indian › На заднем плане с телескопом — очень хороша.
Feadora › Да, прямо в такой динамике в него смотрит... Как можно смотреть глазом, в телескоп, в динамике?
А обратите ещё внимание, как художник явно противопоставляет отжившую табуретку прошлого слева обтекаемому футуристическому креслу будущего справа.
И опять, у девушки даже через комбинезон — такие бёдра!
Indian › Да, я оценила эти бедра. Даже я.
Баскетбол 1962 год
Indian › Выраженная американская стилистика. Интересно взглянуть на его источники, референсы.
Indian › А пергидроль у них в душе вместо воды лился, судя по всему.
Feadora › И ляжки, ляжки!
А вот икроножная у блондинки совсем подвела. И бицепс бедра перекачан.
У той, что с яйцами рефлекс на локте хорош.
И удачен фокус картины — руки вокруг мяча.
День Гагарина в Париже 1962 год Акварель Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Тут хорошо заметно, насколько неровно Дейнека рисовал даже под конец жизни.
Музей Леже в Антибе 1962 год Акварель Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Старый рынок в Ниме 1962 год Акварель
Indian › Вот эта очень хороша.
Indian › Баобабы похожи.
Enom › Платаны?
Feadora › Понятия не имею. Но порезали их сурово.
На заглавной работе «Севастополь. Водная станция Динамо» 1934 года в углу виден обрезанный автожир. Надо будет при случае в Третьяковке выяснить, как выглядит оригинал, интересный фрагмент.
Эскиз витража для ВСХВ 1952 год
Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов 1931 год Хромолитография Плакат 103x72 см
И правда.
А ещё одна причина, по которой я вдруг вспомнил про Дейнеку — недавно на станции метро Новокузнецкой обратил внимание на его мозаичные панно. Они чудесны.
7 мозаичных панно на Новокузнецкой 1943 год Мозаика 6 восьмиугольных мозаичных панно украшают свод центрального зала станции метро Новокузнецкая. Одно панно — в вестибюле станции.
Indian › Знаете, я поняла что по сути для меня Дейнека это Иван Ефремов в картинках. Хочу пост о Ефремове.
Feadora › Точно. Адамов ещё и Казанцев. Надо будет пройти в нашем канале Книги по их книгам — они молодцы были.
И, думаю, много кого подобного жанра я просто не знаю — надо бы всех стоящих выкопать. Некоторые вещи Беляева, определённо, и «Гиперболоид» Толстого — хотя они всё же несколько глубже были этого во многом лубка. «Аэлита» годится — такой молодой советский Уэллсо-Бэрроуз.
Да, Обручев ещё.
Indian › То есть надо попросить у родителей отрыть мне в своей библиотеке сборники фантастики советского периода. Википедия подсказала Грина еще, почему-то в этой плеяде, но мне он кажется выбивающимся их ряда.
Feadora › Грин очень соответствует вот этому черноморскому периоду Дейнеки. Что понятно — их обоих вдохновлял один топос. И примерно один хронос.
Тоже хотел его упомянуть вначале, но как-то, пока речь не зашла уже конкретно о литературе, счёл неуместным.
Интересно ещё сопоставить Грина, Ле Гуин и Миядзаки. И эстетику книг авторов из стран европейских мореплавателей: Нидерланды, Скандинавия. Все эти портовые города...
Indian › Возможно я плохо помню Грина, но он гораздо более романтичен и менее четок, чем Дейнека. По моим ощущениям он как раз скорее Кашин с шабли.
Feadora › Дейнека многопланов.
Вон у него гидропланы, облака и кипарисы всякие, как у Миядзаки, и отдельно героика соцреализма. Грин, в отличие от Кашина, Вертинского и прочих — не дореволюционен (в самом лучшем смысле этого слова). Он именно автор 20-х годов. С их совершенно особой свободой и ожиданием, что впереди у страны и людей будет нечто чудесное.
Вот этим чудовищен Сталин: несмотря на то, что он честно строил империю, он растоптал счастье того поколения, превратил их молодую народную республику в свои мрачные застенки.
