Навеяно очередной нашей дискуссией
здесь. А давайте снизим градус серьезности, порой доходящей до какого-то трагизма, а?
Когда я стала готовить этот пост и пытаться выбрать цитаты, сначала появилось желание просто скопипипастить
текст целиком, потом не цитировать вовсе, потом опять захотелось целиком... В конце концов я решила дать выдержки из первой главы и предложить общественности цитировать остальные главы.
Я уверена чуть менее чем полностью, что все уже это не только читали, но и успели забыть.
Что говорят о Роберте Антоне Уилсоне критики?
Супергений. Он написал все то, что я побоялся написать.
Д-р Джон Лилли Очень забавный человек... читателям с открытыми умами его книги понравятся.
Робин Робертсон, «Psychological Perspectives»ИДИОТ!Андреа АнтоноффЭтот человек — либо гений, либо Иисус.
«Sounds» (Лондон)Человек Ренессанса и в то же время — человек XXI века... смешной, мудрый и оптимистичный.
«Denver Post»Величайший писатель-философ мира.
«Irish Times»Весельчак... многомерный... что ни абзац, заставляет смеяться.
«Los Angeles Times»Напыщенный и восторженный негативизм.
Нил УилгусОдин из самых значительных современных англоязычных писателей...
смелый, сострадательный, оптимистичный и оригинальный.
Элвин Чеймберлинг Достоин Нобелевской премии за РАЗУМНОСТЬ.
«Quicksilver Messenger» (Брайтон, Англия) Уилсон ухитрился поменять у меня все ментальные полюса — меня словно протащили сквозь бесконечность. Что меня изумило и обрадовало.
Филип К. Дик Один из ведущих мыслителей современной эпохи.
Барбара Маркс Хаббард Мужчина-феминист.
Лу РоллинзСексист
Арлин Мейерз Важнейший философ этого столетия... ученый, остроумный, хипповый и обнадеживающий.
Тимоти Лири Он делает для квантовой механики то же, что «Александрийский квартет» Даррелла сделал для теории относительности, но Уилсон интереснее.
Джон Гриббин Непристойный, богохульный, разрушительный и очень, очень интересный.
Алан Уотс Эрудированный, остроумный и по-настоящему пугающий.
«Publisher's Weekly»Нарочито раздражающий.
Джей Кинни Заблуждающийся злобный фанатик.
Роберт Шифер (Комитет по научному расследованию сообщений о
паранормальных явлениях) Блестящий интеллект этого человека не оставит вас в покое. Я жду каждой
его новой книги, жду его мудрости, украшенной его фирменным безумным юмором.
Алан Харрингтон
Все, чем мы являемся, есть результат наших мыслей. Оно построено на мысли. Оно основывается на мысли.
— Будда («Дхаммапада»)
По замечанию д-ра Леонарда Орра, человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего.
Думающий может думать практически обо всем. Как показала история, он может думать, что Земля покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве. В это верят миллионы людей (включая автора этой книги). Сравнительная религия и философия показывают, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живет в христианском, марксистском, научно-релятивистском или нацистском мире — и это еще далеко не все варианты.
Как часто наблюдалось психиатрами и психологами (к вящей досаде их медицинских коллег), Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление.
Доказывающий — это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.
А так да, общепринятая научная доктрина — не более чем миф об истине. Точнее, общественное соглашение, простоты ради.
Что до приведённых вами гипотез — ну на то они и гипотезы, а не доктрина ещё. Аппарат доказывания, научной апробации, занимает десятилетия. Такой своего рода гигантский тугодум: любое, что ему пришло в голову в этом году, он сможет по хорошему утвердить или опровергнуть лишь лет через 10, или даже 100. Чтобы потом появилась новая парадигма, Лобачевский с
Майкельсоном-ШварцемЭйнштейном.Но изо всех мифов человечества, наука — миф наиболее правдивый.
Впрочем, мы, наверное зря это, потому что когда я ответил, то следом прочитал продолжение и понял, что моя реплика по сути излишня — автор и сам эту мысль точно так же развивает.
В дальней перспективе мы, как хочется надеяться, приближаемся все ближе и ближе к «объективной истине» век за веком.
В близкой перспективе всегда действует закон Орра: Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет.
У мира вообще нет относительно нас намерений.
Только одно, разве — научить нас чему-то, прежде чем окончательно уничтожить. Да и то — это вовсе не его намерение, а наше собственное, на всякий случай.
