lynx logo
lynx slogan #00086
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Августа Ада Кинг Байрон, графиня Ловелас, первый программист


В гостях у сказки

 

страница № 21



7 апреля '24
воскресенье




18 марта '23
суббота



С. Ю. Трохачев — Арриан и его герой


Трохачев С. Ю. — Арриан и его герой // Арриан. Поход Александра. СПБ., 1993. [PDF]

[...] Это предисловие уж тем лучше, что в нём сразу подробно отвечается на мой главный вопрос, сразу возникший, когда начал тогда осенью читать то, пространное предисловие: «Отчего бы вам сразу, чёрт вас возьми, не перечислить главное: список источников Арриана ». И какие из них уцелели, а какие нет, и только вот Арриан сохранил до нас сведения из них. Вот, тут это сделано куда более чётко, не размыто по всему тексту.

P. P. S. Выложил. Всё сплошь не вычитывал, исправил только те опечатки, которые попали в поле зрения в процессе исправления книжного биения на строки. Если что найдёте — скажите, исправлю.



Заметьте, как это важно: мыслить в контексте всей нашей культуры. Начать с того, что собрать всю эпоху и определить, на какое знание, дошедшее до него Арриан опирался в своём труде, и что из него дошло до нас, что мы также можем почерпнуть. К Шахермайру и Плутарху тоже были такие же много лет назад вопросы... но только здесь мы получаем искомую тогда безуспешно военную точность и научную глубину.

Знание источников так же важно, как читая про анабасис Александра, держать в воображении всю карту его Ойкумены: от Италии до Индии. Иначе как вообще понимать его жизнь, их подвиг, подобное же мышление уровня не личного быта — но мира вокруг, пассионарность? Как вообще понимать из текста что где как и почему там происходило?

Чтоб мыслить верно — нужно мыслить системно, видя все аспекты. В том числе и, главное, топологический. Собственно, всё военное дело основано на топологии. На манёврах войск в столь разных условиях. Кто лишён пространственного воображения — важнейшего для человека, тот не может быть военным, тем более стратегом. Это просто мясо войны: пойди туда, там враги, они тебя убьют. И Арриан уже на первых страницах своего «Анабасиса» очень хорошо показывает, насколько Александр был одарён в этом плане. Уже в тактике, изначально.

___

Среди старших современников Арриана, имена которых сохранились в истории литературы, можно назвать оратора Диона Хризостома (ок. 40—120 гг. н. э.), великого Плутарха (ок. 46—119 гг.), философа-стоика Эпиктета (ок. 50—130 гг.), ставшего духовным наставником Арриана, крупнейших римских историков Тацита (ок. 55—120 гг.) и Светония (ок. 70—140 гг.), выдающегося сатирика Ювенала (род. ок. 60 г.), оратора и юриста Плиния Младшего (ок. 61 — И З гг.). Не менее знамениты и другие, младшие современники Арриана: Фронтон (ок. 100—175 гг.), оратор, учитель императора Марка Аврелия; Аппиан (ок. 100—170 гг.), историк, автор «Гражданских войн»; замечательный сатирик Лукиан (ок. 120—200 гг.), прозванный «Прометеем красноречия»; Апулей (род. ок. 124 г.), прославленный автор «Метаморфоз»; Авл Геллий (род. ок. 130 г.), составитель историко-литературной компиляции «Аттические ночи»; Гален (ок. 130—200 гг.), крупнейший, после Гиппократа, врач; Тертуллиан (ок. 150—230 гг.), один из Отцов Церкви; наконец, самый значительный историк II—III вв. Дион Кассий (ок. 155—235 гг.), написавший «Римскую историю» в 80 книгах и несохранившуюся биографию Арриана.

