Сэй-Сёнагон — Записки у изголовья (X–XI вв.)Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновников пятого ранга, и её почтительно титуловали госпожой мёбу. Она была прелестна, и государыня велела особенно её беречь.
Однажды, когда госпожа мёбу разлеглась на веранде, приставленная к ней мамка по имени Ума-но мёбу прикрикнула на нее:
— Ах ты негодница! Сейчас же домой! Но кошка продолжала дремать на солнышке.
Мамка решила её припугнуть:
— Окинамаро, где ты? Укуси мёбу-но омото! Глупый пёс набросился на кошку, а она в смертельном страхе кинулась в покои императора. Государь в это время находился в зале утренней трапезы. Он был немало удивлён и спрятал кошку у себя за пазухой.
— Побить Окинамаро! Сослать его на Собачий остров сей же час! — повелел император.
Собрались слуги и с шумом погнались за собакой. Не избежала кары и Ума-но мёбу.
— Отставить мамку от должности, она нерадива, — приказал император. Ума-но мёбу больше не смела появляться перед высочайшими очами. Стражники прогнали бедного пса за ворота. Увы, давно ли сам То-но бэн вёл его, когда в третий день третьей луны он горделиво шествовал в процессии, увенчанный гирляндой из веток ивы. Цветы персика вместо драгоценных шпилек, на спине ветка цветущей вишни, вот как он был украшен. Кто бы мог тогда подумать, что ему грозит такая злосчастная судьба.
— Во время утренней трапезы, — вздыхали дамы, — он всегда был возле государыни. Как теперь его не хватает!..
Как понимаю, Вера Николаевна взяла именно те старые средневековые чтения. Кто знает японский хорошо — просветите.
Причём, такое ощущение, что как раз именно Сэй-Сёнагон, и эта кошка, простите, госпожа кошка, если не породили вовсе — то хотя бы добавили импульса в традицию почитания этой ками, служительницы богини Инари:
«Государыня кошка...»
То был другой перевод? Или это я себе сочинила?
Это ж, прости оспади, не Мураками какой. Хотя и того иначе чем в переводе Смоленского с Ковалениным я б не стал. Потому что они честно с японского переводили — а другие, такое подозрение, что по английскому переводу больше сверяясь. Что вообще никогда нельзя делать: перевод с перевода.
Мож вы на аглицком её читали, и оттого?.. Они известные дуралеи, вечно всё вестернизируют на свой манер.
«Государыня» — помню лишь песню у Гребенщикова среднего периода, времён краха СССР. Трогательную весьма.
И потом, вот к государю она как раз побежала сразу от злодейского пса исполнительного чрезмерно. Это крайне чёткое разделение: на государя, государыню — и господ, придворных. Слуг, служащих, служителей, самураев.
Возможно — в памяти так, вы знаете, иногда бывает, смешиваются близко расположенные, сопоставленные ячейки (минуту целую крутил в воздухе согнутой ладонью, формируя визуализацию искомого термина, давно уж забытого с 80-х, с первого прорыва к нам информатики чудной: лунки? лузы как на бильярде? воронки? как на поле боя... уф, вроде вспомнил наконец; «думать нелегко» — как зафиксировал тогда, пока ещё недавно, для всех будущих поколений древнегреческий аэд Λеонид Ѳеодоров) — соединилось в единый фрагмент вот с последующим:
Госпожа мёбу была именно придворной фрейлиной (как, впрочем, и сама милая Сэй) — как игриво это у нас называли после Петра на немецкий лад.
Но заметьте, насколько император считал её своею госпожой, вполне осознанно. Как строго он обезопасил её от дальнейших случайных инцидентов такого рода, что могли привести к трагедии. И насколько жестоки по своей глупости были его слуги, превратив его любовь и предотвращение случайного зла по неосторожности — в свою уже осознанную — и в то же время неосознанную жестокость.
Немного дико писать такое по-русски. Чтоб потом заходили с поисковиков и читали все кто ни попадя. Это вот китайцы, японцы вполне органично могут понять, будучи во многих поколениях наследниками этой традиции, сотни лет опыта, отчасти передаваемого детям раз за разом — и то далеко не все. У нас, боюсь, эти тонкие нюансы и вовсе никому недоступны обычно. У нас родное-то греко-иудейское христианство тысячелетнее немногие лишь понимают, как выясняется всякий раз — а японский дзэн-буддизм им тем более непонятно с какого боку начинать преподавать, да и возможно ль? после того как организму стукнуло лет 15 и далее, и точки роста зарастают, окостеневают, родничок закрылся.
Тем и ценны эти наши тушки. Что всякий раз генерируют нечто совершенно неожиданное для нас самих, как для осознающих это сознаний. Вполне, на контрасте, сухо, непредвзято, трезво, но не без симпатии к этому хаосу. Тут впору вспомнить того же Грофа нашего, и прочую адвайту (помните?) — по этому контрасту идеального алмаза сознания, сознающего начала — и хаоса вокруг, даже вот в самом интеллекте (в своей вроде бы части, подчинённой своему идеальному порядку — ан нет) вполне осознаваемого им: всё за то, что по науке надо бы делить вселенную и сознание надвое именно так, по этому тонкому незаметному разделу. Осознавающего, сознающего идеального (во всех обоих многих смыслах) — и сознаваемого неидеального, наполняющего её.