Беляев ещё очень похож в этом на Грина. «Остров погибших кораблей», например — помните? Там совершенно дивное противопоставление: в Америках вот вполне ожидаемый кризис капитализма, загнивание, безработица и Великая депрессия, а у нас доблестные советские водолазы из ЭПРОНа (при ГПУ при НКВД, кстати) строят общество будущего на дне морей.
«Гиперболоид» вот тоже наполнен этой радостью и свободой. У Ильфа и Петрова этого полно.
Ну и вот из этого и выросли Ефремов и прочие. Но в них уже свобода осталась лишь декларируемая — их уже подчинили себе партаппаратчики и идеологи.
Indian › Хм, возможно, я с этой точки зрения не думала. Кстати, хотя он и позже, но Булычева запишите туда к Ефремову, он прекрасен неимоверно тоже.
Feadora › Булычёв — это совсем уже не соцреализм. Это акме советского золотого застоя, вместе со Стругацкими.
Видите как интересно — все они «советские фантасты», но чётко делятся на три этапа: свобода 20-х годов, «конструктивизм», скажем; соцреализм и рафинированные образы коммунистов XXI (далее везде) века (у Стругацких это, соглашусь, тоже попадалось, в «Парне из преисподней», скажем, да и не только); и вот постсоцреализм 70–80-х.
Кстати, в жанре соцреализма что-то даже у Лема было, один из ранних его романов. Хотя, казалось бы, Лем, автор профессора Донды, Ийона Тихого, Трурля и Клапауция...
А, вот, нашёл: «Магелланово облако» 1955 года. В серии «Библиотека зарубежной фантастики» у нас, кажется, выходил.
Кстати, вот именно для этого фантастического ракетного соцреализма (и заодно американского наивного капреализма — у них своих таких чудес после войны было полно) я и создал у нас когда-то пока пустующий зоопарк рокетпанка. Там и иллюстрации были чудесные, и книги, и фильмы — огромные залежи дивного веселья, если поискать.
Indian › «Магелланово облако» Лема вообще лучше не читать, это, так сказать, была проба пера, об этой книге лучше даже не вспоминать.
Yellow Sky › А лучше даже её сжечь. Не вставайте, я сам позвоню пожарным.
Indian › Не надо, лучше на неё просто иногда смотреть, я так и делаю, сразу вспоминаются всякие латинские и русские пословицы о славе и прорухе.
Yellow Sky › Для меня у Лема наиболее необычное его произведение — рассказ «Маска».
Разноплановость — признак глубокого человека, мастера.
«Маска» Лема в журнале «Химия и жизнь» у нас издавалась. Кстати, там же примерно в то же время выходил прекрасный «Агент КФ» Булычёва. Каково же было моё разочарование, когда у нас начали издавать прежде запрещённого Хайнлайна, и выяснилось, что в «Агенте КФ» есть явный плагиат из рассказа «Боязнь высоты».
Indian › А моя любимая его книга из фантастики — «Глас Господа», ранее встречалось название «Голос неба» (Głos Pana; 1968), а из публицистики — «Сумма технологии». Хотя должен признаться, что у Лема всё такое интересное и необычное, что трудно выделить лучшее. Ну и вот это: Филип Дик, по обыкновению наглотавшись веществ, употребление каковых он считал необходимым для писателя-фантаста, накатал в 1974 году на Лема донос в ФБР, в коем написал, что «Лем является целым комитетом» писателей, занимающимся прославлением социалистического строя, и что этот комитет уже внедрил своих агентов в круги американских фантастов.
Yellow Sky › Пана? Я так и знал, что у вас, шляхтичей (кстати вот и Лем, и даже Грин) что-то не так. Прикрываясь католицизмом, вы оказывается всю дорогу поклоняетесь Пану.
Indian › Господь, Пан, Лорд, Герр, Доминус, Кириос — куда ж от этого денешься?
Yellow Sky › Тут двойная игра слов. Я про аркадского Пана, сына Гермеса и Пенелопы.
