lynx logo
lynx slogan #00080
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

рас Тафари Маконнен, Хайле Селассие I, последний император Эфиопии, потомок царя Соломона и царицы Савской, кавалер орденов Суворова, Бани, Подвязки, Слона, Джа




   

№2240
3044 просмотра
9 октября '12
вторник
11 лет 201 день назад



Литературный акт

Есть базовые акты, лежащие в основе всего многообразия прочих. Это акт чистого восприятия мира и акт осмысления мира. Первый невербален, а второй уже весьма. Это, по сути, литературный акт.

Потому что литература — это, не как принято думать, такой бизнес по написанию жвачки для мозгов, её выгодной продажи и последующего потребления — а система правил, по которым мы должны осмысливать мир. Малейшее нарушение этих пока ещё в большинстве своём неписаных правил (ну нет руководств, как писать хорошие книги, хотя есть мемуары хороших писателей и околоиздательские исследования, освещающие скорее техническую сторону вопроса) ведёт к ошибкам в построении картины мира внутри себя, и нет ничего опаснее этого. Отсюда должны, а не можем или предпочитаем в силу своих эстетских склонностей там.

Ну, есть ещё минимум третий базовый акт — акт взаимодействия людей друг с другом, включающий вообще всё, чем в основном так увлечено человечество: общение, любовь, войны... Он интересен тем, что в нём мы всякий раз пытаемся совместить несовместимое, прыгнуть за пределы возможностей: обеспечить полную передачу смысла другим без его потери в силу того, что их мышление устроено может быть и на тех же принципах, но, будучи системой саморазвивающейся, самовыстраивающейся, отличается весьма существенно. Но не о нём сейчас речь. Хоть он и сопряжён тесно с литературным актом — ведь мы используем вербальное нотирование не только чтобы прояснить себе что-то, но и чтобы объяснить другим.

Но зачем же записывать то, что проработано литературно внутри, сугубо для себя? Чтобы длить это во времени. Потому что даже сам через месяц будешь уже настроен совсем по-другому. Будешь воспринимать всё несколько с другими акцентами и обертонами. Такова подвижная природа человеческого сознания. И некоторые вещи, раз обретённые, имеет смысл сохранять для себя же через записанный литературный акт.

На рубеже XXI века интернет уничтожил литературное творчество как индустрию, в которой заняты капиталы, чаяния людей, их готовность посвящать этому свой труд. Всё, что существует в литературе сейчас — это по инерции, на излёте. Потому что потребители, читавшие раньше книги от скуки, развлекая себя в стоячем воздухе в целом не творческого, а механистичного мира (если смотреть на него в скорости нашего в нём быстротечного пребывания, хотя в более спокойном ритме он вполне себе увлекателен, нов и оригинален, и всякий раз как выкинет что-то невиданное прежде), где по большей части ничего нового не происходит, и уж тем меньше происходит интересного или там хотя бы хорошего — теперь черпают это из этого нового коммуникационного поля. Несмотря даже на зачастую низкое качество, сильную зашумлённость информации, размещённой там, по сравнению с прежней моделью — книгами. Ну так и тем лучше, может быть? Литературный акт очищен от наносного. Он теперь сам по себе и сам для себя. Это отсеивает тысячи писателей ради денег. Писать ради денег — это как создавать музыку ради денег... Или любить ради денег.

А насчет творчества... рок-н-ролл надо запретить под страхом уничтожения на месте. И вот ежели кто и решится в таком случае петь — то это будет НАСТОЯЩЕЕ.


русская имперская фантастика


Я бы всё-таки поспорил насчёт отмирания графомании ради денег
[ uploaded image ]
Unpalatable Seal › Я не про этих убогих — я про коммерческую литературу. Они имеют к ней такое же отношение, как попрошайка в вагоне метро к благотворительности.

