Я даже станцевал перед своими котами. Как тот толстый американский актёр перед своей Умой Турман. Всячески размахивая руками в такт мелодии, следуя её построениям. Настолько цыганский дух и воля, и весёлость — живы в нас вдруг.
А начинал слушать — и вдруг вспомнил, что да их мамочка, наша Рыська же цыганочка. Её тогда спас котёнкой, принёс цыган. Как я в неё влюблён, как она любит меня. Какое счастье, что он оказался там, спас её, принёс на руках и отдал. Чтоб она была счастлива вовек.
Я всё иногда задумываюсь: ведь явно подобрал он её в лесу (его уж не спросить). Где жила себе вполне дикая лесная кошка (а она и дикая, и лесная, и окрас и все повадки вовсе не домашней кошки). И вдруг зайдёт ко мне кто из друзей, кто заодно окажется и зоологом-фелинологом, да и спросит: «А вам, батенька, кто подкинул под видом домашней кошки эту дикую лесную, а? признайтесь». Да я уж сразу знаю, что она дикая, аборигенная, микрорысь. Это праматерь их всех, Felis silvestris lybica. Поймали в лесу да и принесли, не пропадать же такой красоте.
В общем, за рысей! За цыган! И за нашу братскую Югославию!
[...] Это предисловие уж тем лучше, что в нём сразу подробно отвечается на мой главный вопрос, сразу возникший, когда начал тогда осенью читать то, пространное предисловие: «Отчего бы вам сразу, чёрт вас возьми, не перечислить главное: список источников Арриана ». И какие из них уцелели, а какие нет, и только вот Арриан сохранил до нас сведения из них. Вот, тут это сделано куда более чётко, не размыто по всему тексту.
P. P. S. Выложил. Всё сплошь не вычитывал, исправил только те опечатки, которые попали в поле зрения в процессе исправления книжного биения на строки. Если что найдёте — скажите, исправлю.
Заметьте, как это важно: мыслить в контексте всей нашей культуры. Начать с того, что собрать всю эпоху и определить, на какое знание, дошедшее до него Арриан опирался в своём труде, и что из него дошло до нас, что мы также можем почерпнуть. К Шахермайру и Плутарху тоже были такие же много лет назад вопросы... но только здесь мы получаем искомую тогда безуспешно военную точность и научную глубину.
Знание источников так же важно, как читая про анабасис Александра, держать в воображении всю карту его Ойкумены: от Италии до Индии. Иначе как вообще понимать его жизнь, их подвиг, подобное же мышление уровня не личного быта — но мира вокруг, пассионарность? Как вообще понимать из текста что где как и почему там происходило?
Чтоб мыслить верно — нужно мыслить системно, видя все аспекты. В том числе и, главное, топологический. Собственно, всё военное дело основано на топологии. На манёврах войск в столь разных условиях. Кто лишён пространственного воображения — важнейшего для человека, тот не может быть военным, тем более стратегом. Это просто мясо войны: пойди туда, там враги, они тебя убьют. И Арриан уже на первых страницах своего «Анабасиса» очень хорошо показывает, насколько Александр был одарён в этом плане. Уже в тактике, изначально.
___
Среди старших современников Арриана, имена которых сохранились в истории литературы, можно назвать оратора Диона Хризостома (ок. 40—120 гг. н. э.), великого Плутарха (ок. 46—119 гг.), философа-стоика Эпиктета (ок. 50—130 гг.), ставшего духовным наставником Арриана, крупнейших римских историков Тацита (ок. 55—120 гг.) и Светония (ок. 70—140 гг.), выдающегося сатирика Ювенала (род. ок. 60 г.), оратора и юриста Плиния Младшего (ок. 61 — И З гг.). Не менее знамениты и другие, младшие современники Арриана: Фронтон (ок. 100—175 гг.), оратор, учитель императора Марка Аврелия; Аппиан (ок. 100—170 гг.), историк, автор «Гражданских войн»; замечательный сатирик Лукиан (ок. 120—200 гг.), прозванный «Прометеем красноречия»; Апулей (род. ок. 124 г.), прославленный автор «Метаморфоз»; Авл Геллий (род. ок. 130 г.), составитель историко-литературной компиляции «Аттические ночи»; Гален (ок. 130—200 гг.), крупнейший, после Гиппократа, врач; Тертуллиан (ок. 150—230 гг.), один из Отцов Церкви; наконец, самый значительный историк II—III вв. Дион Кассий (ок. 155—235 гг.), написавший «Римскую историю» в 80 книгах и несохранившуюся биографию Арриана.
