lynx logo
lynx slogan #00073
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

тихоходка, маленький водяной медведь




   

№5284
13 322 просмотра
12 мая '13
воскресенье
10 лет 324 дня назад



Стерегущий

image

Помилуй нас Бог всемогущий
И нашей молитве внемли!
Так истребитель погиб «Стерегущий»
Вдали от родимой земли…

Этот пост написан по просьбе Genosse. Начну, пожалуй, со своего детства. Когда я был маленький, меня и моего двоюродного брата его дед, капитан 1-го ранга, по воскресеньям водил в музеи. Разумеется, связанные с морем и армией. Иногда водил к памятникам и рассказывал их истории. Детская память слаба, да и интересовали ребенка совсем другие вещи. Но кое-что все-таки запомнилось. И особенно поездки на Каменноостровский (тогда Кировский) проспект к памятнику «Стерегущему». Летом по нему красиво текла вода, а дед рассказывал историю славной гибели этого корабля и его экипажа.


Миноносец «Стерегущий» типа «Сокол» заложен в 1900 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Перевезен по частям железной дорогой в Порт-Артур и в 1901 году начат сборкой. Спущен на воду 9 июня 1902 года. Принят в казну 20 августа 1903 года.
Геройски погиб в бою с японскими миноносцами у Порт-Артура утром 26 февраля 1904 года. Погибло 49 человек, попало в плен 4 человека.
Водоизмещение полное: 258 т.
Размерения: 57.91x5.67x2.3 м.
Воружение: 1 артустановка 75мм, 3 артустановки 47мм системы Гочкиса, 2 торпедных аппарата 380 мм, бронирования нет.
Механизмы: 2 машины мощностью 3800 л.с. 8 котлов Ярроу, 2 винта.
Максимальная скорость на испытаниях около 27 узлов.
Дальность плавания 660 миль.
Экипаж 4 офицера и 49 матросов.

Согласно военной доктрине тех лет миноносцы благодаря своему ходу выполняли задачи разведки и патрулирования прибрежных вод. Они несли грозное оружие – торпеды. В бою они атаковали соединения и отдельные корабли противника торпедами на высокой скорости.

Ранним утром 9 февраля 1904 года русская эскадра, стоящая на внешнем рейде Порт-Артура подверглась внезапному нападению японскими миноносцами. Урон был огромен. Так началась русско-японская война. Экипаж «Стерегущего» доукомплектовали до штатов военного времени порт-артурскими резервистами. В командование кораблем вступил 30-ти летний лейтенант А. С. Сергеев, до памятного боя выделявшийся среди сослуживцев-офицеров только веселым нравом.

image

10 марта 1904 г. адмирал Макаров, командующий Порт-артурской эскадрой, направил «Стерегущий» вместе с флагманом дивизиона миноносцев «Решительным» (командир капитан 2-го ранга Ф. Э. Боссэ) на разведку к островам Элиот и Блонд. Возвращаясь на базу, русские миноносцы в густом предрассветном тумане обнаружили следовавший пересекающимся курсом японский морской патруль в составе четырех новейших эскадренных миноносцев «Акебоно» (флагман, командир дивизиона Кондо), «Иказучи», «Иназума» и «Сазанами». Капитан Боссэ принял решение с боем прорываться под защиту береговых батарей Порт-Артура. Русские корабли первыми открыли огонь. «Решительному» удалось поразить «Акебоно» и «Сазанами» и прорвать вражеский строй. Следовавшему за ним в кильватере «Стерегущему» пришлось прорываться под сосредоточенным огнем всех четырех японских кораблей. Дистанция была предельно мала. Японский унтер-офицер Йоко даже перепрыгнул на борт «Стерегущего», вступил в рукопашную схватку с русскими моряками, но был сброшен в воду.
Но уже в первые минуты боя «Стерегущий» получил множество повреждений, а его экипаж понес тяжелые потери. Лейтенант Сергеев был смертельно ранен, но не покинул мостика. Котлы были повреждены, машинная команда погибла. «Стерегущий» катастрофически быстро терял ход.
«Решительный» тоже получил несколько попаданий. Капитан Боссэ, тяжело контуженный, принял непростое решение — уходить в Порт-Артур самостоятельно. Показательно, что адмирал Макаров одобрил его действия, написав в своем рапорте о случившемся следующее: «Повернуть »Стерегущему« на выручку, значило потерять вместо одного миноносца — два». И «Стерегущий» остался один против четырех, ценой своей жизни прикрывая отход командира. После гибели лейтенанта Сергеева командование миноносцем принял старший офицер Н. С. Головизнин, а когда был сражен и он, русские моряки и без команды продолжали слаженно исполнять свой долг.