Забыл я за много лет. В «Чудесном оке» это у него. А ещё вот «Человек-амфибия» — совершенно крымский его роман. Недаром он тоже в Ялте успел пожить.
Indian › Добавьте сюда ещё Обручева, его «Плутония» и «Земля Санникова» просто великолепны. Адамова я очень люблю, особенно его роман «Победители недр», про подземную лодку. А Беляев — это вообще самый научный из всех фантастов, его рассказ ''Светопреставление'' только чего стоит, там о том, как скорость света резко понизилась, стала меньше скорости звука, и о том, что из этого вышло. Его «Продавец воздуха» тоже замечательный роман.
Yellow Sky › Да, «Тайна двух океанов» и «Победители недр»! Кажется, в «Победителях» была такая дивная сценка про автоматические кибернетические комбайны, жнущие страду за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты.
А по «Тайне двух океанов» в 1957 годы был снят совершено волшебный фильм. Если кто-то опередит меня и напишет про него сообщение — пусть это будет очень качественное, хорошо и подробно оформленное сообщение, фильм стоит того.
Indian › Грин же неоромантик, его со Стивенсоном лучше сопоставлять, он не из ХХ века родом, это уж точно. Я Грина страшно обожаю, оттягиваю время, чтобы его перечитывать пореже. А вот что гадский гугл выдаёт по запросу «Грин»:
Yellow Sky › Вот, именно. Он не из 20 века родом, вы правы.
Feadora › Ну и Урсула Ле Гуин, и Миядзаки тогде тоже не авторы XX века.
Двадцатого — в иных веках их бы таких просто не получилось. Просто вся суть в том, что они вне времени. Осознанно.
Indian › Ну вот и что вы опять наделали? Теперья хочу пост об Урсуле ле Гуин, а у меня были другие планы.
Feadora › А я вдруг вспомнил тот наш с вами недостроенный вольер. Всё как-то голова занята другими делами. Но я обязательно найду время.
Indian › Договорились.
Yellow Sky › Стивенсон — автор старой школы, генерации Смоллетта, Дефо, Скотта возможно, и уж тысячи их были. Позднее к ним присоединился и блистательный Сабатини.
Кстати, его капитан Смоллетт — не прямой ли это оммаж?
Едут на войну 1944 год Холст, масло Санкт-Петербург, Русский Музей
Михайловское. В парке 1946 год Частная коллекция
Indian › Поле заменить морем, газету ибукой и я тоже так хочу.
Feadora › Эти античные конструкции крайне облагораживают ландшафт. У нас на одном курорте Подмосковья остались ещё такие мраморные балюстрады, колонны, обелиски и декоративные вазы. Наследие проклятого Сталина. Надо будет съездить туда как-нибудь. Вообще такие места надо бы наносить на отдельнуюкарту. Живём в огромном музее, а за всей этой суетой даже не знаем, где какой экспонат — натыкаемся на них случайно.
Indian › Именно. Это то, почему отпуск я опять хочу в Греции на маслотуристическом острове. Надеюсь, что у меня все выйдет.
Feadora › Это где из туристов давят масло? Как же, слышал их крики, будучи проездом на соседнем, мылотуристическом острове.
Indian › Это те два острова, между которыми по дну проложен в одну сторону маслопровод, а в другую мылопровод?
Yellow Sky › Именно, коллега! Там, помните, как раз в конце каждого из трубопроводов, по сторонам пролива, напротив друг друга, стоят такие две белоснежные ротонды с фризами. И вот в одной из них всё пришедшее по трубе масло превращают в мыло и отправляют обратно, а в другой всё вернувшееся мыло — опять в масло.
А греческие рыбы на дне смотрят на всё это и не понимают.
Indian › Ага, вот так просто и превращают! Под одной ротондой маслотуристический подземный заводик, а под другой — подземный мыловаренный заводик. Мыло на маслозавод подают для того, чтобы туристов мыть перед отжимкой.
