Где Платон?
Платон — автор весьма неоднородный и неоднозначный,
даже можно сказать, хитрый. Последователи эзотерического направления в платоноведении считают, что у Платона была систематическая философия, но выражалась она не в известных нам диалогах, а в устном тайном учении.
философия Сократ Платон Аристотель
Сопоставив эксплицитные высказывания в произведениях Платона и его имплицитную авторскую стратегию, мы увидим кричащее противоречие. Всячески нападая на подражание и «сокрытие автора», сам Платон как раз везде скрывает себя, поскольку его форма изложения — чистейшей воды драма, т.е. мимесис! Автор словно издевается над читателем: с одной стороны, всячески порицает подражание, с другой — только им и занимается, изображая в лицах диалоги персонажей; негодует по поводу поэзии и мифотворчества — и обильно цитирует поэтов и рассказывает мифы.
Таким образом, в некотором «отрицательном» смысле Платон очень актуален для философии 20-го века, поскольку объявляется символом всей старой метафизики, которую надо преодолеть.
Ницше как всегда в точку, но его, как обычно, мало кто понял. Отчего трагического? Что за неестественный надрыв? Ведь дело философии — познавать, а не чувствовать...
Дело в том, что философия имеет дело с жизнью, её цель не накопление знаний, а нахождение пути — не знать обо всём как можно больше, но повышать качество осознания и, посредством его, самой жизни. Философия — наука о качестве жизни.
Но каково же будет качество жизни рационализировавшего всё? Невысокое. Мир полон таких людей, они знают, что всё знают. А отчего это они? Да оттого, что они в плену заблуждения, что их жизнь не трагедия. Гедонистическая авантюра; налаженный быт и отдавание всего себя семье, детям, работе, собиранию марок, государству и кактусам в горшке; игра в состязательность с другими членами общества... — что угодно, только не трагедия. Но почему же это заблуждение? Так ведь всё и выглядит... Потому, что так относиться к жизни можно только если ты забыл, что всё это весёлое копошение завтра (не когда-нибудь, не скоро, а вот непосредственно за пределом текущей сцены) закончится смертью. Причём не той пошлой смешной бюргерской смертью с черепами, гробиком, венками и могилкой, в которой смысла по сути и нет — а чем-то, имеющим вес больший, чем весь этот разноцветный мир, и не имеющим описания ни на одном из игрушечных человеческих языков и логических систем.
Герой отличается от обывателя тем, что помнит о смерти. И это всё меняет.
Или вот явленность в мире дьявола через человека. И понимание, что это необходимо прекращать немедленно — но также знание, что учитывая всю историю, прекращено это будет только вместе с человеком.