Вот на известном вам серьёзном академическом ресурсе недавно было инсайдерское обсуждение той комы, что сейчас в издательском бизнесе. Хотя любой наблюдательный человек это может не читать, и прийти к пониманию всех этих печальных фактов чисто дедуктивным методом™ — просто видя, что и как продаётся в последние 10–20 лет в наших книжных. И вообще, какими стали эти книжные и монополизированная сетевая дистрибуция в целом.


И главное, вот именно то неприличное, что вы тут показали — это и есть один из главных симптомов агонии.

Прилавки завалены этим именно потому, что литературным трудом уже сейчас на жизнь не заработать. Если писать честно, книгу в год (и то это много, хороших книг обычно даже у сильных и относительно плодовитых писателей — всего несколько штук на всю жизнь) — ну как, месяц можно поголодать, страниц 50–100 получится... А потом всё.

Писательский труд — крайне тяжёлый. Если писать честно, работать на качество. Не просто не все способны, но и хуже того — не у каждого способного терпения хватит. И когда он оплачиваться стал вдруг ниже, чем деятельность мудака, засовывающего всем нам каждое утро в почтовые ящики тонны бумажного спама — это всё, привет.

А вот эти, гротескные — они просто наивно пытаются совместить несовместимое: «Ура, мы придумали! Мы просто будем писать быстро-быстро. За книгу платят 20 тысяч рублей? Ладно, будем писать по 10 книг в месяц».

Но мистик, которого я процитировал в конце, конечно, был прав — это всё полумеры. Лучше сразу пообещать расстреливать.
Indian › К сожалению не могу воспользоваться вашей ссылкой — буду себя утешать, что там всё равно ничего интересного. Не так часто бываю в книжных магазинах, но когда я последний раз был в нашей минской центральной книгарне, то не заметил ничего такого уж страшного. Хотя, быть может, тут сказалось то, что я искал книгу в подарок и поэтому обходил стороной высокие стеллажи с дамскими романами, фантастикой и даже модными писателями. Это не доставляло никаких неудобств, хотя, естественно, искомой книги я так и не сыскал.

Вероятно, если пробежаться по книжным развалам, то я найду книги про Ленина, Иисуса и зловещий ганглий, но проверить это пока нет никакой возможности — на этой неделе изрядно работы и чгк, а к выходным меня память привычно подведёт.

Если работать честно, на качество, выжимая из себя последнюю каплю пота, то, пожалуй, лёгких работ вообще не существует. Конечно не все работают таким образом, но тем не менее есть люди которым это нравится. Пусть выходит далеко не фонтан, но ведь выходит же! Да и на кусок хлеба с маслом хватает. Что ещё для счастья надо? Пусть мудак-спамер больше получает, зато им нравится их работа. А ещё они искусство делают. Вот
Unpalatable Seal › Вот, кстати, ключ к писательству той золотой поры, когда оно было и честным, и глубоким, и приятным для самих авторов — не выжимать себя до капли, писать лениво, немного небрежно. Божественная искра сама загорается, нечто само начинает подсказывать точные и сильные слова и сцены, и повороты сюжета. А нет — так нет, ну выйдет книга чуть слабее, ну и бог с ней, видать, так звёзды сложились.

Вон Стивен Кинг, которого я более прочих отчего-то ценю из современных писателей. Вероятно, за ту глубину, с которой он понимает некоторые серьёзные философские моменты бытия — хотя, думаю, не все его читатели её вообще в нём замечают, видя там ужастики, сюжет, психологизм, чёрт знает что ещё, только не его хрупкое и ясное дзэн-буддистское восприятие мира. Он то шедевр выдаёт, то довольно посредственную муть. То снова шедевр. И с каждой выданной мутью он не становится менее великим. Напротив, таким авторам позволено всё.

Мы любим наших любимых писателей несмотря на их очевидные недостатки. Кто боится недостатков — обречён не реализоваться как писатель.
Unpalatable Seal › Русская имперская фантастика [×] блин.
   


















Рыси — новое сообщество