lynx logo
lynx slogan #00038
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Тим Рот в роли портье Теда, «Четыре комнаты»




   

№7824
3673 просмотра
9 июня '15
вторник
8 лет 322 дня назад



Виктор Пелевин — Любовь к трем цукербринам

[ uploaded image ]
Бывают кинокомедии (и фильмы ужасов тоже), в которых прослеживаются очень длинные причинно-следственные связи. Например, брошенный с киевского балкона окурок попадет на воротник сотнику Гавриле, переходящему дорогу. Имя в данном случае тоже условное: у Ильфа и Петрова, помнится, кто-то из героев писал «Гаврилиаду» – поэму о бесконечном многообразии возможных истоков Первой мировой. Вот и я о том же.

Гаврило останавливается и начинает чистить камуфляж. Его сбивает вылетевший из-за угла грузовик с покрышками, Гаврило в тот вечер не выходит на трибуну майдана, Янукович еще на полгода сохраняет свой золотой батон, Крым остается украинским, Обама не обзывает Россию региональным бастионом реакции, и все остальные колеса истории, большие и малые, не приходят в движение. Направление, в котором сместится равновесие мира, зависит от того, попадет ли окурок в сотника в нужный момент.

Представим себе, что из-за возникшего в мире дисбаланса стоящему на балконе курильщику, уже дотягивающему свою сигарету на февральском ветру, собирается позвонить ушедшая по революционным делам жена, из-за чего курильщик не затянется в последний раз и окурок полетит вниз слишком рано.

Жена курильщика, готовая сделать роковой звонок, ушла на самом деле не жарить пирожки для воинов света, как наврала мужу – она спустилась на другой этаж, где ее трахает приезжий активист из Тернополя. Этот активист еще может спасти братство славянских народов, если закончит процедуру на полминуты позже и звонок опоздает…

Но для этого жена курильщика должна выглядеть менее привлекательно – у нее под глазом должен быть замазанный тональным кремом синяк… Который ей три дня назад могла поставить вредная гражданка, поспорившая с ней в метро о месте Симона Петлюры в украинской истории… Но для этого у вредной гражданки должен быть с собой тяжелый зонтик с синей ручкой, совершенно не нужный нормальному человеку в феврале.

И так далее, без начала и конца – подобные связи уходят в прошлое и будущее бесконечно далеко.

Когда я чувствовал, что хрупкий баланс мира готов нарушиться, главное было обнаружить и исправить сбой как можно раньше. Например, в тот момент, когда собирающаяся на улицу вредная гражданка глядит на зонтик и думает: «брать или не брать?»

Мне не нужно было знать, зачем ей зонтик в феврале. Мне не следовало разбираться в политических взглядах сотника или вникать в отношения балконного курильщика с женой. Мне ни к чему было выяснять, какие женщины нравятся тернопольскому активисту. Спрессованное до мгновенного инстинкта узнавание сути указывало мне: вредная гражданка в городе Киеве раздумывает, брать ли с собой зонт – и от этого в будущем может случиться много неожиданного. Если она положит зонт в сумочку, мир будет одним. А если нет, он будет другим.

  Написал Густав Гусак  
54



Наш Бог, (если Он есть), не физик.

Бог скорее художник – и большой шутник. Чтобы не сказать – хулиган из группы «Война», создавший Вселенную, чтобы написать на ней неприличное слово.

Причем каждая из его шуток становится непреодолимо серьезной для тех, кто хочет познать Его через физику – и в этом, я бы сказал, заключен особо жестокий сарказм. Потому что пройти к Нему можно и через двери физики, вот только лететь до дверной ручки нужно будет пятнадцать миллиардов лет, и то – если удастся разогнаться до скорости света.

Мало того, Бог не только шутник, он и сам шутка. Ибо в реальности – не той, что светится в этом черном планетарии над нашими головами, а в настоящей, по отношению к которой весь видимый мир есть лишь зыбкая тень, пузырится огромное число возникающих и исчезающих миров, и у каждого есть свой Бог, и над каждым поднят черный балдахин своего космоса с удивительной древней вышивкой, и среди этих вышивок нет двух одинаковых.