Вы знаете, я приняла во внимание ваше искреннее беспокойство и уже направила милосским рыбам депешу о том, что я невкусная, даже если меня промасливать или солить. Жду ответа с первым порывом морского ветра, но мне нужен специфический. Так что раньше, чем попаду в Афинский порт, вряд ли узнаю их суровый приговор.
Indian › Мои опечатки всегда со мной. Малотуристическом острове.
Feadora › Вчера выбрался загорать под вечер и дрых на настоящей аутентичной советской скамейке с лепниной. Сверху был навес, по нему лупил серьёзный такой дождь из нависшей локальной тучи, вот какие Дейнека любил рисовать — а ещё горячее солнце на западе заглядывало под навес и обеспечивало пропекание тушки. Под навес прилетали иногда одинокие голуби и воробьи, внаглую садились совсем рядом на скамейку, тоже балдели.
1938 год
Холст, масло
Москва, Центральный музей Вооружённых Сил СССР
Ваш образ Ленина, как картавого убийцы, заварившего в бедной России кровавую кашу на целых сто лет — он, конечно, более реалистичен, но нет в нём того счастья. Не греет он.
Вот такую конкретно помню. Она была большая и нарядная.
В ныне сожжённом дотла новым режимом любимом кинотеатре моего детства было какое-то мероприятие для детёнышей, и мне её вручили в качестве приза за что-то, возможно. Родители такого, хвала Небесному Императору, вроде не покупали.
1935 год
Холст, масло
1935 год
Холст, масло
64x54 см
Санкт-Петербург, Русский Музей
1937 год
Холст, масло
53 х 66 см
Москва, Государственная Третьяковская галерея
1937 год
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Эскиз росписи для ВСХВ
1939 год
1932 год
Холст, масло
Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева
1933 год
Москва, Государственная Третьяковская галерея
1933 год
Картон, темпера
43х61 см
Частная коллекция
Как-то в пионерлагере в Советском Крыму мы на берегу попали в лёгкий такой шторм, со всеми этими встающими у набережной в человеческий рост зелёными волнами, которых можно коснуться, чёрным грозовым небом... Думаю, именно постоянная близость к стихии, на краю земли, делает приморские народы в чём-то более осмысленными, чем материковые.
1934 год
1943 год
Холст, масло
283x188 см
Санкт-Петербург, Русский Музей
Хотя, с такими ластами он, в принципе, ещё успеет затормозить об атмосферу.
1961 год
Но вот товарищ, воспоминания которого и сподвигли меня вспомнить здесь о Дейнеке, утверждает, что не просто ставил, а был в этом виртуоз.
Что до стеклось — ну мы же видим, что анатом Дейнека был не особо. Но мы его не за это любим. Совершенно чудесный мастер — даже не припомню, был ли кто-то ещё у нас в СССР столь же восхитительный.
1932 год
Холст, масло
1941 год
Холст, масло
Но окорочка у них дейнековских девок даже превосходят.
1944 год
Холст, масло
Санкт-Петербург, Русский Музей
А кто бежал плохо — тех заставляли бежать второй раз.
1942 год
Холст, масло
200х400 см
Санкт-Петербург, Русский Музей
1944 год
Холст, масло
1945 год
Акварель
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
1945 год
Москва, Государственная Третьяковская галерея
1947 год
Москва, Государственная Третьяковская галерея
1947 год
Холст, масло
199x299 см
Москва, Государственная Третьяковская галерея
1947 год
200x248 см
Москва, Государственная Третьяковская галерея
1948 год
Вообще свет хорош. Жаль, артефакты компрессии ужасающи.
1949 год
Москва, Государственная Третьяковская галерея
1952 год
Холст, масло
Приятно наверное такой задницей хорошенько посидеть где-нибудь.
1954 год
1955 год
Холст, масло
1956 год
Холст, масло
Алма-Ата, Государственный музей искусств им. А. Кастеева
1961 год
А обратите ещё внимание, как художник явно противопоставляет отжившую табуретку прошлого слева обтекаемому футуристическому креслу будущего справа.
