Все мы здесь, по всей видимости, любим котеек. Да, они милые, пушистые, зачастую элементы мебели и декора. Но знаете ли вы, что многим из них можно было давать ордена за заслуги перед отечеством?
Блокада привела к гибели хвостатых любимцев жителей Питера, и в атаку пошли крысы, которые не только пожирали скудные продовольственные запасы, но и грозили возникновением среди ослабевших от голода блокадников страшных эпидемий болезней, вирусы которых переносят крысы. В частности, Питеру могла грозить чума. Возможно, вам приходилось читать о том, что в Средние века в Европе господствовали эпидемии чумы. Причиной распространения этой опасной болезни было в частности и то, что в порыве религиозного фанатизма, охватившего европейские страны, уничтожили много кошек, особенно черных, которых считали сообщниками ведьм.
В 1942–43 годах крысы заполонили голодающий город. Их пытались расстреливать, давить танками, но все было бесполезно. Полчища серых захватчиков росли и крепли. Умнейшие зверьки взбирались на танки, которые ехали их давить, и победоносно шествовали вперед на этих самых танках. Весной 1943 года, когда появилась связь осажденного города с «большой землей», председатель Ленсовета подписал постановление, в котором говорилось о необходимости «выписать из Ярославской области и привезти в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек». Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. И вот киски вступили в бой. Подвал за подвалом, чердак за чердаком, свалку за свалкой очищали они от крыс. Кошачье племя победило. В год прорыва блокады крысиная армия была разгромлена.
- За кошку отдавали самое дорогое, что у нас было, — хлеб. Я сама оставляла понемногу от своей пайки, чтобы потом отдать этот хлеб за котенка женщине, у которой окотилась кошка, — говорит Зоя Корнильева.
Ярославские кошки достаточно быстро сумели отогнать грызунов от продовольственных складов, однако полностью решить проблему не могли. Поэтому в самом конце войны была объявлена еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз котов набирали в Сибири. «Кошачий призыв» прошел успешно. В Тюмени, например, собрали 238 котов и кошек в возрасте от полугода до 5 лет. Многие сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Первым из добровольцев стал черно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов. Так что среди питерских мурок почти не осталось коренных, местных. Многие имеют ярославские или сибирские корни.
An-tosha › Вы удивили меня этим необычным сообщением. Совершенно незнакомый мне факт. Удивительно!
В своем дневнике блокадница Кира Логинова вспоминала: Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий... Все виды оружия, бомбежки и огонь пожаров оказались бессильными уничтожить «пятую колонну», объедавшую умиравших от голода блокадников.
Ярославцы не могли не выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами. Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то для получения кошки надо было отстоять очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило. Прибывшие в полуразрушенный город коты ценой больших потерь со своей стороны сумели отогнать крыс от продовольственных складов.
16-летняя Катя Волошина. Она даже посвятила блокадному коту стихи. Их оружие — ловкость и зубы. Но не досталось крысам зерно. Хлеб сохранен был людям!
Genosse › Я тоже был очень удивлен, когда вчера узнал о таком историческом факте, потому поспешил с вами поделиться. Отец — подполковник в отставке и любитель истории родного города — это благодатный источник подобной информации.
An-tosha › Ярославцам — виват!
An-tosha › Монетки лежат, видите? Люди бросают на исполнение желания. А здесь самая большая, наверное, подборка скульптур кошек со всего мира. Ваша тоже там.
Пост, обреченный на холото...
Elsh › Все! Сегожне ни моц денъ. Узожк в неасмлуженныц отжых...
И кошки в Питер понаехали? Не знал такого, очень интересно.
Kindzarp ›Мало того: Императрицей, которая завела в Зимнем дворце котов, была Елизавета Петровна. Точнее, завела она котов-крысоловов, когда еще жила неподалеку, в старом дворце на углу Невского и Большой Морской улицы. Веселая дочь Петра I жутко боялась мышей и крыс, а их развелось во дворце видимо-невидимо. Об этой беде узнал тогдашний наместник казанского ханства и предложил прислать «казанскую группировку» котов-крысоловов. В архивах Эрмитажа до сих пор хранится документ — «Указ о высылке ко двору котов». Елизавета приказывает «сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей... И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию».
В своем дневнике блокадница Кира Логинова вспоминала: Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий... Все виды оружия, бомбежки и огонь пожаров оказались бессильными уничтожить «пятую колонну», объедавшую умиравших от голода блокадников.
Ярославцы не могли не выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами. Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то для получения кошки надо было отстоять очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило.
Прибывшие в полуразрушенный город коты ценой больших потерь со своей стороны сумели отогнать крыс от продовольственных складов.
16-летняя Катя Волошина. Она даже посвятила блокадному коту стихи.
Их оружие — ловкость и зубы.
Но не досталось крысам зерно.
Хлеб сохранен был людям!
Отец — подполковник в отставке и любитель истории родного города — это благодатный источник подобной информации.