И дело не в том, как устроен космос и всевластен ли Бог, а в том, что любой такой всевластный и всемогущий Бог – это, если я позволю себе поэтически воспользоваться современным научным жаргоном, просто царек микроскопического одиннадцатимерного вероятностного пузырька, тайно раздутого до размеров трехмерной иллюзорной Вселенной, общая энергия-масса которой равна нулю. Несчетное число таких богов и создаваемых ими вселенных рождается и исчезает в каждом кубическом миллиметре шанса каждую секунду, и в любом пузырьке спрятана своя нелегальная вечность. Бесконечный рой Иегов и порождаемых ими космосов, и каждый Иегова единственный, и каждый оглушительно хохочет. Но стоит только чуть-чуть скосить глаза, и никого из них уже нет.

Все вечности и их владыки идут по одному непостижимому пути – но мне не позволено сфокусировать на нем свой взгляд, и брезжащая на периферии сознания догадка о существовании этого пути и есть тот единственный способ, которым он может быть познан.

Но это просто нарисовано в небе, а важно в мире то, что происходит сейчас и здесь. Остальное – декорации. Вселенная существует в нас, и только в нас. Все галактики и квазары, смещения и дыры, ангелы и боги не где-то там – а вот именно тут. Если не станет человека, не будет и его вселенной. Будут, возможно, другие, но уже не с нами и не для нас.
Вот мыслитель, что оперирует сразу многими важными пониманиями, которых у обычного человека не встретить. Вот собеседник, с которым по-настоящему интересно было бы говорить.

Вселенная существует в нас, и только в нас. Все галактики и квазары, смещения и дыры, ангелы и боги не где-то там — а вот именно тут. Если не станет человека, не будет и его вселенной.


Потому что, вот, к примеру, в начале лета столкнулся с собеседником, которого удивило это же, сказанное по случаю. Что, задумывался ли он, что с нами погибает весь наш мир. Будут, возможно, другие миры, и похожие — но вот именно такого, что формируется здесь, уже не будет в точности никогда. А меня удивило то, что это удивило его. Что для взрослого человека, при том склонного к размышлениям, это нечто новое и непонятное.

Это очевидное понимание, базовое, необходимое для философа. Но как же мало тех, кто владеет хотя бы им.

Потом вот сразу там же:

Ибо в реальности – не той, что светится в этом черном планетарии над нашими головами, а в настоящей, по отношению к которой весь видимый мир есть лишь зыбкая тень, пузырится огромное число возникающих и исчезающих миров...


Вон глядите, тоже недавно, говорю об этом же. И что в ответ? «Умоляю, скажите, что вы шутите!»

Он, верно, действительно самое важное тут делает: популяризирует философию в такой развлекательной форме. Чтобы вот эти аксиомы мышления, необходимые для каждого, в итоге действительно были каждому инсталлированы, им усвоены. Потому что самостоятельно люди до этого отчего-то редко доходят. Такое принудительное кормление бройлеров — и, заметьте, именно эту аллегорию Пелевин использовал в одной из своих первых вещей — «Затворнике и Шестипалом». Возможно, таким образом ставшей в некотором роде программной.

Опять же, литературную деятельность он вроде бы, говорили, начинал в советском журнале «Наука и религия». И эту традицию он также продолжает. Такая популяризация философии для масс. На благо всех живых существ.
Гаврило в тот вечер не выходит на трибуну майдана, Янукович еще на полгода сохраняет свой золотой батон, Крым остается украинским, Обама не обзывает Россию...


Писатель перешёл на художественную обработку газетного сырья? Можно его поздравить: неисчерпаемый кладезь. Каждый месяц легко по очередному тому выдавать.
Indian › Ну, справедливости ради надо сказать, что это только маленький и незначительный в канве повествования эпизод. Причем, думаю, весьма уместный.