И опять, у девушки даже через комбинезон — такие бёдра!
1962 год
А вот икроножная у блондинки совсем подвела. И бицепс бедра перекачан.
У той, что с яйцами рефлекс на локте хорош.
И удачен фокус картины — руки вокруг мяча.
1962 год
Акварель
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
1962 год
Акварель
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
1962 год
Акварель
1952 год
1931 год
Хромолитография
Плакат
103x72 см
7 мозаичных панно на Новокузнецкой
1943 год
Мозаика
6 восьмиугольных мозаичных панно украшают свод центрального зала станции метро Новокузнецкая. Одно панно — в вестибюле станции.
И, думаю, много кого подобного жанра я просто не знаю — надо бы всех стоящих выкопать. Некоторые вещи Беляева, определённо, и «Гиперболоид» Толстого — хотя они всё же несколько глубже были этого во многом лубка. «Аэлита» годится — такой молодой советский Уэллсо-Бэрроуз.
Да, Обручев ещё.
Тоже хотел его упомянуть вначале, но как-то, пока речь не зашла уже конкретно о литературе, счёл неуместным.
Вон у него гидропланы, облака и кипарисы всякие, как у Миядзаки, и отдельно героика соцреализма. Грин, в отличие от Кашина, Вертинского и прочих — не дореволюционен (в самом лучшем смысле этого слова). Он именно автор 20-х годов. С их совершенно особой свободой и ожиданием, что впереди у страны и людей будет нечто чудесное.
Вот этим чудовищен Сталин: несмотря на то, что он честно строил империю, он растоптал счастье того поколения, превратил их молодую народную республику в свои мрачные застенки.
Беляев ещё очень похож в этом на Грина. «Остров погибших кораблей», например — помните? Там совершенно дивное противопоставление: в Америках вот вполне ожидаемый кризис капитализма, загнивание, безработица и Великая депрессия, а у нас доблестные советские водолазы из ЭПРОНа (при ГПУ при НКВД, кстати) строят общество будущего на дне морей.
«Гиперболоид» вот тоже наполнен этой радостью и свободой.
У Ильфа и Петрова этого полно.
Ну и вот из этого и выросли Ефремов и прочие. Но в них уже свобода осталась лишь декларируемая — их уже подчинили себе партаппаратчики и идеологи.
Видите как интересно — все они «советские фантасты», но чётко делятся на три этапа: свобода 20-х годов, «конструктивизм», скажем; соцреализм и рафинированные образы коммунистов XXI (далее везде) века (у Стругацких это, соглашусь, тоже попадалось, в «Парне из преисподней», скажем, да и не только); и вот постсоцреализм 70–80-х.
Кстати, в жанре соцреализма что-то даже у Лема было, один из ранних его романов. Хотя, казалось бы, Лем, автор профессора Донды, Ийона Тихого, Трурля и Клапауция...
А, вот, нашёл: «Магелланово облако» 1955 года. В серии «Библиотека зарубежной фантастики» у нас, кажется, выходил.
Кстати, вот именно для этого фантастического ракетного соцреализма (и заодно американского наивного капреализма — у них своих таких чудес после войны было полно) я и создал у нас когда-то пока пустующий зоопарк рокетпанка. Там и иллюстрации были чудесные, и книги, и фильмы — огромные залежи дивного веселья, если поискать.
Разноплановость — признак глубокого человека, мастера.
А по «Тайне двух океанов» в 1957 годы был снят совершено волшебный фильм. Если кто-то опередит меня и напишет про него сообщение — пусть это будет очень качественное, хорошо и подробно оформленное сообщение, фильм стоит того.
Двадцатого — в иных веках их бы таких просто не получилось. Просто вся суть в том, что они вне времени. Осознанно.
Кстати, его капитан Смоллетт — не прямой ли это оммаж?
1944 год
Холст, масло
Санкт-Петербург, Русский Музей
1946 год
Частная коллекция
А греческие рыбы на дне смотрят на всё это и не понимают.
1940 год
Иллюстрация