Нам с детства знакомо это слово, в основном из сочетания «Петербург — Северная Пальмира». А каков сам оригинал, с которым сравнивают нашу вторую столицу? На улицах Санкт-Петербурга российские корреспонденты как-то провели опрос: «Наш город называют Северной Пальмирой. Откуда произошло это название? Что такое Пальмира?» Большинство граждан недоуменно пожимали плечами. Наиболее эрудированные вспоминали папиросы «Пальмира». На самом деле своим вторым именем северная столица России обязана чудесному древнему городу
Пальмира, который находится в сердце Сирийской пустыни в 240 км на северо-восток от Дамаска.
Следующее известное упоминание ближе на 800 лет. В глиняных документах ассирийского царя Тиглатпаласара I (1114-1076 гг. до н.э.), касающихся похода против арамеев, находим «Тадмор в стране Амурру» (так ассирийцы продолжали называть Сирию даже после падения аморейских государств и прихода арамеев). Арамеи вместе с арабами образовали основное население средней Сирии, а их язык вплоть до VI в. стал языком всеобщего общения на огромной территории — от Ирана до Палестины.
В Ветхом Завете утверждается, что Тадмор (Фадмор) в свое время был отстроен царем Соломоном (2 Паралип.8:4) после разрушения его ассирийцами (что по мнению ученых вряд ли соответствует истине).
Гассанидский поэт Набига ад-Дубьяни донес до нас красивую легенду, по которой город для Соломона построили джинны — таким чудом казался он людям. Впрочем, эта легенда не противоречит и кораническим представлениям (Коран 27:17, 34:11-12).
Сведения о периоде, когда Тадмор входил в империю Александра Македонского и Селевкидов, небогаты, но скорее всего, уже тогда это был процветающий город, столица местных арабских князьков. После развала Селевкидского государства, торговые пути, пролегавшие вдоль Евфрата, стали ненадежны, и племена Сирийской пустыни, воспользовавшись ситуацией, перехватили прибыльное дело.
В I в. до н.э. город стал формально самостоятельным. Рим не включил его в свою провинцию Сирия, поскольку предпочитал иметь буферную зону между собой и главным соперником на Востоке — персидским Парфянским царством. Как отмечал Плиний Старший, тадморцы с успехом извлекали выгоду из такой ситуации, а расположение у естественного прохода к Средиземному морю (древняя дорога проходила по нынешней Долине гробниц) сделало его богатым торговым центром. Бесчисленные караваны везли жемчуг из Персидского залива, шелк из Китая, ковры из Персии, украшения из Финикии, вино и пшеницу из Сирии. Жители Тадмора торговали водой, представляющей большую ценность в пустыне, обеспечивали за плату проводников и конных лучников для охраны караванов, нападения на которые были обычным явлением.
При Тиберии (14-37 гг.) город должен был платить подать римскому легату, находившемуся в Антиохии; в этот период он и получил свое римское название, ставшее более популярным, чем древнее — Пальмира, т.е. «город пальм».
В 129 г. римский император Адриан, известный заботами об укреплении границ империи, посетил Пальмиру, дал ей название “Адриана Пальмира" и права вольного города, хотя не заметно, чтобы пальмирцы очень гордились этим. Отделенная ото всех пустыней, Пальмира ощущала себя довольно независимой, хотя Рим и держал в ней своего прокуратора. Назначаемый сюда прокуратор принадлежал к высшему рангу и получал 200 тыс. сестерциев в год. Он же исполнял должность председателя священных трапез жрецов бога Зевса — Бела.
В римском войске того времени славились вольнонаемные пальмирские лучники. Исторические источники упоминают, что еще в осаде императором Титом Иерусалима в 70-м г. участвовали восемь тысяч лучников из Пальмиры. При Траяне (около 100 г.) были созданы и первые подразделения верблюжьей кавалерии.