Примерные годы жизни Квинта Энния Флавия Арриана: 95—175 г. г. н. э. Он происходил из зажиточной семьи, жившей в Никомедии, в провинции Вифинии (на юго-западном побережье Черного моря). Его род получил имя Флавиев при императорах из этой династии, возможно, при Веспасиане (69—79 гг.), благоволившем к провинциальной аристократии. Тот факт, что Арриан писал пo-гречески, не должен удивлять: уже в эпоху республики практически все образованные римляне превосходно владели как родным, латинским, так и греческим языком. Из вышеперечисленных писателей Плутарх, Аппиан, Лукиан, Гален, Дион Кассий пользовались исключительно греческим. Эллинизация римской культуры особенно усилилась после середины II в. до н. э., то есть после покорения
. . .

14 марта '23
вторник



Арриан — Анабасис Александра (Поход Александра)

[ uploaded image ]
The Anabasis of Alexander
Ἀλεξάνδρου Ἀνάβασις
Anabasis Alexandri


Арриан — Александров Анабасис

Второй век нашей эры, скорее всего написано в правление Адриана (117–138).

Греческим историком на римской службе, военачальником, политиком и философом. А, ну да, и неплохим писателем к тому же.

Александр, будучи столь же разносторонним, заслуживал среди своих биографов подобного себе, понимающего его во всей его глубине, после Птолемея, понятно, и прочих своих гетайров и после диадохов, сподвижников, дружины (как говорили у нас тогда на Руси Древней) — пусть и позднего, и обрёл его через столетия, это был Арриан.

Немного дико, что такие книги нам отчего-то не преподавали сразу в школе. Когда это — основа нашей современной мировой цивилизации и культуры. Не было б греков и македонян тех — всё б повернулось иначе, говорили б, возможно, на фарси, или китайском каком. Не было б Рима последующего, Средиземноморье захватил бы Египет и прочая Африка: финикийцы, карфагеняне, всё как мы любим™... культ Баала например.


Тж. см. Ксенофонт — Анабасис
Ксенофонт — историк, писатель, воин
Древняя Греция. Спортсмены-аристократы

И Александр, и Арриан — были учениками, продолжателями Ксенофонта.

25 января '23
среда



Х/ф Покровские ворота. Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр

Покровские ворота — Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр...


Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр из четырех хореев и одного дактиля, занимающего второе место. Этот стих, широко распространенный в античной поэзии, излюбленный размер Катулла, вполне применим на русском языке. Античная метрика требовала в фалековом гендекасиллабе большой постоянной цесуры после арсиса третьей стопы, что выдержано в приводимых примерах...


Вообще весь фильм совершенно гениальный получился.
Ну, для тех кто помнит ещё тот наш старый СССР.
Иные ж просто не поймут.

Для меня это, уж говорил, машина времени в моё детство, мои 80-е. Тем более что снималось там. Кто сильно старше меня, если уцелел ещё: хмыкнет, как мы над поздними подделками про якобы наше время, те же 80-е.

В этом мотиве есть какая-то фальшь
Но где найти тех, кто услышат её?


Да даже я и мои ровесники всё видим: наши уж элементы в мире, что оказывается потом — про послевоенную Москву. Сюрприз, а я смотрел именно как про нашу Москву 70–80-х, с некоторыми экскурсами в предыдущие десятилетия. Пока не полез потом в справочники. Нет, ну как, и у нас ещё в 90-х коммуналки ещё существовали, пока ушлые™ (прим. старый советский тоже термин, ныне утрачен в обиходе; обиход™ утрачен также) риэлторы их не расселили тогда на наших глазах к собственной наживе премногой.

Если вы не антиковед, и сами не знаете, то может открою вам ещё один секрет: как раз вот эти античные исследования проводили даже больше не послевоенные, а довоенные отечественные учёные: 1800...1900–10–20–30-х. И 40–50-х, кто выжил из прежней когорты. Дальше как отрезало. В основном занимались перепечатками их наследия.

Нельзя снять фильм не про текущее десятилетие — сразу всё будет видно, все различия.
Это вон их сказки про Конана-варвара и Варвару-красу можно снимать сколько угодно. Всё равно все настоящие киммерийцы вымерли с хорошим запасом, можно врать сколько вздумается, во всём. А потом мы вымрем, и тоже некому будет отличить выдумку от мира, в котором мы жили. И тогда, и теперь.