Примерные годы жизни Квинта Энния Флавия Арриана: 95—175 г. г. н. э. Он происходил из зажиточной семьи, жившей в Никомедии, в провинции Вифинии (на юго-западном побережье Черного моря). Его род получил имя Флавиев при императорах из этой династии, возможно, при Веспасиане (69—79 гг.), благоволившем к провинциальной аристократии. Тот факт, что Арриан писал пo-гречески, не должен удивлять: уже в эпоху республики практически все образованные римляне превосходно владели как родным, латинским, так и греческим языком. Из вышеперечисленных писателей Плутарх, Аппиан, Лукиан, Гален, Дион Кассий пользовались исключительно греческим. Эллинизация римской культуры особенно усилилась после середины II в. до н. э., то есть после покорения . . .
Второй век нашей эры, скорее всего написано в правление Адриана (117–138).
Греческим историком на римской службе, военачальником, политиком и философом. А, ну да, и неплохим писателем к тому же.
Александр, будучи столь же разносторонним, заслуживал среди своих биографов подобного себе, понимающего его во всей его глубине, после Птолемея, понятно, и прочих своих гетайров и после диадохов, сподвижников, дружины (как говорили у нас тогда на Руси Древней) — пусть и позднего, и обрёл его через столетия, это был Арриан.
Немного дико, что такие книги нам отчего-то не преподавали сразу в школе. Когда это — основа нашей современной мировой цивилизации и культуры. Не было б греков и македонян тех — всё б повернулось иначе, говорили б, возможно, на фарси, или китайском каком. Не было б Рима последующего, Средиземноморье захватил бы Египет и прочая Африка: финикийцы, карфагеняне, всё как мы любим™... культ Баала например.
— Мадемуазель, не изволите ль продегустировать? Садовая земляника с грядок нашей подмосковной дачи в этом июле выдалась просто восхитительной. Необычайно подходит к Советскому шампанскому Ленинградского завода. Нет, я его охладил!
— Пойду приму ванну. — Далеко не уплывайте!
Увидел вдруг снова, впервые с той премьеры. Ничего так, милая семейная мелодрама, как тогда в Голливуде было принято. Как завещал Бернард Шоу в своём «Пигмалионе» и Пьер Ришар в «Высоком блондине». Впрочем, американцы и тут всё свели к культу золотого тельца своего и прочим ужасным порокам их общества.
Начало фильма наиболее трогательное, пока они сами вскоре не устали и не начали нанизывать телесериал, доливать водой до нужного объёма, на, в общем, короткую сцену. Что там одна и важна была в начале. И близка. Да, я тоже, бывало, подбирал бездомных несчастных котят. И знаю, большинство людей в себе это чувство вовсе не способно породить. Когда вдруг влюбляешься, и всё. И особенно если видишь, как эта красота к тебе тянется и явно даёт понять, что там, на жестокой хладнокровной улице она не выживет без тебя.
Вон, у меня такая же красотка Рысь лежит на холодильнике, куда я её подсадил, сама она уж два года стеснялась запрыгнуть, вдруг нельзя? (они очень деликатные, крайне, невероятно, вы знаете) на специальной мягкой куртке, что я тогда положил туда ещё для её Енота. Такая тоже принцесса, такая счастливая. И очень красивая. Той редкой красотой, что встречается изредка в женщинах, когда они знают, что их любят. И они любят, это тоже важно.