Во-первых, вся эта история всем известна, и у всех на слуху. Таким образом, на этом простом примере можно донести до широкого читателя весьма непростую мысль. Брэдбери с его бабочкой далеко не все знают. А Майдан — мейнстрим.

А во-вторых — на Майдане тогда действительно сплелись чёрт-те сколько разных разнонаправленных интересов, и могло всё вырулить куда угодно. И автор это очень точно и остроумно подметил. Роль окурка в ходе истории целых народов.

Сам роман совершенно не об этом.
Artifex › Мне это уже тогда, в «Чапаеве и Пустоте», кажется, показало это его склонение. После вполне самостоятельных «Жёлтой стрелы» и «Шестипалого». Для меня неприемлемое в прозе. Такой формат блога получается, нечто вроде того, что вон строгал Мистер Паркер, поначалу действительно забавно бывало. Либо даже пуще: комментариев умудрённых домохозяев к тому, что выливает на них телевизор.

Его право, конечно, выбирать изобразительные средства, ну тут он даже не Босх и Брейгель, увы, а Ложкин и Копейкин.
Indian › Ну, у Брейгеля была несколько другая целевая аудитория, думаю.

Да, пожалуй именно с «Чапаева и Пустоты» и начался перелом. От интеллигенции к ширнармассам. Думаю, дело в том, что автору приходится всё больше и больше думать о коммерческом успехе текста. А Майдан, — повторяю, — мейнстрим.

Вполне кстати допускаю, что фокус с майданным сотником подсказали автору в его издательстве. Отличный коммерческий ход — цитата на последнюю страницу обложки. Для потенциальных покупателей, которые не знают Пелевина, но очень впечатлились украинскими новостями.
Artifex › Знаете, я именно по этому невидимому критерию и различаю всё. Есть вещи, в которых мы говорим с богом, со своим самым чистым, самым лучшим — который выше нас и не может не понять наши самые сложные и тонкие построения. Это — удел поэтов. Помните, мы о поэтике? Это — восходящий троп.

И есть и нисходящий. «Твои глаза как тормоза» — как у Бродского с Довлатовым.

Так вот Пелевин, при всём своём уровне, очевидно, давно и прочно выбрал нисходящий. Не искать нового для себя, а разжёвывать общеизвестное в узких кругах для толпы; не писать для понимающих нечто интересное, поистине авторское, а зарабатывать деньги на просвещении народных масс; не искать эстетику, поэтику бытия, а живописать уродства, нарочно выловленные среди предстающих перед нами укиё-э, образов изменчивого мира. Давать коммерческий продукт. Потому что давно уж разуверился в тех наших робких надеждах юности найти единомышленников. А со стада — хотя бы шерсть, и надои.

Кстати, эта незримая борьба между этими двумя направленностями — она пронизывает не только всю русскую литературу XX–XIX (Веничка, Булгаков, Платонов, Бабель, Зощенко с Аверченко, Чехов, Толстой, другой Толстой с Жемчужниковыми, Достоевский, Гоголь, Пушкин с Барковым...) — она вообще: то главное место битвы за человека, которое происходит со времён Аристофана, Гомера и ранее. Списать его как нелепого динозавра сраного никчёмного, или возвысить, тащить во что бы то ни стало до того уровня, о котором Ницше вот...
Artifex › Что из Майдана могло всё вырулить в гораздо более счастливую и приятную для всех сторон ситуацию — мы тогда с самой его кульминации размышляли, прямо по ходу развития событий.

