lynx logo
lynx slogan #00070
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Эрнесто «Че» Гевара, врач и путешественник




   

№2813
10 592 просмотра
26 ноября '12
понедельник
11 лет 148 дней назад



Утерянная цивилизация. Расафа

[ uploaded image ]
Хочу пригласить вас в пустыню. Понимаю, что, наверно, многие бывали в этом городе. И всё-же.

Расафа — удивительный мёртвый город, упоминается еще в ассирийских текстах как Расана и в Библии как Рецев или Рецеф (4 Кн. Царств 19:12, Исайя 37:12).
И он же, удивительным образом, связан с Россией.

Наверно, будет много букв и отсканированных фото, заранее извиняюсь.

Да, фото, говорят, привлекает.
  Написал и родил Иакова Исаак  
61



Пейзаж по пути к Расафе на редкость унылый. Тем неожиданней и эффектней появление величественных каменных стен, словно выплывающих навстречу из пустыни.

Удивительное впечатление руины города производят тем, что сложены из необычного камня — мраморовидного известняка. Этот бледно-розовый камень с серебристым отливом словно впитывает свет, прежде чем отразить его тысячами блесток, и оттого стены зданий Расафы в древности переливались на солнце необычным блеском.
Город был обнесен стеной 3-метровой толщины, образующей четырехугольник (563x432x557x350 м).

Земляной оборонительный вал до сих пор хорошо заметен, а в некоторых местах можно увидеть и остатки первой защитной стены. В центре каждой из сторон находились ворота. Лучше всего сохранились северные ворота (400 г.), защищенные двумя прямоугольными бастионами. Тончайший резной орнамент, кажущийся кружевом, украшает шесть арок и капители коринфских колонн.



[ uploaded image ]
Для живого представления эти же ворота — вид сбоку.
[ uploaded image ]
Aaaa-zaz › Эти же ворота, немного отреставрированные, изнутри. Засняты с «улицы» виа ректа.
[ uploaded image ]
Руины Расафы далеко не полностью исследованы. Расчищена часть центральной городской магистрали — виа ректа. пересекавшей город от северных ворот на юг. Первоначально улица, построенная с античным размахом и обрамленная колоннами, была шире, но позднее пешеходные тротуары застроили лавками.
[ uploaded image ]
Первое крупное здание (через 100 м слева)(на фото выше) — так называемая базилика-мартирион, т.е. возведенная в честь мучеников (1 пол. VI в.). Стены еще стоят на значительную высоту, внутри сохранились базы колонн, разделявших необычные полукруглые нефы, по бокам центральной апсиды — помещения двух ризниц, каждое из которых также снабжено апсидой. Ажурный декор арок, обрамляющих апсиды, состоит из тонко исполненных виноградных лоз, гирлянд плюща и других узоров. Часть внутреннего убранства базилики и пола сделаны из красивого розового мрамора.
[ uploaded image ]
Voldemar › Иа дурашко

[ uploaded image ]
Voldemar ›
Ёпрст. Как киношку с трубы вставлять?
Но все это было позже одного события.

В античную эпоху город не играл заметной роли; с конца III в. был скромной крепостью на «Диоклетиановой дороге». Однако в IV в. он приобрел всемирную — и это не преувеличение — известность, благодаря римскому легионеру по имени Сергий. Случилось так, что тот сделался приверженцем новой, жестоко преследовавшейся императором Диоклетианом (284-305 гг.) христианской веры. В 305 г. Сергий вместе со своим братом и товарищем по вере, тоже офицером императорской армии по имени Бахус, был предан в Расафе суровой казни, а христианский мир приобрел нового мученика — святого Сергия.
Кстати, именно в его честь был наречен почитаемый «игуменом земли Русской» преподобный Сергий Радонежский, от которого впоследствии пошло на Руси столь распространенное сегодня имя. Со второй половины IV в. Расафа становится местом паломничества, в особенности после молвы о чудотворности могилы Св.Сергия.

"В юные годы Сергий и Бахус поступили на службу в римскую армию и быстро продвинулись до офицерских званий. Хотя братья и были воспитаны на традициях эллинистической культуры, под влиянием христианских идей они отказались от поклонения языческим богам. По свидетельству современников, когда о поведении двух офицеров доложили Максимиану, соправителю Диоклетиана, тот воскликнул: «Отступаться от богов, в которых верит сам император! Разве они не изменники?»
Первой стадией наказания, которому подверглись Сергий и Бахус, было воинское разжалование, после чего они предстали, уже в качестве простых солдат, перед трибуналом в военном лагере Каструм Барбалисос на берегу Евфрата (Мескене). На протяжение всех испытаний братья подбадривали друг друга, говоря, что истинный Господь ждет их на небесах.
Бахуса казнили и похоронили в Барбалисосе. На Сергия надели обувь, утыканную гвоздями, и заставили идти несколько десятков километров до Расафы. Там после новых пыток его обезглавили. Произошло это в 305 г. День Св. Сергия отмечается 7 октября."

