Города: Ватикан
Поскольку я планирую сделать серию о городах, то позволю себе (не)большое вступление. В моем восприятии у каждого города есть дух – это то, что было создано давно и сохранилось или ушло в легенды. И у каждого города есть характер, формирующийся под воздействием современности, позже этот период тоже станет частью истории и, возможно, характер города изменится. И чаще всего, когда я еду в тот или иной город, я много знаю о духе, но ничего о характере и исследовать интересно все вместе. Важно, чтоб характер города и мой совпали, иначе это будет дискомфорт и сплошное разочарование для нас обоих: в большей степени для меня и в ничтожно малой для города. В этой серии я хочу рассказать вам о своих субъективных впечатления о совершенно разных городах, без системы и правил, иногда с практическими советами, иногда с лирическими отступлениями, как получится. Это может быть серьезно, а может и совсем нет. Правило – должно быть интересно, остальное вторично. Чаще всего я буду использовать для иллюстраций свои фотографии, но если нет – буду об этом предупреждать.
А начну я с города-государства, легенд о котором не счесть, но дух которого остается неизменным. Погуляем по Ватикану?
- Маш, а Маш, а че у них письки такие маленькие?
- Ой, Ирка, я проверяла, у итальяшек с этим беда. Зато щеееедрые!
Начать стоит со двора Пинии. Двор Пинии переводится как двор большой шишки и она там стоит. Большая шишка. Из мрамора. Она часть гробницы какого-то римского сенатора и стоит там давно, но не шишка самое интересное в этом дворе.
Статуи стоят в нишах на грани света и тени и оттого создается впечатление, что фигура сейчас выдохнет и спустится вниз, поразмяться. Множество деталей, изумительный мрамор, правильная тишина и отсутствие людей, в первую очередь рвущихся к предложенным в карте музеев маршрутам, позволяет оценить мастерство античных скульпторов в полной мере. Оттуда не хочется уходить, но любопытство ведет дальше.
Второй, наиболее популярной версией (или заблуждением?) является то, что малыши это 16 притоков-детей Нила. Я склоняюсь к первой, потому что притоки это скорее то, что наполняет реку, так что вряд ли дети.
Скульптура найдена в 1513 году при раскопках храма Исиды в Риме.
Далее всего много, но внимание привлекает небольшой зал буквально набитый фигурами различных зверей. Белые, черные, желтоватые. Сидят, лежат, в состоянии алертности. Алебастр, белый мрамор, черный мрамор. Все что угодно. Много деталей. Маленький сонный мальчик, которого тянула за руку целеустремленная мама, вооруженная айфоном и путеводителем, проснулся, встретившись взглядом с черным мраморным львом, сразу проснулся и завопил:
- Мама, мама! Смотри, лев как у дедушки дома.
— У дедушки лев на заказ, а это – штамповка, видишь их там два одинаковых? – авторитетно пояснила мама.
Русскопонимающая общественность нервно выдохнула.
Фреска затягивает, там не так много деталей, но центральная идея вызвала целую бурю эмоций. Тут и вопросы о настоящем лице христианства и о том, насколько отцы церкви были готовы «прощать» своих врагов и многое другое. Для меня это сцена проигранной войны, очень земная несмотря на ее, казалось бы, высший смысл.
Сикстинская капелла в нашей компании после посещения Ватикана иначе, чем «Зал со змеями» не называется. Чтоб солнечный свет не вредил росписи помещение сильно затемнено, а статус шедевра и наследия человечества привлекает туда безумные орды. Чтоб орды не вредили фрескам еще и шумам, по всему периметру капеллы стоят служители и шипят на тех, кто пытается говорить. В итоге в зале стоит низкий гул, темно, душно и ощущение часа пик в метро не проходит совершенно. Виртуальная экскурсия гораздо более целесообразна, чем топать туда в реальности.
Из непроверенного.
Сады Ватикана — у нас уже не было времени, потому они остались за кадром, но и особого стремления не было. По отзывам — если не фанат ландшафтного дизайна, то будет не особенно интересно. Прогулка по садам Ватикана разрешена только с гидом и потому необходимо записываться заранее.
Попасть на территорию самого Ватикана тоже, но не на долго и недалеко. На территории Ватикана есть старое тевтонское кладбище , основанное еще Карлом Великим и истинный любитель истории может туда попасть, чтоб одним глазом посмотреть на внутренний Ватикан.
Еще, конечно, библиотека Ватикана. Но, как-то лень было начинать писать диссертацию только для того, чтоб туда попасть, а так-то не пустят, что жаль.
Про Ватикан интересно, но маловато будет.
Лично для меня очень эгоистичная оценка и объяснение на пальцах — то, что я ожидаю увидеть — это дух города, потому что мое виденье сформирование какими угодно источниками, которые берут за основу общие маркеры. То, что я вижу в итоге — это характер города. И очень редко дух и характер города совпадают, но бывает и такое. А иногда бывает, что сначала возненавидишь город за этот характер, а уезжаешь и уже влюблена.