lynx logo
lynx slogan #00001
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

рысь




   

№4196
15 443 просмотра
16 февраля '13
суббота
11 лет 161 день назад



Китайская тачка — от династии Хань и до Мао.

[ uploaded image ]
«Еще древним китайцам было известно, что...»
Этой универсальной фразой можно смело начинать большинство текстов по истории техники и культуры. Но сегодняшнюю публикацию я начинаю этой фразой совсем не зря. Речь пойдет о великом, чисто китайском древнем изобретении, на тысячелетия определившем жизненный уклад древней цивилизации — китайской тачке. Вглядитесь в фото: ручная тележка такого вида прослужила без изменений китайскому народу почти две тысячи лет. По крайней мере, первые ее упоминания относятся к середине второго века нашей эры. Чем же она так замечательна? Как обычно, ответ и прост, и в то же время затейлив. Дело в том, что... впрочем, обо всем по порядку:


На первый неискушенный взгляд, тачка ничем не отличается от нашей родной европейской — две ручки, одно колесо. А вот и нет, принципиальное отличие в том, что у китайской тачки большое колесо находится по центру всей конструкции. Это отличие позволяло одному китайскому рабочему перевозить в три, а то и в шесть раз больший груз, чем могла перевозить европейская тачка с одним маленьким колесом спереди. Все дело в распределении веса груза — у европейской значительную часть этого веса несет в руках человек, у китайской же он весь лежит на колесе. В этом плане, ее конструкция близка к совершенству.
Ни в греческой, ни в римской истории нет однозначных упоминаний об одноколесных повозках. Первые достоверные упоминания о тачке в западном мире появляются лишь в начале тринадцатого века, и с тех пор она использовалась исключительно для перемещений грузов на короткие расстояния. На Востоке же она вовсю использовалась и на средних, и на дальних расстояниях, перевозя как грузы, так и людей — и все благодаря удачному расположению колеса. Вот вам немного древнеинженерной магии: если груз весит 100 кг, то европеец с тачкой несет на руках 50 кг, а хитрый китаец — ничего (работа по толканию и рулению одинакова). А вот вам немного магии социоинженерной: тогдашние вьючные животные могли перевозить от 50 до 150 кг, но стоили денег, их нужно кормить, лечить, погонять, охранять отдельно от людей, то есть два носильщика с дешевыми тачками давали фору любому ослу. Такая тачка оставалась наиболее эффективным транспортным средством вплоть до промышленной революции, особенно если учесть, что наиболее трудоемкая ее часть, — колесо, — здесь лишь одно (в отличие от телег, карет, бричек и прочих кравчучек).
  Написал Кваме Нкрума  
79


китайская тачка шустрые китайцы


Но самое главное — это дороги. Классическая европейская дорога, еще со времен Рима, представляет собой широкую (ширина двуколки умножить на два плюс место для обгона) мостовую — крайне дорогое в строительстве и эксплуатации сооружение. У китайцев все много проще, достаточно замостить своеобразную «рельсу» под одно колесо (ну и пару ног). Экономия на строительстве — раз, экономия земли — два, меньше дорога — меньше налога, это три. Весь Китай был пронизан тысячами таких хорошо мощеных дорожек. Увы, промышленная революция сдула китайские тачки с этих дорожек, и заменила их более современной вещью — велосипедом.
[ uploaded image ]
Разумеется, как и любое изобретение, китайская тачка была обьектом усовершенствований, как вам парусная тяга?
[ uploaded image ]
Как и все инновационные технологии, китайская тачка появилась на свет как военная разработка, да такая удачная, что хранилась в секрете долгое время. Первые ее упоминания относятся к продовольственному снабжению армии, а также использованию ее в качестве хорошего фортификационного средства.
Есть мнение, что Европа не изобрела и не применяла такие транспортные средства не потому, что система образования, или господствующая религия, или анатомия с физиологией европейца не позволяли это сделать, а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе. И еще: в средние века тягловой силы (вьючных животных) в Европе на душу населения было вдвое больше.
Ну и, наконец, прошу у уважаемого сообщества прощения за мой ссылочный минимализм. Увы, почитать что-либо на русском вот так, по ссылке, нечего. Потому и простыня. Вот здесь находится мой источник вдохновения (англ.), здесь и здесь есть пара-другая интересных фото по теме. А в целом о транспортных решениях древнего мира можно почитать, например, вот так.
Мне кажется, что при перевозке крупногабаритного груза преимущества конструкции китайской тачки теряются — часть веса груза приходится на руки грузчика, как и в европейском варианте.