Редкую отрасль мы затронули: эпистемологии, гносеологии. Обычно философия куда чаще работает с онтосом либо этосом.
А как же поговорить?
Знаю, конечно. Да мы все это знаем. В детстве ведь приходилось играть в испорченный телефон. Усваивается 20 процентов информации — остальное искажения и додумывание.
Я даже в связи с этим моментом полезла искать хорошую лекции об автобиографической памяти, но к сожалению быстро не нашла. Есть такая дама Вероника Нуркова. Мне нравится как она этот материал подает.
Более того, на этот феномен во многом психотерпия и опирается. Очень часто сочиняет себе человек в силу случайного стечения обстоятельств совершенно предвзятый наррратив, который его же и загоняет в тупик. А там фактажа, если ковырнуть одна пятая, а остальное достроено.
Тем и ценны эти наши тушки. Что всякий раз генерируют нечто совершенно неожиданное для нас самих, как для осознающих это сознаний.
Меня именно этот процесс и завораживает. Мы этого касались уже. Как рождается сознание, как рождается что-то в сознании? Это ли не чудо?
Что вот предельно стараешься изъяснить это своей реципиентке (кто там слева от меня сидел? Мила, кажется) что донёс источник информации справа, по часовой, заранее понимая, что явно он какую-то уже пургу от себя гонят — и тут же слышишь, как она своей следующей в цепи™ (нет, не Чапаева термин, не стрелковой, пулемётной в степи — а скорее Шеннона, фон Неймана или кого там ещё, стал забывать их с 80-х когда изучал) уж излагает это совсем будто и не слышала меня, целиком из своего микрокосма, порождённое им всецело.
Мы тут стараемся примерно так же общаться — разве нет?
Каждый есть вселенная. Зачастую обособленная всецело, подчас идеально.
Оттого я тогда вам и указал на учение адвайты. Заметьте, оно отнюдь не сектантское, как пан Еловский кажется тогда его воспринял, не религиозное даже вовсе никак — оно сугубо философское. И выдерживает все логические критерии, которые надлежит выдерживать всем подобным философским рациональным построениям. Проходит, если изволите, бритву Оккама. Более того, когда проходит — оказывается, что всё прочее, включая материализм сугубый им. тов. Маркса, её тогда уж не проходит, ибо, получается, после, избыточен оказывается.
И меня этот процесс завораживает изначально, с детства бессознательного, с советского детского сада. Как рождается сознание? что есть сознание? как тогда возможна смерть, как прекращение сознания, смерть всего мира? но, как нам говорят, после смерти этого мира для нас, он вообще, по идее, будет неплохо потом и без нас долго-долго... как, впрочем и до нас вполне. Целыми, причём, заметьте тысячелетиями и даже миллиардами лет. Это ли не чудо?
назгулынукеры уничтожили. Вместе с этим нашим вигвамом игры в испорченный телефон. Нашей столовой на втором этаже с огромными панорамными окнами на сад, где я однажды так удивился супу из цветной капусты; вокруг была такая же пушистая снежная зима, как и сейчас, и примерно тогда, годом ранее или позднее, умер Брежнев, гудели заводы и взрослые ходили столь молчаливы, будто умер кто-то из их родных, заранее, видно, предвидя, насколько это будет трагичным для всех потом. Деревом, в дупле которого жили пчёлы, что меня покусали. Мозаикой из удивительных по колористике и фактуре (как понимаю только теперь, настоящих мозаичных, считающихся верно полудрагоценными теперь) камней, каждый из которых мы так внимательно тогда, от скуки, ожидая когда нас заберут родители, разглядывали. Многим, что так больно теперь вспоминать — зная, насколько надёжно всё это разрушено теперь. Причём, без малейшего смысла. Выстроили там взамен него свои сорокаэтажные башни смерти всему живому вокруг выгодные. Где, как повелось уж с 90-х, никто и не живёт — ни у кого нормального тут денег нет столько чтоб покупать себе квартиры. В 90-х да, был тот краткий миг, когда многие могли, когда был недолго почти (ну хотя бы на четверть, да ведь?) честный рынок и почти честная оплата труда. Но уже к 2005-му примерно всё закончилось.Предполагается, видимо, что вот раньше там детский сад был в СССР нужен, куда свозили нас детёнышей со всего района, ближе не было ничего. А теперь, значит, у всех кто туда в эти башни заселятся, по их плану, детей изначально никаких быть не должно ненужных. И вокруг у всего района в радиусе двух километров. Дети не нужны. Нужны взрослые ответственные налогоплательщики пожирнее. Старики тоже, понятно, нужны ещё меньше. Коров стало совсем нецелесообразно кормить, куда выгоднее их только продолжать доить. И это, на мясо. Утилизировать.