И всё ж наши 80-е были куда ближе к 60-м и 40-м. Они ещё хранили большую часть и особо радостных и полных надежд 60-х (уж не говорю про застойные 70-е, что вовсе почти ничем не отличались), и 50-х (40-е пропустим...), и даже 30-х и 20-х — вспомните, посмотрите их довоенные фильмы: подчас невозможно отличить фильм поздних 30-х, предвоенный — от 40-х и 50-х; даже зная, какая страшная пропасть их разделила. И сколько никогда уж не увидели: что будет там, после войны? И победим ли вообще? Или погибнем все?

Помните тот рассказ? Кажется, приёмного сына его: когда тов. Сталину сообщили о подписании капитуляции Германии, Победе стало быть, свершившейся — он подошёл к окну и только молча и долго смотрел в ночную тьму...

Это потом, в 90-х всё поломалось особо безобразным образом.

21 октября '22
пятница



Пушистая Сэй-Сёнагон

Крошечная Рысь сидит на подоконнике; уже рассвело, пасмурно, спокойно, тихо; будто уж первый снег за окном. Встретил вчера свои старые хокку, десятилетней давности.

шум ветра в соснах, звон цикад


И вдруг нашёл то же у Сэй-Сёнагон, совершенно случайно. Даже не дочитал ведь её тогда в детстве дальше первых страниц. И сосны вовсе не оттуда, это отдельное знание. А после и вовсе давно забылось. Да и цикады те: скорее из Басё и одного рассказа из СССР, что давно хочу найти вновь, но не знаю как. Там цикада была в клетке.

Солнце зайдет, и всё полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад...

Зимою — раннее утро. Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен,
белый-белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега.
Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, — так и чувствуешь зиму!
К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!


Специально протянул руку, поднёс к батареям под ней, их специальной кошачьей решётчатой лежанкой над батареями. Нет, всё в порядке, топят. А вообще прохладно было с утра. Даже прогары надел вместо тапок.

Она всё сидит и смотрит на меня, любуется. А сама такая красивая. И так в меня влюблена сразу отчего-то. Это чувствуется. Те, кто находят подобное среди наших, человеческих девушек — счастливы не временно, пока не иссякнет влюблённость и очарование юности, а навсегда, до совместной старости и смерти. Эти качества требуют особого внутреннего труда. От обеих сторон этого общего вдруг понимания, синтеза. Вот она пушистая этот труд проделала.

Так и сидит, медитирует. Чудесная пятнистая золотистая шубка, хвостик, кисточки. Огромная нежность и воля.

Ту Сэй-Сёнагон ведь тоже держали при дворце вовсе не для пользы какой-то от неё в народном хозяйстве. А от понимания её красоты.

Странно, я ведь создал этот сайт и назвал так за десять лет до её появления на свет. И её назвал так вовсе не я, и тем более не в честь сайта, а просто она сразу видно что крошечная золотистая пятнистая рысь. Иногда мы понимаем, через годы десятилетия, что заранее уж предвидели как судьба будет вести нас. Это не дар предсказания, это глубже: некое свойство связанности нашего прошлого и будущего в единый электрический контур, который только мы сами и можем чувствовать. Когда способны чувствовать. Как она тогда чувствовала, в момент когда я её забрал из машины, где её собирались везти через всю страну в неизвестность, что впереди у неё только смерть. И как долго она отходила от этого понимания. И как всё хрупко было в той точке бифуркации.

Цыганочка наша. Косте её принёс маленьким котёночком цыган. А Стёпку, отца моих Чипа и Дейла, принесли девочки. Какой же я дурак что не взял её тогда сразу. Но и не было б тогда её котят: Енота, Опоссума, а потом вдруг ещё и нашёго славного Рысёнка. Как он там? Он тоже весной далеко уехал, через всю страну. Как раз к моменту когда достаточно потеплело и я хотел прийти к ним с Рысью погулять с ними на прудах вместе. Чтоб она не тосковала по нему, чтоб знала что он жив.

