lynx logo
lynx slogan #00070
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Саманта Фокс




   

№9748
6392 просмотра
5 марта '21
пятница
3 года 221 день назад



Иэн Бэнкс, цикл "Культура" (1987 — 2012 гг.)

[ uploaded image ]
Обложка выбрана нарочно/специально: с этой книги начинается цикл. Сейчас, разумеется, он начинается уже с «Алгебраиста», но «Алгебраист» вышел к нам гораздо позже, уже после последней переведённой книги (имеется ещё «Водородная соната», но она покамест лишь на английском).

Почему «Алгебраист»? Во-первых, Бэнкс решил показать, из чего, собственно, Культура выросла, какими были её предтечи, наставники и, говоря буквально, создатели. В оригинальном цикле он до этого нигде не касается — лишь роняет редкие и очень туманные намёки. Тут он тоже не говорит об этом прямо, но даёт читателю явственные, недвусмысленные подсказки.
Культура — общество без видимых корней. Отчего это так? Автор поясняет сие на примере прогрессорской стратегии, впоследствии категорически запрещённой к использованию: некие создания, зашедшие по пути прогресса достаточно далеко (как им это видится), настолько, что они полагают себя вправе указывать другим на то, как, каким образом и куда им следует развиваться, проделывают вот что: находят предразумную цивилизацию, похищают изрядное (несколько миллионов) количество особей, селят их далеко от родины, дают им всевозможные материальные блага и начинают усиленно, настойчиво развивать. Он даже показывает тех, кто, по всей вероятности, этим занимался.

Теперь, прежде чем писать о первой книге, оговорюсь: материала много и оттого каждую последующую книгу буду выносить в комментарии.

Итак, «Вспомни о Флебе». Восемьдесят седьмой год, однако. Как раз в этой книге даётся туманный намёк на то, что Культура — не счастливая утопия, возникшая враз, но именно что постимпериалистическое сообщество, которое наставники попросту вели к выгодным, положительным в долгосрочной перспективе выборам modus operandi. Тем не менее, Культура в своём далёком прошлом успела наделать некоторое количество довольно-таки неприглядных вещей, от коих теперь с отвращением воротит нос; в частности, у них был экспансионитский период, в течение которого они создали разного рода милитаристские штучки, в числе коих — целую расу-инструмент, так называемых «мутаторов» — модифицированных людей, способных полностью перестраивать свой облик (для внедрения к врагам), снабжённых улучшенной регенерацией, ядовитыми ногтями, зубами и слюною — впоследствии предоставленных самим себе, с отвращением забытых.

Главный герой — как раз мутатор. Его история, рассказанная книгою есть своеобразное переложение похождений дона Кихота из Ламанчи, даже и с Дульцинеею. Мутатор ненавидит Культуру — за заносчивость, за гедонизм, но главное — за то, что, по его мнению, создав самовоспроизводящиеся Сверхразумы, Культура перестала быть живой, перестала самостоятельно развиваться, но отнюдь не утратила прогрессорских амбиций.
Действие происходит на фоне странной войны между цивилизацией идиран и Культурой; мутатор выступает на стороне первых, хоть и совершенно не разделяет ни их религию, ни их идеологию — ему важно лишь его собственное видение идиран, которые, проведя века в созерцании и самопознании, пришли к очевидному (для них) и весьма печальному для всех окружающих выводу: они призваны божеством нести умиротворение, порядок и свет божествееной истины всем тем, кому не посчастливится оказаться у них на пути. Однако же он полагает их правыми в том, что они-де мол, самостоятельно, без помощи извне породили из своей среды и религию, и идеологию, что, по его мнению, делает их живыми, позитивно действующими сторонниками естественного развития.

К сожалению, кроме этого, у мутатора нет более никаких побудительных причин к действию: он признаёт сам свою внутреннюю пустоту, свою веру лишь в себя и своё выживание — да ещё в любовь к некоей девушке, с которой он расстался многие годы назад.
Разумеется, он гибнет — всеми отвергаемый реликт древних войн, всеми презираемый, потерявший впоследствии даже свою девушку (она погибает, убитая как раз его новыми союзниками-идиранами).

Сюжет в подробностях пересказывать не стану. Собственно, это убьёт желание читать самостоятельно; там в процессе развития сюжета имеется некоторое количество этических проблем/вопросов, которыми читателю было бы полезно заняться самостоятельно.
  Написал Тодор Живков  
18



Сюжет в подробностях пересказывать не стану. Собственно, это убьёт желание читать самостоятельно.

Это да, это верно. Я уж в детстве увидел, из тех советских аннотаций к книгам, что никогда вообще все приличные издатели и редактора не пересказывают сюжет. Но ухитряются в паре предложений рассказать, о чём книга. Надо б найти те давно утраченные образцы погибшего искусства сего. Составить их уж особую галерею.

Но дайте хотя б несколько фрагментов, что вам наиболее понравились. Как уж для нас, для нашего формата, тогда придумал. 1–5–10–30–...
Indian › С цитатами/фрагментами сложности (технические и другие). Быть может, потом, в конце.
Не понимаю. У меня там всегда, все годы, как с Паустовским и Ксенофонтом: я сразу быстро накидаю кучу интересных фрагментов уже из самого начала... а потом, уставая вместе с автором, уже даже некие крупинки золота из финала не особо уж горю желанием транслировать. Хотя они стоят не менее.

Важно именно первое очарование от вещи. Равно автора и читателя.
Indian › Видимо, это индивидуально: ежели читаемое меня не занимает, я читаю книгу и откладываю ея на неопределённый срок. Ежели занимает — перечитываю не менее трёх раз, не акцентируя внимание на фрагментах, пытаясь выжать из текста всё то, что в него вложил автор. Ежели ещё и написано интересным языком/необычным образом — читаю ещё раз ради эстетического удовольствия.
В случае, подобном Белому или Сологубу (к примеру) — могу перечитывать неограниченное количество раз, в зависимости от настроения и с любого практически места.
   


















Рыси — новое сообщество