Знакомьтесь, крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937 году. Во всей своей ослепительной красе. Фото
покрупней.
Его борта, надстройки, орудийные башни покрыты необычным типом камуфляжа, о котором я и хочу рассказать сегодня.
Головокружительно, не правда ли? Такой способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.
В свое время старый добрый
Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок.
Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицируйте цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут-то и возникали затруднения.
Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.
Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник
и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.
Она пришла из авангардистского ответвления кубизма — вортицизма, модного тогда.
Художники, творившие в этом стиле вдохновлялись машинами, механизмами, фабриками, зданиями и мостами, создававшими декорации человеческой реальности и окружающие его.
Адепт вортицизма — Уиндем Льюис, и его работа «Workshop»:
Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian,на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России.
Эсминец «Счастливый». Первая мировая, Черное море:
Его применяли как на торговых судах, так и военных кораблях:
Он был даже на
открытках.
Камуфляж был не только черно-белым: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого.
Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».
Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна , в реальности же приближающегося.
К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.
Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества — ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.
Примерные схемы окраски:
С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение, в том числе в ВВС. Истребитель P-51 «Mustang»:
Правда с началом активного применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно-серый цвет.
Продолжение, уже традиционно — в комментариях.
Кроме того, камуфляж используется на камерах на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.
Этот камуфляж попал на обложку альбома британской группы Orchestral Manoeuvres in the Dark "Dazzle Ships".
И он до сих пор моден.
Да, а наш крейсер пережил войну, в отличие от трех систершипов обычного окраса. Воевал в Индокитае. Совпадение?
Кто знает?
До новых встреч!
Также «ослепляющий камуфляж», «разрушающий камуфляж».
Били корабль не только хаотично, но в соответствии с формами его надстроек, рисуя тёмные провалы там и под такими углами, где борт логично мог бы обрываться. В результате линия зрения срывалась и дистанция, класс корабля могли определяться совсем неверно.
Вот ещё.
и корабли были окрашены в привычный туманно-серый цвет
Шаровая краска.
Как я и догадался: когда нас царская цензура настигла.
Используйте и ссылайтесь только на прямой короткий адрес. Нам ещё не хватало путаницы с зеркалами.