The Anabasis of Alexander
Ἀλεξάνδρου Ἀνάβασις
Anabasis Alexandri Арриан — Александров АнабасисВторой век нашей эры, скорее всего написано в правление Адриана (117–138).
Греческим историком на римской службе, военачальником, политиком и философом. А, ну да, и неплохим писателем к тому же.
Александр, будучи столь же разносторонним, заслуживал среди своих биографов подобного себе, понимающего его во всей его глубине, после Птолемея, понятно, и прочих своих гетайров и после диадохов, сподвижников, дружины (как говорили у нас тогда на Руси Древней) — пусть и позднего, и обрёл его через столетия, это был Арриан.
Немного дико, что такие книги нам отчего-то не преподавали сразу в школе. Когда это — основа нашей современной мировой цивилизации и культуры. Не было б греков и македонян тех — всё б повернулось иначе, говорили б, возможно, на фарси, или китайском каком. Не было б Рима последующего, Средиземноморье захватил бы Египет и прочая Африка: финикийцы, карфагеняне,
всё как мы любим™... культ Баала например.
Тж. см.
Ксенофонт — АнабасисКсенофонт — историк, писатель, воинДревняя Греция. Спортсмены-аристократыИ Александр, и Арриан — были учениками, продолжателями Ксенофонта.
Арриан Квинт Эппий Флавий — Поход Александра
Издание:
Иллюстрированное предисловие к этому изданию:
О. О. Крюгер — Арриан и его труд «Поход Александра»
Отто Оскарович Крюгер (1893–1967), советский историк, филолог, папиролог, эпиграфист, египтолог, эллинист. Доктор исторических наук (1938, без защиты диссертации), профессор.
чисто географические проблемы его не интересовали [×]
Мне так странно стало тогда, когда мне уж было за тридцать, и наша учитель латыни мне такая: «О, а вы читали Плутарха?!» Да едрёна макаронина, да как же вообще можно жить и считать себя человеком, если хотя бы к старости однажды не найти самостоятельно, без поводырей лишних, и не прочитать Плутарха. Вон тот же Вильям наш Шекспир не даст соврать. Но нет, мир полон людей, что и Шекспира не читали (не ходили на его спектакли в Глобусе, и лично не видели, он вообще был скрытный такой парнишка, уж в XIX веке все сошлись, что их был взвод примерно, что работал сообща, кооперативом, на бригадном подряде™, переписывая наново, перелицовывая, как теперь снова модно стало у их чатботов и прочего псевдо-AI, книги из библиотек, куда плебс не допущен, а стало быть воспримет как нечто новое чудесное свежее), и тем более с его источниками не знакомы. Это как... например... знать про басни дедушки Крылова, но не знать (да чёрт с ними, с Лафонтеном, Федром и Бабрием) старика Эзопа, уродливого раба. Чья душа была свободней и благородней прочих.
P. S. Вспомнил вдруг, мне ж это тогда первым братский чехословацкий сатирик Ярослав Гашек рассказал, как мог, в своём magnum opus, про «Будейовицкий анабасис Швейка». Я сразу заинтересовался тогда, что за слово? впервые его встречаю. Отчего все вроде как умные взрослые и только ухмыляются? Мне всего 10 лет, я могу ж не знать ваших умных слов?
Так астро-венгерские шакалы империализма сближают нас, подчас, иногда, если особо повезёт, с нашим чем-то родным, с нашей единой древней родиной. Полной смыслов. И отгадок, кто мы есть. Кем мы были всегда. С тех пещерных времён.
Говорил полгода назад с сербом, так был удивлён: оказывается они все тоже в курсе что мы все примерно оттуда, с юга России, во времена тех древних культур (культура шнуровой керамики, и то что они там у себя в Югославии откопали, давно забыл уж за ненадобностью), и перекочевали в прочую их Европу. Я ещё тогда в детстве удивлялся, отчего в советских фильмах про Штирлица, майора Вихря и том, с Любшиным, но не «Кин-Дза-Дза», а где наше: «Отойдите подальше от решётки, мы будем её взрывать!», забыл название — так много фашистских офицеров с нашими русскими фамилиями, к тому же это там потомственные дворяне, нобилитет, рыцари-псы... постойте, так они ж нацисты и расисты... только потом понял: у них вся Пруссия — это наши славянские русские земли. Гитлер конечно бесился, но не мог ничего поделать, у него тупо не было на замену таких же ловких офицеров Вермахта с более арийскими (привет братскому Ирану) фамилиями.
Тоже как-то спросил одного перса: «Вы же, исторически, персы ведь...» — «Какие, к Заратустре, персы?! Мы всегда были иранцы! (читай: истинные арийцы)».
Ну и, главное, не все советские учёные тогда вымерли и были разогнаны. С. Ю. Трохачев, как вижу, примерно в то время был канд. филол. наук, проректором РХГИ (С-Пб.), другой информации о нём сейчас, через 30 лет, не нашёл.
Трохачев С. Ю. — Арриан и его герой // Арриан. Поход Александра. СПБ., 1993. [PDF]
Распознанного текста в интернете нет, но пока висит PDF — можете почитать.
P. S. А, нет, с компа теперь вижу, чего не было в телефоне, что OCR в PDF зашит, разве что осталось нормально отформатировать переносы строк и абзацы. Выложу у нас.
Это предисловие уж тем лучше, что в нём сразу подробно отвечается на мой главный вопрос, сразу возникший, когда начал тогда осенью читать то, пространное предисловие: «Отчего бы вам сразу, чёрт вас возьми, не перечислить главное: список источников Арриана». И какие из них уцелели, а какие нет, и только вот Арриан сохранил до нас сведения из них. Вот, тут это сделано куда более чётко, не размыто по всему тексту.
P. P. S. Выложил. С. Ю. Трохачев — Арриан и его герой Всё сплошь не вычитывал, исправил только те опечатки, которые попали в поле зрения в процессе исправления книжного биения на строки. Если что найдёте — скажите, исправлю.