Нестор Маничкин. "Киргизский шаманизм и феномен одержимости"
Ох, что-то сегодня день урожайный на всякое вкусное.
Текст приводится по изданию: Маничкин Н.А. Шаманизм и духовно-магические практики киргизов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М., 2019.
Информант Д. Давлеталиева рассказывает, что просила разных духов помогать ей, в том числе и в быту, осуществляя манипуляции, которые также можно понимать в качестве инкорпорации духа. Так, для того, чтобы починить сломавшийся утюг, она зовет “дух слесаря” (“слесарь-ата”), а, чтобы выпечь вкусные блины – “дух русской бабушки” (“орус апа арбагы”). Эти духи якобы действуют изнутри информанта, вдохновляя ее на правильные действия, руководя ее руками и помыслами. Подобная практика под наванием авишкара бытует в Индии. Практикующие авишкара верят во вселение духа-помощника, например, духа умершего талантливого врача в обычного хирурга перед сложной операцией. Такой врач не находится в ИСС, а действует, как и обычно, но при этом ему удается сделать свое дело гораздо лучше