«Если смотреть сверху, мир кажется маленьким. Он чудесно смотрится в прибылях транснациональных корпораций, в близоруком взгляде дикого капитализма, вырядившегося в неолиберальные шмотки. Если смотреть сверху, мир кажется очень маленьким, потому что человека не видно.
Но если смотреть снизу, мир простирается так далеко, что одним взглядом его не охватишь, нужно много разных взглядов, чтобы сложилась полная картина. Если смотреть снизу, мир состоит из множества других миров, и почти все они окрашены в цвета потерь, бедности, отчаяния, смерти. Мир многоцветен, в нем столько же красок, сколько людей и историй».
—
Субкоманданте Маркос и его
жучок Дурито
Обжуются там у себя в Мексике своих кактусов и давай выстраивать отвлечённые спекуляции на тему арабо-израильского конфликта.
Маркос или намеренно дурака валяет, или одно из двух...
То есть, тот вот самый глобализм, против которого капитан бухтит — Мировой Вавилон™, если использовать более научные термины — он не прямо борется с народом, а науськивает два народа друг на друга. В результате, с одной стороны, вот изящные, яко серны и всё такое из Песни Песней еврейские девушки должны таскать везде с собою на дискотеки автоматы. С другой вот палестинская молодёжь, науськиваемая всякими негодяями вроде него, взрывает себя, обвязавшись всем таким, прямо как он вот ей предписывает. Так на чьей стороне профессор? Нет, я верю в его порыв и желание быть как Че и Манучава. Только по делам его выходит, что трикстер он.
Я вот как раз книгу научно-историчную читаю про финикийцев, которых евреи с компанией совместными усилиями оттуда, с пляжа, некогда выпилили. Ну и вот город-герой Масада и прочее — из той же серии. Верните территорию финикийцам!
И вот ещё как раз на нашем благословенном Дёрти кого-то опять заминусовали за хороший исторический обзор:
Nina Paley — This land is mine
Всё примерно так и было. За исключением, разве, что Клёпа была не египтянка, а диадох.
Это я к чему всё? Приведённая субкоманданте параллель не работет. У нас индейцев, всё в разы честнее — мы там в Мексике были первыми. Ну, я имею в виду, из людей.
Суть в том, что богатый богатеет горем бедных. И ладно бы, хрен с ним. Но если ввести в эту формулу количественное наполнение — сразу может поплохеть от масштабов: миллиарды людей в мире страдают и гибнут ради капризов и никчёмной прихоти единиц.
Вот в этом и есть смысл антиглобализма Маркоса. Во всяком случае, должен быть, после процитированного вами отрывка в самом Маркосе я не уверен.
В принципе, если бы Америки заселяли бы мирно, то смогли бы. Места и правда было много.
Места всегда и везде полно для всех. Земля может прокормить не одно человечество, не два и не восемь. Ещё советские учёные высчитывали. Просто испокон веков люди живут не тем, что создают, а тем, что отнимают созданное и убивают создателей.
Вот те же финикийцы покойные — там в основном в книге идёт такой вялый экономико-политический бубнёж, но меня, между строк, поразило: все сколько-нибудь успешные города-государства финикийцев были оборудованы стеной высотой с панельную пятиэтажку. Понимаете?
Потому как мы заняты ежедневными заботами, а они без устали, из поколения в поколение, работают над тем, чтобы нас дурить и заставлять воевать за их интересы!
А что если насильная и грабительская власть — не социально-политической, а психологической природы? Убеждаюсь в этом все больше и больше. Есть род людей, считающих борьбу за власть, положение и деньги достойным наполнением жизни, причем «чистота» методов для них не играет решающей роли.
И это свойство больше определенного психологического типа, нежели социального класса. Вспомним семинаристов, непризнанных художников и слесарей, ставших в прошлом веке брутальными диктаторами крупнейших империй (а в историческом Китае были случаи основателей династий из крестьянского сословия). Да и в маленьком масштабе, есть такие диктаторы в рабочих коллективах, в семьях итд, независимо от высоты их статуса.
Несмотря на симпатии к антиавторным мыслителям и движениям, скептицизм меня одолевает. Кажется, что подобно тому, как природа не допускает пустоты, так она не потерпит и вакуума власти.
Альтернативный ответ возможно заключается в выделенной цитате — многовековое воспитание может привести к такой ментальности народа, при которой власть и стяжание не считаются большинством стоящими ценностями.
Вот у нас уже два года крутится приветствие на эту тему: Секрет успеха в жизни связан с честностью и порядочностью. Тем, у кого нет этих качеств — успех гарантирован.
Именно поэтому так редки достойные правители. Несмотря на то, что хороших людей больше, чем плохих — просто они не так заметны. Потому что во власть лезут во все века самые твари. И состязаться с ними в их игрищах никто уважающий себя, прошедший хоть сколько-нибудь ощутимое формирование личности, не станет.
Так что нет, интеллект — это не чтобы не работать, всё только портить и уметь ловко угнетать других. Это как раз то, что не позволяет этого делать. Да и, собственно, интеллект формируется работой. Обращённостью на ежедневное самосовершенствование. А не поисками, где бы урвать.
Потому что во власть лезут во все века самые твари.
С этим трудно спорить, но в истории есть разные примеры.
Так что нет, интеллект — это не чтобы не работать, всё только портить и уметь ловко угнетать других. Это как раз то, что не позволяет этого делать.
Почему? Только мораль и нравственность могут сдерживать интеллект, других стопоров нет. Разум в чистом виде, без морали — это и есть то самое «ничего личного, только бизнес»... Рациональное мышление всегда асоциально, т.е. максимально эгоистично. Мораль — это и есть сдерживающий фактор. А иначе — велком ту джангл!
Разные — это когда всех поровну, нормальный статистический разброс.
Но вот возьмём, к примеру, Рим — кто у них был, при всём величии нации? Марк Аврелий разве что, император-философ, да Цезарь с племянничком. Да и при тех, говорят, народ мёр как мухи.
Потому что если взять не Рим, а другую крупную империю, чуть более северную — тут вообще сплошная скорбь и уныние. Лишь три великих государственника было, да и те как на подбор — кровавые тираны.
Американцы, правда, молодцы, и прочие западные демократии... Вот и ответ: государство должно быть устроено так, чтобы власть в нём была не привилегией, а обязанностью, тяжёлой и неблагодарной работой. Это средство от тварей.
Разум в чистом виде, без морали
Мораль — продукт разума, его непременное следствие. На определённом этапе его развития она — бац, и возникает. И всё уже, навсегда теперь. Если не возникла, значит развития особого и не было ещё: существо примитивно и весьма ущербно.
Смотрите, вот наши немецкие товарищи из советской Восточной Германии меня тоже, оказывается, в этом вопросе поддерживают. Надо же.
Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.