Алексей Хвостенко Опыт постороннего творческого процесса
Человек не существует в качестве человека. Если проникнуть внутрь человека, то там обнаружится сердце и мозг, желудок и печень, но там нет сущности человека.
Старушка вот единственный материал. Старушка это сущность человека Павла и человека Петра. Вот качество человека. Сущность их совокупных качеств.
В Павле и Петре мы не найдём Петра и Павла. Мы не найдём их и дальше. И только рассматривая старушку в отдельное отверстие, мы заметим поразительное сходство того и другого.
Как справедливо отметил Маркс то и другое есть только совокупность. Отсюда: старушка нам необходима как совокупность. Старушка перебегает улицу, падает и расшибается насмерть. Мы видим это в отдельную скважину. Что в данном случае происходит с совокупностью?
Совершенно очевидно, что ни того, ни другого мы не видим. Мы видим мёртвую старуху. Тут мы остерегаемся говорить о совокупности, мы видим только предмет. Рассматривая предмет, мы не понимаем названной совокупности, мы видим только предмет через его мёртвую оболочку. Далее.
Надёжность предмета не определяется его состоянием. Нам безразлично мёртвый это предмет или живой. Мы определяем его качества. Суть качества же его есть надежность. Ясно, что мёртвая старушка надежнее живой. Одно её качество надежнее другого.
В данном случае качество предмета не является его состоянием. Старушка поднимается из праха, отряхивается и, благополучно перебежав улицу, скрывается за углом. Что в данном случае происходит с совокупностью?
Совершенно очевидно, что мы имеем в виду совокупность её качеств человека Петра и Павла. Рассматривая старушку в названную дыру, мы видели, что «состояние её качеств» ничего не говорит о надёжности предмета. Для того, чтобы рассуждать о «качестве её надежности», о её Петра и Павла надёжности, нам нужно привести в систему понятия о том и другом.