image

На помощь японским миноносцам подошли легкие крейсера “Унтозе” и “Токйва”. Неравный бой продолжался почти два часа. От орудий «Стерегущего» повреждения получили все четыре японских миноносца. Но и сам потерявший ход «Стерегущий» бессильно качался на волнах, окутанный облаком пара и дыма. Все орудия выведенны из строя, люди убиты или ранены.
Остановившись недалеко от «Стерегущего», «Сазанами» спустил вельбот, и мичман Хирата Ямазаки с пятью матросами получил приказ подготовить русский миноносец к буксировке. В 7 ч 25 мин вельбот подошел к «Стерегущему», и Ямазаки с матросом 1-й статьи Абе перебрались на «Стерегущий». Среди мертвых они нашли двух живых защитников «Стерегущего» — легко раненного кочегара А. Осинина и трюмного машиниста В. Новикова. Вместе с ранее подобранными из воды Ф. Юрьевым и И. Хиринским только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды «Стерегущего» погибли в этом бою.
«Стерегущий» вряд ли подлежал скорому восстановлению, однако пленение русского истребителя все же послужило бы утешением самолюбия японского флота после не особенно удачного боя. Японцы подготовили остатки миноносца для буксировки, но подоспевшие со стороны Порт-Артура «Новик» и «Баян» под командованием адмирала Макарова с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи. Японцы отошли не приняв боя.

image

На основании рассказа В. Новикова возникла легенда, что оставшиеся в живых матросы «Стерегущего» открыли кингстоны и за
  Написал Хосни Мубарак  
87



На основании рассказа В. Новикова возникла легенда, что оставшиеся в живых матросы «Стерегущего» открыли кингстоны и затопили корабль. Однако в распоряжении Исторической части Морского генерального штаба не оказалось ни одного документа, в котором содержалось бы упоминание о «подвиге двух неизвестных матросов». Исследование, проведенное и. о. начальника Исторической части МГШ старшим лейтенантом Е. Н. Квашниным-Самариным, установило, что первое сообщение о бое «Стерегущего» было составлено капитаном 2 ранга Г. Г. Селецким со слов В. Н. Новикова и A. A. Осинина и адресовано французскому консулу в Кобе, заинтересовавшемуся подробностями боя во время посещения им лагеря для военнопленных в Мацуяме. Из сохранившейся в делах Архива Исторической части МГШ копии этого сообщения следовало, что «...видя неминуемую гибель миноносца, машинист Василий Новиков, оставшийся в живых и помогавший раненому и умирающему сигнальщику Василию Кружкову уничтожить сигнальные книги, бросается в машинное отделение и открывает клинкеты и кингстоны, чтобы имевший большую течь от массы подводных пробоин миноносец скорее затонул; затем он с двумя ранеными берет снаряды, заворачивает их не только в кормовые, но и в сигнальные флаги и бросает их за борт... Когда миноносец заметно стал погружаться, то подошедшие шлюпки поспешили снять раненых, которым и была подана медицинская помощь в самом непродолжительном времени»
Японцы, отличавшиеся благородным отношением к пленным, покидая «Стерегущий», переправили на «Сазанами» всех раненых русских моряков. Новиков Василий Николаевич, награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, 16 мая в день открытия памятника «Стерегущему» был пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.
Россия впервые узнала о подвиге обыкновенного экипажа скромного миноносца из вражеской прессы — командующий японским флотом адмирал Того опубликовал на страницах газеты «Ман-Чжоу-Гоо» восхищенное приветственное письмо пленным русским морякам, находившимся на излечении в госпитале Сасебо. Насколько восхищение врага было искренним, подтверждает ответ, полученный Н. П. Сергеевой — женой командира «Стерегущего» на запрос о судьбе ее мужа (она направила его в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца). В нем от имени адмирала Ямамото говорилось: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца «Стерегущий», который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».

image

В мае 1911 года в Петербурге на Каменноостровском проспекте состоялось торжественное открытие памятника «Стерегущему». На невысоком холме установлено гранитное ступенчатое подножие с розовым камнем, плавно переходящим в бронзовую часть памятника. Видны часть борта и трюма боевого корабля с двумя фигурами матросов на переднем плане. Один из них открывает кингстон, другой — иллюминатор. Мощным потоком падает вода, заполняет трюм, растекается по глыбе постамента. Хорошо видны срезы, сколы, вмятины, свидетельствующие, что корабль был в жестоком бою. Вся композиция имеет форму широкого креста. Сверху ее надпись: «Стерегущий».
Скульптор Константин Васильевич Изенберг родился в 1859 году в семье врача, окончил училище технического рисования барона Штиглица и Академию художеств по классу ваяния. Список работ Изенберга невелик. Он рано умер.
Открытие же памятника «Стерегущему» было весьма торжественным. На Неве был построен в кильватерной колонне отряд миноносцев, среди которых был и новый «Стерегущий».
Первоначально, в соответствии с авторским проектом, из-под крана кингстона и «пробоины» в нижней части памятника били водяные струи. Потом водопроводные трубы подвели и к иллюминатору. Летом через иллюминатор все время текла вода, заливала фигуры матросов и постамент, заполняя бассейны. Вода вызвала ржавчину, и в 1970 году подача воды к памятнику была прекращена.
Говорят, что где-то в Японии тоже есть памятник «Стерегущему». По описанию он представляет из себя черную гранитную стелу с надписью «Тем, кто больше жизни чтил Родину». Но подтверждения этому не нашлось.

