В мире
насчитывается 5-6 тысяч языков, на которых говорят, причём один из них исчезает примерно раз в две недели.
Однако среди всех языков есть один уникальный, и, что интересно, на нём разговаривает около 3,1 миллиона человек. Это язык южноамериканских индейцев аймара. На аймара также говорят в Перу, Аргентине и Чили, а в Боливии он наряду с испанским является национальным языком.
А особенность его заключается в том, что аймара —
агглютинативный, полисинтетический язык со сложной морфофонемикой. Нет, немного не то.
Во-первых, анализ языка и жестов аймара показал, что индейцы представляют время наоборот, то есть во всех остальных известных языках мира на воображаемой пространственно-временной шкале будущее находится впереди, а у аймара впереди находится прошлое, его только предстоит увидеть.
Во-вторых, язык этот основан на троичной логике, между да и нет есть некое промежуточное состояние, и фраза «вероятность увидеть динозавра на улице составляет 50% — либо увидишь, либо нет» в нём не имеет смысла. Умберто Эко называл аймара языком с потрясающей гибкостью за его способность к образованию множества неологизмов и абстрактных понятий.
В-третьих, аймара придают очень большое значению тому, видел ли говорящий то, о чём говорит. Например, фраза «вчера в соседней деревне шёл дождь» в этом языке также невозможна, необходимо обязательно указать, видел ли рассказчик этот дождь сам, или слышал по радио.
Ну и плюс ещё всякие мелочи, вроде того, что в языке аймара существует четыре лица, в отличие от остальных индоевропейских языков.
Тут можно подробнее почитать на русском,
тут на английском, а
вот — посвященный аймара сайт на русском, на нём можно узнать некоторые особенности их культуры, научиться считать по-аймарски или послушать их песни.
P.S. На КДПВ аймарские женщины несут флаг их народа. Прикольный, правда?
Первый пункт напомнил Пратчеттовских троллей.
Третий пункт мне очень понравился. Надо бы найти преподователя этого языка и изучить его.
Аймара хоть и не родственен языку кечуа, но находится с ним в языковом союзе («шпрахбунд») — у этих двух языков одинаковые звуки, одинаковое построение предложения, много похожих идиом, только в аймара слова и суффиксы совсем не такие, как в кечуа. А кечуа же был официальным языком Империи Инков. Кстати, и по кечуа есть учебники.
Вот не везёт бедняге.
Во-первых, анализ языка и жестов аймара показал, что индейцы представляют время наоборот, то есть во всех остальных известных языках мира на воображаемой пространственно-временной шкале будущее находится впереди, а у аймара впереди находится прошлое, его только предстоит увидеть.
Китайский — еще один такой язык. К примеру, иероглиф 后 означает «позади, сзади», но в словах 以后 (после) и 后天 (послезавтра) относит событие к будущему. То же самое с иероглифом 前 (спереди, впереди): 以前 (перед, до) и 前天 (позавчера). Своя логика в этом есть — то, что за спиной (сзади) не видно, а вот то, что впереди — видно очень хорошо.
Аймара хоть и не родственен языку кечуа, но находится с ним в языковом союзе
Кечуа, насколько я понимаю — это lingua franca империи инков, на котором общались между собой многочисленные покоренные народности. Сам язык инков был языком аристократии и со смертью последнего инка естественным образом исчез. Так как индейцы аймара входили в империю, можно предположить, что он оказал не последнее влияние на формирование кечуа. Впрочем, хотелось бы услышать на этот счет более профессиональное мнение некоторых структуральных лингвистов.
Насчет языков слышал еще одну поговорку, что Estonians have no future and no sex, в смысле, что в эстонском языке нет будущего времени и нет разделения по родам. Всегда хотел узнать правду на этот счет — так ли это?
P.S. А насчет флага — думаю, что это также отголоски империи инков, вот флаг инков для сравнения:
Там всё еще свежо в памяти, инки всего лишь 500 лет назад были, как казаки на Украине, империи так быстро не забываются, до сих пор несколько маоистских партизанских групп бьются за восстановление Империи, это группы «Тупак Амару» и «Сендеро луминосо» (Сияющий путь).
Песня на кечуа.
В эстонском действительно нет будущего времени, как и в финском. Чтобы передать будущее время используется форма глагола настоящего времени, а дополнение стоит в специальном падеже, не в винительном, винительного в эстонском нет. В японском тоже нет будущего времени. No future.
С флагом там тоже другая история, он не полосатый, а в клеточку, и сам квадратный, называется Wiphala.
Когда завоёвывали новое племя, обычной практикой было переселять его вглубь страны, туда, где все говорили на кечуа, чтобы новый народ поскорее влился в тёплые объятия империи.
От местных гидов я слышал про немного другой способ интеграции — прежде всего ассимилировалась знать покоренных племен, через брачные союзы с представителями аристократии инков и через систему образования.
Тут еще не говорили про Эквадор, он тоже был захвачен инками в XV веке, там было царство Киту, которое прославилось тем, что в их городах большинство построек — это присутственные места, офисы, в которых сидели чиновники и принимали граждан по разным вопросам, архибюрократизированное общество. Сейчас в Эквадоре многие говорят на кечуа.
А самый известный аймара — это Эво Моралес, президент Боливии, первый индеец, ставший президентом в Южной Америке, там традиционно белые правили. Он даже хочет сделать этот клетчатый радужный флаг официальным флагом Боливии. Но, навряд ли, это поможет Боливии, где половина территории правительством не контроллируется, картели-производители кокса и маоистские банды контролируют полстраны.
оборзевшихагрессивных групп покоренных народов. Ну а стройки века — это отдельный разговор, они поражают, прежде всего, не масштабом, а технологиями. Недалеко от Сальты (северная Аргентина) есть участок дороги протяженностью 20 км, построенной инками, отклонение от прямой составляет 3 см — результат, недостижимый даже с современными технологиями.Но, навряд ли, это поможет Боливии, где половина территории правительством не контроллируется, картели-производители кокса и маоистские банды контролируют полстраны.
Так он же сам из этих, кокалерос Там, как я понимаю, проблема в нефтеносной провинции Санта-Круз, населенной преимущественно белым населением и страстно желающей отделиться от остальной «истинно-индейской» территории. А вообще, история Боливии — это очень увлекательное занятие. Богатейшая и крупнейшая по территории страна в свое время стала одной и беднейших территорий в сегодняшней Южной Америке.
И не стоит переоценивать их технологию, железа они не знали, луки не использовали из гордости (стыдно стрелять издалека, надо своими руками в бою врагов месить), армия была вооружена деревянными и бронзовыми дубинами, и вообще всё общество по уровню развития сравнимо вовсе не с Римом, а, примерно, с Шумером 4-3 тысяч лет до н. э. Единственно чем они могли похвастаться, так это способностью привлечь огромные толпы народа для строительства, их постройки до сих пор стоят и всех удивляют. Ну так и этрусские города до сих пор стоят...