
На КДПВ, %рысь%, конечно же не дыба, не средство выколачивания денег из несговорчивого коммерсанта лихих 1690-х, и даже не прототип переноски для кота.
Это микроскоп — ещё не ламповый, но уже тёплый — изобретение сына
поварихи и лекальщика корзинщика вышеуказанного века,
Антони ван Левенгука — будущего галантерейщика с хотя и начальными знаниями физмата (спасибо дяде и ремню) — учиться Антоха как-то невзлюбил, и так и
ниасилил необходимой учёному латыни, но тем не менее, простолюдно изъясняясь по-голландску, благодаря своей любознательности, невероятному терпению и трудолюбию, за 20 лет самостоятельных исследований всякого-всего, добился признания Лондонского Королевского Общества. Которое (конечно-же) на всех не британцев смотрело свысока.
Тот самый прибор, благодаря которому мы имеем возможность сегодня лечиться, развлекаться, да или же дурачить голову приглашённым на чашку чая вечор девам.
Парень был до того самостоятельный, что даже фамилию выбрал себе сам — «Уголок Льва», по имени львиных ворот (Leeuwenpoort), что стояли подле дома.
Любил крепко выпить. По утру, страдая, употреблял кофе. Ни одного самопального микроскопа (около 100 шт.) не продал даже нуждаясь в средствах, ибо посетителями домашней лаборатории были и Королева Британии, и русский царь Пётр. Такой человек.
К чему пишу про то, что и без меня хорошо известно? От того, что нашёлся на рутрекере снятый в СССР
научно-популярный (!) фильм на 28 минут, который добрый человек рипнул с VHS-ки, да выложил. В главной роли
А. Калягин.
А началось всё банально — полез нынче на Вики посмотреть откуда вирус на земле есть пошёл — заинтересовал термин
мимивирус
А со стёклами, да, затык — после смерти изобретателя никто так и не смог вручную отшлифовать малюсенькую линзочку, чтобы та давала х300 крат. Самая мощная по тем временам была всего 7-кратная. Только в 1970-м, в Новосибирске смогли изготовить те самые линзы, но уже не шлифовкой, а плавкой стекла.
Метод изготовления предельно прост:
на стеклянную полоску накладывалась аналогичная из консервной банки на велорезиночке. В железной полоске делались два отверстия шилом: малюсенькое — для линзы и побольше (чуть толще спички), куда насильно вворачивался винтик М3-4-5 (саморезов тогда ещё не было) для регулировки зазора прилегания стекла и железки. Линза делалась из медицинской полочки (2 коп. за штуку) методом нагревания на газовой плите докрасна и растягиванием плоскогубцами. Тонкая волосинка из стекла обламывалась и оплавлялась, после чего лейкопластырем (скотча тогда ещё не было) прикладывалась головкой в малюсенькое отверстие.
Предметы ложились на стекло, резкость наводилась винтиком, смотрели на лампочку или на окно. Увеличение было 100-200 крат.
А я смотрю вот на эту загогулину и думаю: «Надо же, какой сложный шпингалет».
А вот эта, значит, хрень вверху оттягивается, утапливается в гнездо и прижимается потом винтом, чтобы, значит, уж гарантированно не выскользнуло.