«Еще древним китайцам было известно, что...»
Этой универсальной фразой можно смело начинать большинство текстов по истории техники и культуры. Но сегодняшнюю публикацию я начинаю этой фразой совсем не зря. Речь пойдет о великом, чисто китайском древнем изобретении, на тысячелетия определившем жизненный уклад древней цивилизации — китайской
тачке. Вглядитесь в фото: ручная тележка такого вида прослужила без изменений китайскому народу почти две тысячи лет. По крайней мере, первые ее упоминания относятся к середине второго века нашей эры. Чем же она так замечательна? Как обычно, ответ и прост, и в то же время затейлив. Дело в том, что... впрочем, обо всем по порядку:
На первый неискушенный взгляд, тачка ничем не отличается от нашей родной европейской — две ручки, одно колесо. А вот и нет, принципиальное отличие в том, что у китайской тачки большое колесо находится по центру всей конструкции. Это отличие позволяло одному китайскому рабочему перевозить в три, а то и в шесть раз больший груз, чем могла перевозить европейская тачка с одним маленьким колесом спереди. Все дело в распределении веса груза — у европейской значительную часть этого веса несет в руках человек, у китайской же он весь лежит на колесе. В этом плане, ее конструкция близка к совершенству.
Ни в греческой, ни в римской истории нет однозначных упоминаний об одноколесных повозках. Первые достоверные упоминания о тачке в западном мире появляются лишь в начале тринадцатого века, и с тех пор она использовалась исключительно для перемещений грузов на короткие расстояния. На Востоке же она вовсю использовалась и на средних, и на дальних расстояниях, перевозя как грузы, так и людей — и все благодаря удачному расположению колеса. Вот вам немного древнеинженерной магии: если груз весит 100 кг, то европеец с тачкой несет на руках 50 кг, а хитрый китаец — ничего (работа по толканию и рулению одинакова). А вот вам немного магии социоинженерной: тогдашние вьючные животные могли перевозить от 50 до 150 кг, но стоили денег, их нужно кормить, лечить, погонять, охранять отдельно от людей, то есть два носильщика с дешевыми тачками давали фору любому ослу. Такая тачка оставалась наиболее эффективным транспортным средством вплоть до промышленной революции, особенно если учесть, что наиболее трудоемкая ее часть, — колесо, — здесь лишь одно (в отличие от телег, карет, бричек и прочих кравчучек).
Есть мнение, что Европа не изобрела и не применяла такие транспортные средства не потому, что система образования, или господствующая религия, или анатомия с физиологией европейца не позволяли это сделать, а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе. И еще: в средние века тягловой силы (вьючных животных) в Европе на душу населения было вдвое больше.
ой нет, больше не хочу всё знать
гадости«прокачке» даже имел отношение.Пофлудить хотелось.
амейской тачке.Здесь и невинные развлечения, и прекрасный шоумен. Встречайте, тюнинг тачек в ВС Украины.
Шоумен красавчик.
-/-
Есть мнение, что Европа не изобрела и не применяла такие транспортные средства не потому, что система образования, или господствующая религия, или анатомия с физиологией европейца не позволяли это сделать, а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе.
Вы это серьезно?
Вы это серьёзно?
Римская империя имела великолепные дороги, но они имели исключительно военное значение. Империя распалась — и дороги исчезли в мгновение ока. Где-то повытаскивали камень на крепостные стены, где-то порушили мосты, защищаясь от нашествия варваров. Да-да, аж до 19-го века основной дорогой в Европе была река, а не мостовая. А затем заливы, проливы, реки, речушки и озера сменили... нет, не автобаны, а железные дороги. Автобаны появились уже потом. В Китае же было все несколько иначе...
Тачка как военный секрет? Плотность реки?
Тема то интересная.
Кстати, римские дороги сохранились до сих пор. Сам видел, ходил.
О секретном изобретении, резко повысившим мобильность армии, пишет историк Чень Шоу, описывая кампанию против Цао Вэй. Проверить мы все равно не можем, приходится верить на слово.
Плотность судоходных рек, по отношению к общей территории, в Европе одна из самых высоких в мире. Прошу прощения за возможные неточности.
затыкать ртыаргументированно опровергать мнение некоторых несознательных граждан, в том, что китайский «тачки» это жалкая копия других транспортных средств.Точно. А теперь пусть опровергают.