Чтобы увидеть потом, к своему удивлению, как все без исключения участники, акторы, поступили каждый по себе и все в совокупности будто нарочно наиболее неблагоприятным, и для них же самих в первую очередь, способом.
Indian › Счастливую и приятную для всех — исключено. Априори в связке лебедя, рака и щуки будет большой процент недовольства любым исходом забега. Особенно если каждый из них мечтает о чистой победе.
Artifex › Украина могла пойти по пути истинной чистой демократизации, выстроить юную и свободную республику аттически-римского толка (но без их известных недостатков; что, к слову, удалось сравнительно недавно американским колонистам, заметьте — это не пустое прожектёрство; что удалось вон более-менее, при понятных и вечных проблемах, в странах Первого мира). Россия могла, как я настоятельно рекомендовал это, пока Путин уполз в норку и там длительно отсиживался, ничего не предпринимая и не подавая признаков жизни, чётко объявить свои интересы по защите русского населения и не лезть: развалили Союз, всё, теперь уважайте вами же преступно и изменнически некогда дарованный суверенитет, есть же нормы международного права, и есть опыт, как мир обычно поступает с теми, кто их демонстративно попирает. Про США вообще нечего говорить. Европа могла многое сделать. Европа могла выступить третейским судьёй и союзником и Украины, и России. Мы об этом тогда в самом начале тоже говорили. Не стала. Но главный клоун, конечно, украинский президент трусливый жалкий. У него в руках была ситуация, он её самолично один создал, он её же и испугался и, фактически, предал свою страну, свой народ.

В общем, там много было в момент крещенских купаний на улице Грушевского возможностей. И чем больше проходило времени, чем больше непростительных ошибок совершали подряд все политические бенефициары в рамках своего страха, злобности, алчности и глупости — тем труднее постепенно было всё вырулить. Это как медведь на велосипеде: чем больше он тупит, когда надо бы уж и руль выравнивать — тем неизбежнее падение на арену к вящему веселью публики. Могу лишь сказать, что и сейчас пока ещё не совсем поздно начать выправлять ситуацию. Но они не смогут, они уже показали, что в современной политике политиков нет, одни паразиты несуразные. Страшная история XX века, с Первой Мировой, Второй Мировой, дальнейшими всеми — вот эту клику истеблишмента ничему не научила.
Indian › Они обучаться-то способны, но к себе лично применить ничего не могут. Они настолько нарциссичны, настолько велики для самих себя, что не могут себя замечать. Политики нынешние — это профессиональные лгуны. Люди, которые постоянно лгут, склонны сильно себя обманывать. Практически все патологические идиоты на вершине пирамиды власти свято верили в то, что они втюхивали окружающим.
Indian › На мой взгляд — книга получилась. Не зазорно писателю настящему использовать современные реалии, или помещать героя или действие в определенную узнаваемую обстановку. Более того — книга будет актуальна долго после современности.
Leshiy › Да у него не может книги не получиться. Человек не просто образованный — но с живым системным мышлением. Что редкость огромная, живём как в пустыне. И если б у нас тут каждый год рождалось по двадцать Эсхилов, Рабле и Шекспиров — то при таком изобилии его было бы за что критиковать, как я вон местами. А на безрыбьи и рак. Причём, нормальный такой рак, молодец в общем.
Leshiy › Вспомнил, что мне покоя не давало, благодаря соседнему посту — некоторая аллюзия к Стругацким, «За миллиард лет до конца света»:

…Если бы существовал только закон неубывания энтропии, воцарился бы хаос. Но, с другой стороны, если бы существовал или хотя бы возобладал только непрерывно совершенствующийся и всемогущий разум, структура мироздания тоже нарушилась бы. Это, конечно, не означало бы, что мироздание стало бы хуже или лучше, оно бы просто стало другим, ибо у непрерывно развивающегося разума может быть только одна цель: изменение природы Природы. Поэтому сама суть «закона Вечеровского» состоит в поддержании равновесия между возрастанием энтропии и развитием разума. Поэтому нет и не может быть сверхцивилизаций, ибо под сверхцивилизацией мы подразумеваем именно разум, развившийся до такой степени, что он уже преодолевает закон неубывания энтропии в космических масштабах. И то, что происходит сейчас с нами, есть ни что иное, как первые реакции Мироздания на угрозу превращения человечества в сверхцивилизацию. Мироздание защищается.
   


















Рыси — новое сообщество