Хочу пригласить вас в пустыню. Понимаю, что, наверно, многие бывали в этом
городе. И всё-же.
Расафа — удивительный мёртвый город, упоминается еще в ассирийских текстах как Расана и в Библии как Рецев или Рецеф (4 Кн. Царств 19:12, Исайя 37:12).
И он же, удивительным образом, связан с Россией.
Наверно, будет много букв и отсканированных фото, заранее извиняюсь.
Да, фото, говорят, привлекает.
Удивительное впечатление руины города производят тем, что сложены из необычного камня — мраморовидного известняка. Этот бледно-розовый камень с серебристым отливом словно впитывает свет, прежде чем отразить его тысячами блесток, и оттого стены зданий Расафы в древности переливались на солнце необычным блеском.
Город был обнесен стеной 3-метровой толщины, образующей четырехугольник (563x432x557x350 м).
Земляной оборонительный вал до сих пор хорошо заметен, а в некоторых местах можно увидеть и остатки первой защитной стены. В центре каждой из сторон находились ворота. Лучше всего сохранились северные ворота (400 г.), защищенные двумя прямоугольными бастионами. Тончайший резной орнамент, кажущийся кружевом, украшает шесть арок и капители коринфских колонн.
Ёпрст. Как киношку с трубы вставлять?
В античную эпоху город не играл заметной роли; с конца III в. был скромной крепостью на «Диоклетиановой дороге». Однако в IV в. он приобрел всемирную — и это не преувеличение — известность, благодаря римскому легионеру по имени Сергий. Случилось так, что тот сделался приверженцем новой, жестоко преследовавшейся императором Диоклетианом (284-305 гг.) христианской веры. В 305 г. Сергий вместе со своим братом и товарищем по вере, тоже офицером императорской армии по имени Бахус, был предан в Расафе суровой казни, а христианский мир приобрел нового мученика — святого Сергия.
Кстати, именно в его честь был наречен почитаемый «игуменом земли Русской» преподобный Сергий Радонежский, от которого впоследствии пошло на Руси столь распространенное сегодня имя. Со второй половины IV в. Расафа становится местом паломничества, в особенности после молвы о чудотворности могилы Св.Сергия.
"В юные годы Сергий и Бахус поступили на службу в римскую армию и быстро продвинулись до офицерских званий. Хотя братья и были воспитаны на традициях эллинистической культуры, под влиянием христианских идей они отказались от поклонения языческим богам. По свидетельству современников, когда о поведении двух офицеров доложили Максимиану, соправителю Диоклетиана, тот воскликнул: «Отступаться от богов, в которых верит сам император! Разве они не изменники?»
Первой стадией наказания, которому подверглись Сергий и Бахус, было воинское разжалование, после чего они предстали, уже в качестве простых солдат, перед трибуналом в военном лагере Каструм Барбалисос на берегу Евфрата (Мескене). На протяжение всех испытаний братья подбадривали друг друга, говоря, что истинный Господь ждет их на небесах.
Бахуса казнили и похоронили в Барбалисосе. На Сергия надели обувь, утыканную гвоздями, и заставили идти несколько десятков километров до Расафы. Там после новых пыток его обезглавили. Произошло это в 305 г. День Св. Сергия отмечается 7 октября."
Позже город переименовывается в Анастасиополис — по имени византийского императора Анастасия (491-518 г.г.), при котором был построен кафедральный собор. В начале VI в. сам Анастасий издает указ о переименовании города в Сергиополис. Этому же императору приписывают строительство новых стен и знаменитых подземных цистерн.
Резервуары имеют по 58 м в длину, 21 м в ширину и более 10 м в глубину. Такие размеры позволяли хранить до 16 тыс.куб.м воды в каждой. Каменная лестница ведет на дно двух из этих цистерн; поражает сохранность водоупорной штукатурки стен, пережившей многие века.
Сбоку от центральной апсиды сохранилась часть второго этажа собора. В стенах хорошо видны углубления для деревянных перекрытий, в некоторых сохранились куски дерева. На стенах правой апсиды до сих пор различимы краски росписи, некогда покрывавшей все стены храма. У здания, возможно, имелся и третий этаж, на который вела винтовая лестница. В северном приделе слева от центральной апсиды, когда-то отделенном от остального зала решеткой, находилась перенесенная сюда могила Св.Сергия.
В 1222 г. знаменитый арабский историк Якут аль-Хамауи с восторгом описывал город. Но уже через 47 лет мамлюкский султан Захир Бейбарс заставил жителей покинуть Расафу, переселив их в города Сальмия и Хама. Дело в том, что в городе все сильней становилось влияние воинственной исламской секты исмаилитов, враждовавших как с крестоносцами, так и с султаном. Бейбарс, объявивший секте войну, уничтожил не одно «исмаилитское гнездо», в том числе решил покончить и с Расафой. С тех пор город остался один на один с пустыней, постепенно засыпавшей его улицы и рвы...
Лишь в XVII в. Европа вспомнила о Сергиополисе, вновь открытом английскими купцами — теми же, что привезли весть и о Пальмире.