Современная женщина не боится мышей, крыс и ест тараканов на обед, особенно находясь в Бангкоке. Это вам всякий скажет. Но реальность такова, что когда некоторые современные женщины неожиданно встречают мышь в туалете кафе в центре города, то они не сразу вспоминают об озвученной выше аксиоме. Потом, конечно, вспоминают и принимают целый ряд вполне современных решений: написать об этом в ФБ и срочно показать мышь по скайпу мужу. Но сначала, все же, возникает мысль о поорать и крысолове.
Крысолов — давняя, но не особо популярная профессия. Все мы помним
историю о крысолове из Гамельна, ну или читали о
Нильсе, в котором автор использует первую часть истории Гамельна. В средневековой Европе была даже должность
придворный крысолов, люди по-победнее обходились
бродячими. Нарядный шест с привязными к нему тушками грызунов, бегущий рядом терьер и лоток с ядами — вот основные атрибуты крысолова. Нарядно.
В Лондоне, где крыс было великое множество, популярным считалось не просто избавляться от крыс, но и устраивать из этого отдельное
развлечение. Суть состояла в том, что крысолов отлавливал живые экземпляры и приносил в клетке в таверну. В специально оборудованный загон выкидывали крыс и за ними запускали терьера-охотника. Принимались ставки. Шоу начиналось. Вот такая средневековая гладиаторская арена.
Кто-то может спросить почему в этой истории нет кошек. Ну, положим, в Великобритании кошки были и есть до сих пор, просто
не всегда оправдывают ожидания. А вот на просторах средневековой континентальной Европы кошка была
врагом христианина, от чего кошки умирали. Потом, разумеется, плодились крысы, и умирать начинали сами христиане, от голода там или от чумы, но это уже другая история.
первый комент, таки волнуюсь умом мозгов...
Кхмм...
На КДПВ неизвестная работа Рембрандта про жизнь и судьбу отважных голландских крысоловов, по-видимому.
Старинная, до-военная ещё. Полотно такое в патине и паутине. В Китае ещё те умельцы!
раз,раз,...приём....
"… Мы – Ториа. Звучит наша фамилия как колхская. А между тем никто в нашей семье не знал, откуда мы родом. Возможно, мои предки еще в давние времена ушли из Колхиды. Наши однофамильцы и дальние родственники и по сей день живут в приморских городах. Там и осели. Отец мой, поселившись в Самсуне, взял жену из лазской семьи. А то, что все Ториа живут в приморских городах, это идет от нашего фамильного ремесла. Есть семьи, которые из поколения в поколение делают лекарства, мази и всякое зелье. Так и мы. Только мы не лекарства делаем – мы крыс выводим, крысоедов. Еще их «людоедами» называют. Знаете, какое это дело?.. В старые времена корабли сплошь были из дерева. Поэтому грызуны приносили страшный вред и товарам, и кораблям. А если на корабль пустить людоеда, он местных корабельных грызунов, будь их там тысячи, начинает пожирать, а каких ноги от него унесут, те сами с борта попрыгают в воду. Такая крыса была в большой цене, за каждого крысоеда платили по пятьдесят – шестьдесят червонцев золотом. Наш род один владел этим секретом, других – не было! Может быть, этой родовой профессии я обязан тем, что, когда пошел в медицину, избрал своей специальностью санитарию и гигиену…
… Выводить крысоедов можно двумя способами – голодом и обжорством. И так, и так – все равно получится людоед, но я предпочитал голод – меньше времени потратишь. Крыс надо брать непременно семь или девять штук. Отловленных животных сажают в пустую бочку. Если выводить крысоеда голодом, бочку надо брать железную. Иначе, оголодав, крысы прогрызут дерево и удерут. Если предпочитаете обжорство, хороша и обычная бочка – сытые животные сидят смирно, стен и дна не трогают. Что еще необходимо – так темнота. Без темноты людоеда не получишь. В бочке на самом дне темень полная. Если, конечно, самому с фитилем не лезть. Будете выводить голодом – держите их на одной воде. Если обжорством – корма давай сколько влезет, только что-нибудь одно: кукурузу или пшеницу – это уж как придется. Я вам коротко рассказываю, а так это целая педагогическая система…
....– Что-то происходит в бочке.