[ uploaded image ]
Karydiola › Нет, если тщательно сбалансировать груз:
[ uploaded image ]
Karydiola › На самом деле у классической европейской тачки плюс в том, что ее очень удобно нагружать и выгружать, особенно сыпучим материалом. Попробуйте китайскую тачку опрокинуть набок, а затем поднять, ага. Но если вам нужно срочно доставить местного наместника с подарками из префектуры в провинцию за сотню ли — равных ей нет.
Artifex › Разные грузы, разное назначение — разные конструкции со своими преимуществами, так и есть.
хочу всё знать
ой нет, больше не хочу всё знать
Извините, не сдержался:
[ uploaded image ]
Juventa › Ещё раз простите.
Juventa › Такое не прощается. Вам про «как это было», а вы в ответ фотку негры с автомобилем в роте. Неполиткоректненько.
Rem › Так ведь «тачку на прокачку» же! Афроамериканец, кстати.
Juventa › А зачем этот афроамериканец машину кусает, а не прокачивает? Насоса нет? Он чо, дурак?
Rem › Понимаю вашу иронию, но это же Exzibit, видный мужчина в области тюнинга четырех колёсных друзей человека.
Juventa › Понятно же smile К этой отечественной гадости «прокачке» даже имел отношение.
Пофлудить хотелось.
Rem › Я не буду собой, если не поведаю читателям о арамейской тачке.
Здесь и невинные развлечения, и прекрасный шоумен. Встречайте, тюнинг тачек в ВС Украины.

Genosse › Без подсветки и аэрографии скучновато. А так, да, крутая тачка.smile
Шоумен красавчик.
Rem › Они старались. Честно говоря, получилось у них очень даже позитивно.
Rem › И просто хороший человек. С топором.
Juventa › Четыре колёсных друга человека [×]
Как и все инновационные технологии, китайская тачка появилась на свет как военная разработка, да такая удачная, что хранилась в секрете долгое время.
-/-
Есть мнение, что Европа не изобрела и не применяла такие транспортные средства не потому, что система образования, или господствующая религия, или анатомия с физиологией европейца не позволяли это сделать, а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе.

Вы это серьезно?
Rem › Вы можете себе представить, скажем, викинга, бегущего по узенькой мощеной дорожке с тачкой, в которой сидит конунг с провиантом, на Париж. А король Карл III Простоватый, видя это, трясется от страха, и отдает север Франции варягам под видом Нормандии за просто так? Или Генрих Мореплаватель основал Португальскую империю на тачках? Или основание Ганзейского союза связано с тачкой, а не с Эльбой?

Вы это серьёзно?

Римская империя имела великолепные дороги, но они имели исключительно военное значение. Империя распалась — и дороги исчезли в мгновение ока. Где-то повытаскивали камень на крепостные стены, где-то порушили мосты, защищаясь от нашествия варваров. Да-да, аж до 19-го века основной дорогой в Европе была река, а не мостовая. А затем заливы, проливы, реки, речушки и озера сменили... нет, не автобаны, а железные дороги. Автобаны появились уже потом. В Китае же было все несколько иначе...
Artifex › Мысли не было подковыривать по фактам, уважаемый. Вопрос к формулировке.
Тачка как военный секрет? Плотность реки?
Тема то интересная.
Кстати, римские дороги сохранились до сих пор. Сам видел, ходил.
Rem › А я уж было крылья расправил... Так и лягу спать с нечищеным забралом.

О секретном изобретении, резко повысившим мобильность армии, пишет историк Чень Шоу, описывая кампанию против Цао Вэй. Проверить мы все равно не можем, приходится верить на слово.

Плотность судоходных рек, по отношению к общей территории, в Европе одна из самых высоких в мире. Прошу прощения за возможные неточности.
Теперь будет чем затыкать рты аргументированно опровергать мнение некоторых несознательных граждан, в том, что китайский «тачки» это жалкая копия других транспортных средств.
Hare Rama › а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе.
Точно. А теперь пусть опровергают.
Rem › ... и навешивают ярлыки.
   


















Рыси — новое сообщество