Только этим утром гоняла снова сына Енота, он галопом удрал от неё на кухню и спрятался в удобную коробку из-под пива, что оставил им там специально, и они там иногда прячутся спят. Сара Коннор наша, я уж стал забывать насколько она была собранная и волевая мать, сколько силы и отчаянья было в ней тогда, и когда этих опоссумов только родила, и когда вот вдруг ещё Рысёнка потом. Она снова превратилась в крошечную девочку-котёночка. Лежала у меня на коленях и так радовалась, сложила тёплые лапки, пушистая, нежная... я не могу передать эту волну счастья что осязаемо исходит от неё. Вон Алиса меня разбудила ранним утром, она тоже очень любит меня, и лижет руки шершавым языком, за который я тогда её дёргал, как меня научила врач, как только снова остановится дыхание, как способ запустить его снова... Но наша с Алисой любовь более взрослая что ли? после всего что мы сразу с ней пережили тогда, на заре её жизни, десять лет назад. А вот крошечная Рыська умеет вдруг стать совсем котёночком. С обаянием голливудской красотки.

Легла в новую коробку, конфетную, что мне дали для них в винном: «Шоколадный трюфель» написано. Как раз под её крошечные габариты. Что поставил у окна. Дремлет. Проснулась, потянулась, подошла, посадил её на колени (да, милая, на колени можно, я тебе всегда рад), и опять начала пушиститься, гладиться затылком о предплечья, сворачиваться шелковистым клубочком, томно протягивать лапки, подставлять белоснежное горлышко погладить... Когда женщина хочет показать, насколько вас любит — вы сразу узнаете это. Уже на контрасте с многими прочими, что просто были рады что они нравятся вам. Даже если это вот дикая кошачья женщина, Бастет.

Всё, умолкаю. И так последний абзац писал не глядя на клавиатуру, больше занят уж ею. Тёплая пушистая улиточка свернулась на коленях, обернулась полосатым хвостиком, что касается переносицы. Не передать этого ощущения шелковистой шубки. Заснула.

1 июня '22
среда



Д/ф Древняя Греция. Спортсмены-аристократы (Часть истины, 639 серия)



Во всех обществах самое главное богатство — это не деньги. Это свободное время.

И в то же время он может делать вещи, что недоступны другому человеку.

...

Война — это поединок. Нельзя просто играть. Игра имеет правила, и эти правила нельзя нарушать. На войне нельзя побеждать любым способом. Нельзя побеждать с помощью подлости, хитрости ... вы потеряете ἀρετή ... для аристократа это невозможно.

Καλοκαγαθία... термин, что стараются пояснить чуть ни в каждом предисловии к античным переводам. Эстетика этики, нравственность, красота прожить свою жизнь так, чтоб когда она вскоре завершится, никто не посмел ни в чём упрекнуть тебя. Жизнь смертного — как античная статуя, высеченная им из аморфного мрамора хаоса круговерти бессмысленных событий вокруг него.


Заметьте, в минуте логоса этих историков, антиковедов содержится в триста раз больше смысла, чем в тех пространных и гулких лекциях Мамардашвили даже... что же говорить о других. Нет, они стоят на плечах гигантов, как и все мы, но и он тоже стоял. И все тут вообще. Нужны ёмкие люди. У которых объём воды на единицу продукта минимален. Где они? Был, помните, такой грек, киник, что жил в бочке и ходил с фонарём...

К.и.н. Андрей Стрелков, и ... Лариса ... дополните, кто знает, они там сами не особо утруждаются упоминаниями.

он получает от родителей, он преумножает [ для детей ]

они зажаривают целого быка, открывают 20 амфор вина — не потому что они голодные...

ой какая у тебя красивая вазочка — подари эту вазочку! аристократ не может быть жмотом
тот кто не дал или дал меньше — проиграл


Разве это не естественное наше советское знание, с колыбели?

All the rowboats in oil paintings
They keep trying to row away, row away


 


21
страница
















Рыси — новое сообщество