Ну какое вселенной дело до того, как именно ты проживаешь свою жизнь?
И если бы не он, то учитывая:
Ну какое вселенной дело до того, как именно ты проживаешь свою жизнь?
— как живут самые низкие люди — жили бы все. И тогда на планете воцарился бы уже окончательный безнадёжный ад.
Это потому зло для себя, что в мире, где нет никакого особо, сколько-нибудь долговременного, отдельного от мира себя, всё зло — оно общее.
Иногда очень важно уметь победить диктат этой встроенной во всех нас, зверушек, базовой функции рассматривать себя, как главное событие мира, как самое ценное в нём, как то, с гибелью чего мир закончится. Это утилитарно верно. Но это мешает увидеть некоторые важнейшие вещи. Увидевший их, уже не будет желать и делать зла ни для кого. Вот такой я лично вкладываю смысл в эту максиму: делая зло другому ты делаешь зло себе, потому что вы — одно и тоже, части общего сознания мира, переживания им самого себя.
Читатель никогда не поймет эту книгу, если не будет выполнять упражнения, приводимые в конце каждой главы.
Для исследования Думающего и Доказывающего предлагаются следующие упражнения:
1. Отчетливо представьте себе монетку в двадцать пять центов и так же отчетливо вообразите, что найдете ее на улице. Затем ищите монетку каждый раз, когда будете идти по улице, продолжая ее визуализировать. Выясните, сколько вам потребуется времени, чтобы ее найти.
2. Объясните описанный выше эксперимент при помощи гипотезы «избирательного внимания» — то есть поверьте, что кругом валяется множество потерянных монеток и, если постоянно искать, одну из них обязательно обнаружишь. Теперь постарайтесь найти вторую монетку.
3. Обгоните этот эксперимент при помощи альтернативной «мистической» гипотезы: «сознание управляет всем». Поверьте, что это вы заставили монетку проявиться в этом мире. Постарайтесь найти еще одну монетку.
4. Сравните время, затраченное на поиски монетки с использованием первой гипотезы («внимание»), с временем, затраченным на ее поиски с использованием второй гипотезы («сознание-над-материей»).
5. Приложив собственную изобретательность, разработайте другие подобные эксперименты, каждый раз сопоставляя две теории — «избирательного внимания» (совпадения) и «сознания, управляющего всем» (психокинеза).
6. Избегайте поспешных выводов. По прошествии месяца вновь прочитайте эту главу, обдумайте ее и все же отложите принятие любого догматического суждения. Поверьте в то, что вы, возможно, еще не все знаете и можете узнать что-то новое.
7. Убедите себя (если вы еще в этом не убеждены), что вы некрасивы, непривлекательны и скучны. Отправьтесь на какую-нибудь вечеринку с этой уверенностью. Понаблюдайте, как к вам относятся люди.
8. Убедите себя (если вы еще в этом не убеждены), что вы красивы, неотразимы и остроумны. Отправьтесь на какую-нибудь вечеринку с этой уверенностью. Понаблюдайте, как к вам относятся люди.
9. Это упражнение является самым сложным и состоит из двух частей. Во-первых, внимательно и беспристрастно понаблюдайте за двумя самыми близкими вашими друзьями и двумя относительно незнакомыми людьми. Попытайтесь представить себе, о чем думаю их Думающие и как их Доказывающие методически выстраивают свои доказательства. Во-вторых, проделайте то же упражнение с собой.
Если вам покажется, что вы усвоили уроки этих упражнений менее чем через шесть месяцев, значит, вы не работали над ними по-настоящему. При серьезном подходе через шесть месяцев вы только начнете понимать, как мало вы знаете обо всем.
10. Поверьте, что вы можете оторваться от земли и полететь, просто пожелав этого. Посмотрите, что произойдет.
Если это упражнение доставит вам такое же разочарование, как и мне, попробуйте выполнить упражнение 11, которое никогда не разочаровывает.
11. Поверьте, что вы можете превзойти все ваши предыдущие устремления и ожидания во всех сферах вашей жизни.
Экспериментальная модель Ж 1: Воспринимаемый нами мир представляет собой смесь «реального мира» и усилий нашего «Думающего», доказывающих его любимые убеждения.
При первой же возможности вступите в философский спор с образованным марксистом, интеллигентным мусульманином и японским бизнесменом.