Позже город переименовывается в Анастасиополис — по имени византийского императора Анастасия (491-518 г.г.), при котором был построен кафедральный собор. В начале VI в. сам Анастасий издает указ о переименовании города в Сергиополис. Этому же императору приписывают строительство новых стен и знаменитых подземных цистерн.
Резервуары имеют по 58 м в длину, 21 м в ширину и более 10 м в глубину. Такие размеры позволяли хранить до 16 тыс.куб.м воды в каждой. Каменная лестница ведет на дно двух из этих цистерн; поражает сохранность водоупорной штукатурки стен, пережившей многие века.



[ uploaded image ]
Там интересно пройти по внутренним переходам стены или даже... внутри них по искусно сложенному сводчатому коридору с арочными окнами, идущему по всему периметру. Большинство из 50 башен двухэтажные; есть и трехэтажные. Соблюдайте осторожность: во многих местах проход затруднен или невозможен, поскольку обвалился потолок или пол.
[ uploaded image ]
Aaaa-zaz ›
[ uploaded image ]
Вот те арки в стене, вот по ним можно пока пройтись. В башнях много перекрытий и лестниц. Многие из них уходят вниз, но все засыпано песком и глиной.


[ uploaded image ]
Расафа задала исследователям несколько загадок, разрешить которые до конца пока не удалось. Во-первых, откуда и как доставлялся в город лучистый бело-розовый камень? Ближайший карьер находится в 12 км к северу от города, но камень там отличается от того, из которого возведены здания Расафы. Во-вторых, как немалое население Расафы, лежащей в 30 км от Евфрата, удовлетворяло свои потребности в воде? В отличие от таких городов в пустыне, как Пальмира. Расафа не оазис, а уровень грунтовых вод под ней находится очень глубоко. Неужели для заполнения огромных цистерн хватало единственной плотины для сбора дождевой воды, обнаруженной в 400 м к западу от города? Однако трудно поверить, что в пустыне возможно набрать достаточно воды для нужд такого города. Между тем, рассказывают, что в 1972 г., накануне заполнения искусственного озера Асад, на правом берегу Евфрата советские и сирийские строители обнаружили два отверстия диаметром более трех метров, которые через несколько десятков метров сходились в один тоннель. Исследовать тоннель далее без специального оборудования не удалось. А снаряжать экспедицию не позволял жесткий график пуска ГЭС. Строители загерметизировали бетонными пробками отверстия, которые вскоре оказались под толщей воды. Однако направление тоннеля было зафиксировано: он проходил в сторону... Расафы!
[ uploaded image ]
Aaaa-zaz ›
[ uploaded image ]
Наиболее интересный памятник Расафы и главный объект паломничества в VI-XIII вв. — кафедральный собор Св.Сергия (509 г.), расположенный в юго-восточной части города. Эта базилика, которую изначально называли церковью Св. Креста, сохранилась в далеко не первоначальном виде. Ее сильно исказили контрфорсы, пристроенные к стенам в IX в. для защиты от землетрясений. Внутри большое впечатление производят широко раскинувшиеся аркады. Размах не способствовал их прочности, и для укрепления в большие арки, опиравшиеся на столбы, вписаны две меньшие, поддерживаемые колоннами. Это также дополнение более позднего времени, но малые арки удачно и органично соединились с большими. Колонны, увенчанные капителями, взяты из какой-то другой постройки. Если присмотреться, то на капителях можно разобрать греческие надписи, в том числе с упоминанием имени Сергия. Некоторые надписи сделаны в зеркальном отражении, объяснения чему не дал пока никто. Верхняя часть стен центрального нефа была прорезана сводчатыми окнами, хорошо освещавшими базилику. Частично сохранились окна второго этажа. Великолепен сделанный в XI в. резной декор, покрывающий стены центральной апсиды. В центре базилики — полукруглое возвышение — бема, где находились места священнослужителей; на нее поднимались с восточной стороны.
Сбоку от центральной апсиды сохранилась часть второго этажа собора. В стенах хорошо видны углубления для деревянных перекрытий, в некоторых сохранились куски дерева. На стенах правой апсиды до сих пор различимы краски росписи, некогда покрывавшей все стены храма. У здания, возможно, имелся и третий этаж, на который вела винтовая лестница. В северном приделе слева от центральной апсиды, когда-то отделенном от остального зала решеткой, находилась перенесенная сюда могила Св.Сергия.

[ uploaded image ]
Сложная история Расафы обрывается 1269г.

В 1222 г. знаменитый арабский историк Якут аль-Хамауи с восторгом описывал город. Но уже через 47 лет мамлюкский султан Захир Бейбарс заставил жителей покинуть Расафу, переселив их в города Сальмия и Хама. Дело в том, что в городе все сильней становилось влияние воинственной исламской секты исмаилитов, враждовавших как с крестоносцами, так и с султаном. Бейбарс, объявивший секте войну, уничтожил не одно «исмаилитское гнездо», в том числе решил покончить и с Расафой. С тех пор город остался один на один с пустыней, постепенно засыпавшей его улицы и рвы...
Лишь в XVII в. Европа вспомнила о Сергиополисе, вновь открытом английскими купцами — теми же, что привезли весть и о Пальмире.
   


















Рыси — новое сообщество