Лишь при Септимии Севере в 211 г. город был окончательно включен в римские владения со статусом колонии. Римляне проложили хорошие дороги и упорядочили торговлю, что принесло Пальмире устойчивое процветание. Она становится одним из крупнейших городов Востока, где начинает складываться своеобразная культура, сочетавшая античные и восточные элементы. Наивысший же расцвет приходится на вторую половину III в. и связан с именами одной супружеской пары.
В 258 г. правителем города стал внук римского сенатора арабского происхождения, казненного за участие в бунте, консул Оденат, унаследовавший от своего отца Септимия Хайрана титул «князя Пальмирского» («раш Тадмор»).
4 года спустя он во главе римских и пальмирских войск одерживает ряд побед над персами и отбрасывает их за Евфрат. Это произошло вскоре после того, как римский император Валериан попал под Эдессой (нынешняя Урфа в юго-восточной Турции) в плен к персам и там умер. В юго-западном Иране на реке Карун до сих пор сохранились мост и плотина, которые строили римские пленные, среди которых был, по преданию, и сам Валериан.
Его сын, император Галлиен, благодарный за разгром врага и месть за отца, производит Одената в «дуксы» (фельдмаршалы), затем, поощряя его рвение, в «восстановители всего Востока» и, наконец, в местные «императоры». Военный талант Одената действительно был неординарным. Со своими солдатами он доходил до резиденции парфянских царей Ктесифона (35 км севернее Багдада) и оправдал титул императора, расширив свое влияние на весь римский Восток (в него входили земли между Египтом и Малой Азией).
Быстро растущая сила новоиспеченного императора не всем пришлась по сердцу, и в 267 г. он вместе со старшим сыном Иродианом был убит в Эмессе (Хомсе), по некоторым источникам — своим же племянником.
Вызывавшая зависть корона перешла к младшему сыну Вахбаллату, еще младенцу, но император Галлиен отказался передать тому титулы отца. Тогда супруга Одената — по-римски Зенобия Септимия, по — пальмирски Зубайдат Бат Заббаи — берет власть в свои руки и объявляет себя регентшей при сыне.
Образованная, волевая и крайне честолюбивая женщина становится властительницей тех земель, которыми когда-то управляла легендарная ассирийская царица Семирамида (Шаммурамат). История Востока к тому времени уже была богата примерами женщин-властительниц: Нефертити и ее дочь Анхесенпаамон, царица Савская, Клеопатра... Если верить «Истории императоров», написанной около 400 г., то Зенобия была подстрекательницей заговора против мужа, поскольку одновременно убирался главный соперник на пути Вахбаллата к трону — Иродиан, старший сын Одената от другой женщины.
Большую роль при ее дворе играл главный советник Дионисий Кассий Лонгин — человек мрачный и надменный, загадочная личность, глава одной из школ неоплатоников — философов-мистиков. Лонгину приписывают шедевр литературной критики «Трактат о возвышенном», с помощью которого Зенобия старалась привлечь на свою сторону сирийскую элиту. Единственный мужчина, к которому царица проявляла интерес, да и то, как утверждают, с примесью садистской жестокости, был этот философ — обломок умирающей Эллады.
В этот период Римская империя переживала тяжелый кризис, с трудом отражая набеги готтов. Зенобия решила, что момент удачен, и вторглась в Египет. Победив там римские войска, она получила богатую долину Нила с ее запасами хлеба, а затем, упоенная успехами, проникла в Малую Азию вплоть до Босфора. Авторы «Истории императоров» утверждают, что Зенобия была «необыкновенной красоты с матовой кожей, черными глазами и зубами белыми, как жемчуг». Она была прекрасной наездницей и могла без отдыха сделать дневной переход вместе с солдатами. Царица любила появляться в пурпурных одеждах и в шлеме, о форме которого Вы можете судить по изображению на банкноте в 100 сирийских лир.