image

В селе Стаканово Курской губернии жил Семён Александрович Сергеев. Было у него два сына: Александр и Николай. Оба они воевали и погибли в русско-японской войне. Сначала Александр, через несколько месяцев Николай. Именно лейтенант Александр Семёнович Сергеев и был тем самым командиром «Стерегущего». Семён Александрович продал имущество и дом, и на вырученные деньги построил в селе в 1910 году каменный храм Иконы Божьей Матери Владимирской. Он до сих пор почитается как памятник героям русско-японской войны.
Именем Александра Сергеева были названы корабль и улица в Курске.

По русской флотской традиции славное имя «Стерегущий» носили еще несколько кораблей:
Минный крейсер (эскадренный миноносец с 1907 г.) «Стерегущий» типа «Украина» построен на верфи «Ланге и сын» в Риге и принят в состав ВМФ 4 мая 1906 г.
Эскадренный миноносец проекта 7 «Стерегущий» типа «Грозный» построен на Судостроительном заводе им. А.А. Жданова (быв. Северная верфь, затем Путиловсая верфь) и принят в состав ВМФ 30 ноября 1939 г.
Большой противолодочный корабль проекта 61 «Стерегущий» построен на Северном судостроительном заводе им. Жданова и принят в состав ВМФ 21 декабря 1966 г.
Корвет проекта 20380 «Стерегущий» построен на Северной верфи и принят в состав ВМФ 28 февраля 2008 года.


Из рассказа деда мне запомнилось сильное ощущение бесстрашия и верности Присяге русских моряков. И ощущение двойственности. Он говорил, что этот подвиг окутан многими легендами. Но вы не слушайте их, вы помните о подвиге, помните о людях, отдавших свою жизнь за Родину. Наверное, к этим легендам относится и открытие кингстонов, которых на этих кораблях просто не было по проекту. Однако, есть свидетельства, что в результате боя корабль пол
Yurasha › Кингстонов не быть не могло. В сущности, кингстон — это всего-лишь отверстие для забора забортной воды в корпус и немного запорной арматуры с фильтрами (сетками), как правило. Раз это был пароход, то воду он забортную брал. Кингстоны были. Просто чтобы вскрыть (а не «открыть») крышку кингстон (sea chest) требуется, как правило время. (Если, конечно, на то время они не были какими-то быстросъемными. Но особой необходимости в этом нет).
... Однако, есть свидетельства, что в результате боя корабль получил множество пробоин, принял много воды и получил сильный крен. В этом случае для затопления корабля вполне достаточно было открыть броняшку иллюминатора, которые располагались невысоко над ватерлинией. Как это и показано на памятнике. Собственно я не помню подробно событийную часть рассказа, поэтому пересказываю статью Афонина Н.Н. «Стерегущий» из журнала «Гангут», Санкт-Петебург, №4, 1992 г, которая наиболее близка к обрывкам детских воспоминаний.
Благодарю вас за интересный рассказ.
Скажите, а Ямамото — тот самый ведь?
Genosse › Да. Операция «Месть»
Yurasha › Да, эта история мне знакома.
Кстати, благодаря вам, нашел фильм «Атака на Перл Харбор» 2011 года о нем. Название странное, в оригинале же он называется «Командующий объединенным флотом Исороку Ямамото».
Видимо перевели так, чтобы школие, помнящее американское мыло, отреагировало.
Откуда им знать Ямамото?
Да, и думаю, что в 1905 году «80 сэн» еще не был адмиралом.
Genosse › Почитайте, мог и быть. Я не знаю.
Yurasha › 4 апреля 1884 года родился. 1904 года — окончил академию ВМФ, в русско-японскую служил на крейсере «Ниссин». 21 год.
Genosse › 1904 год.
В 1923 году был капитан-лейтенантом.
Извините за занудство.
Genosse › Я так думаю, что когда писался этот текст он уже был адмиралом. И автор не стал заморачиваться кем он был в то время, а назвал его текущим званием. Я не проверил. Мне это было для рассказа не столь важно. Будем знать.
Yurasha › Да это не претензия.
Ямамото без звания «адмирал» даже звучит непривычно. Хоть он стал маршалом, посмертно. Но помнят его именно адмиралом.
Genosse › Так я не думал. Я прсто объяснил, как по-иоему могло быть.
   


















Рыси — новое сообщество