– Что? – спросил я спокойно.
– Одна крыса сидит посередине и, кажется, подыхает. Остальные – вокруг нее, сидят и смотрят… ждут, когда сдохнет.
Неожиданности для меня в этом не было. Когда самая голодная крыса начинает издыхать, другие бросаются на нее и сжирают. Тут-то и надо запомнить, какая рванется первой. Ее надо будет беречь, холить, защищать. Когда все крысы бросаются на одну, между ними начинается драка, и в драке больше всего могут искусать ту, которая рванулась первой. От укусов она может ослабнуть, и ее съедят. Бывает, когда выводишь людоеда, гибнет даже последнее животное – укус не заживет, рана загноится, крыса и подохнет. Тогда, считай, весь труд пропал даром…
...– Куджи-батоно, они оголодали и пожирают друг друга – это все понятно. Но вы говорили, что людоеда можно вывести и обжорством. Будь они сыты, как же тогда?.. Вот чего я никак ке пойму.
– Сытыми-то они будут, но эта сытость – от одной пищи: от кукурузы, к примеру, или от пшеницы, все равно. Когда они наедятся до отвала и раздобреют – надо бросить им кусочек прокопченной свиной кожи. Кто посильнее, тот и захватит этот кусочек, но съесть не сможет – кожа жестка как камень, и выпустить ее тоже не выпустит – уж очень заманчиво пахнет. Этот запах и притягивает всех. Хозяин этого ошметка, хоть убей, другой крысе его не уступит. В конце концов крысы сообща нападают на того, кто захватил копченость. Начинается драка, и в драке хоть одну крысу да съедят, а кожица опять кому-то одному достанется. Придет потом и его черед – и так одна крыса за другой..."
— Чабуа Амираджиби: Дата Туташхиа. Книга 1
горели свечкою в берлоге
они открылись и сказали
«на гуслях смерть играет в рясе
она пропахшему подружка»
чу сухорукие костры
(свиная тихая Колхида)
горели мясом
Рысь женилась
Да, это Виссчер наш Николаюс дорогой.
Но дело в том, что в то время архаично-довоенное, папа Рембрандт был в силе, власти и влиянии, и потому местная шпана энгрэйверов и чертёжников под ним ходила
От-того была вынуждена быть похожей и каноны навязанные блюсти.
Древнехристианский номоканон гласит: «При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или быка, или козла» [Sartori 1898, S. 8]
остаться скрытым. Здесь возникает вопрос: явились ли рабочему демоны в
принятых на себя обликах кошек без участия ведьм? Или, может быть, эти
последние явились ему телесно, но представлялись ему кошками вследствие
обмана чувств? Ответ: надо признать, что и то и другое возможно произвести
дьяволу. Но вероятнее всего, имело место второе: ведь с помощью перемещения
материи в пространстве демоны могли бы, представившись рабочему в виде
кошек, перенести внезапно по воздуху на пребывающих дома женщин те удары,
которыми осыпал рабочий нападавших на него демонов в виде кошек. Это могло
бы произойти в силу двухстороннего договора, заключенного между ведьмами и
дьяволом..
И вот здесь можно было бы подискутировать о причинах появления этого пассажа в популярном мануале средневековья. И о том, что доблестные ревностные, услышав краем уха от знакомого знакомого знакомого подручного инквизитора, вполне могли увериться в кошачьей угрозе. Кроме всего, в голодные времена из угрозы можно было сделать суп, почему нет? Но это все неизбежно должно привести к сокращению поголовья кошек и, как следствие, один из факторов увеличения численности крыс.
А за приведенные источники спасибо, антропология мне всегда была интересна.
И днем, и ночью кот крещёный
Всё ходит по двору кругом...
...
— Батюшка, а в том костёле трёх тысяч долларов хватит, чтобы кота моего отпели?
— Кхм... Что же ты сразу не сказал, что кот у тебя крещёный!