Аврелиан, одержав победу под Антиохией, направился к Эмессе (Хомс).
Пытаясь поднять дух своих подданных, Зенобия и Вахбаллат присвоили себе титулы римских императоров «Август'' и »Августа«, т.е. »Священные" (по другим источникам, они сделали это еще раньше, чем и привели в бешенство Аврелиана). Но ничто не помогло, и в решающем сражении под Эмессой в 272 г. войска Зенобии были разбиты и бежали в Пальмиру. Город был осажден, а персидский царь, на которого все еще возлагала надежду Зенобия, делал вид, что не замечает событий у своих границ. Ночью царица бежала из города на верблюде, надеясь добиться помощи у персов, и добралась до Евфрата, но была схвачена. Вахбаллат сумел бежать в Армению. Пальмира сдалась, Кассий Лонгин и другие советники Зенобии увезены в Эмессу и там казнены. Сама она, закованная в золотые цепи, в осенний день 274 г. проследовала по улицам Рима в процессии триумфа за колесницей Аврелиана.
Бывшая императрица была пощажена и до конца своей жизни прожила на одной из вилл в Тиволи под Римом. Сенат иронизировал над тем, что Аврелиан победил женщину. «Если б вы знали, что это за женщина !» — отвечал на это император.
Едва римская армия вернулась в Европу, как Пальмира восстала, римский правитель и солдаты гарнизона были убиты. Аврелиан вынужден был вернуться, разграбил город и разрушил его стены. Часть добычи от разграбления Пальмиры пошла на храм Непобедимого Солнца, возведенный Аврелианом в Риме.
Тем не менее, империя не могла пренебрегать таким важным стратегическим пунктом, каким была Пальмира, и при Диоклетиане (284-305 гг.) стены были восстановлены, построены казармы, в которых разместился все тот же I Иллирийский легион. В IV в. упоминается епископ Пальмиры Маринус, а храмы переделываются в церкви. При Юстиниане (VI в.) даже появилось много новых сооружений, в том числе — новые стены и акведук. Однако, Юстиниановы стены окружали уже иную Пальмиру — захолустный пограничный византийский город.
Дальнейшая история Пальмиры неинтересна, хотя и драматична. Арабы заняли ее в 634 г. В конце VII в. район стал ареной жестоких раздоров между племенами бану Кельб и бану Кайс.
В 744 г. Тадмор, считавшийся владением кельбитов, восстал против последнего омейядского халифа Мсрвана II, начавшего благоволить больше кайситам. Халиф взял в 745 г. город, перебил немало жителей и велел разрушить стены, построенные Юстинианом. Бану Кайс постепенно вытеснили бану Кельб в Палестину.
В 750 г. последние отомстили омсйядским правителям тем, что перешли на сторону их врагов — Аббасидов. После того, как Аббасиды перенесли центр халифата из Дамаска в Багдад, значение Пальмиры упало. В довершение в начале X в. город разрушило сильное землетрясение.
Для европейцев Пальмиру лишь в 1678 г. вновь открыли два английских купца. Известие, что город не исчез окончательно, рисунки величественных руин, сделанные очевидцами, возродили интерес к Пальмире, и в течение последующих полутора столетий появляются драматические произведения, посвященные царице Зенобии.
В России придворные льстецы сравнивают с пальмирской царицей Екатерину Великую, а за Санкт-Петербургом закрепляется название «Северная Пальмира».
Систематические же раскопки начались с середины 20-х гг. нашего века и продолжаются до сих пор. Значительная часть города, как легко убедиться, еще скрыта под песком, но и то, что доступно взору, поражает воображение.
Могу добавить, что в пальмире использовался свой особый, очень оригинальный, почерк арамейского письма, который так и называется, пальмирское письмо. Считается, что именно от этого письма происходят письменности сирийского языка.
Кстати, «бегемот» (др. евр. behemoth) — это тоже множественное число, единственное число — «behema».