На заглавной иллюстрации — один очень любопытный образец мирового литературного наследства. И если о литературном содержании этого образца я судить не берусь, то литературная форма его весьма и весьма необычна.
Это стихи. Более того, это любовная ода, написанная и оформленная очень своеобразно: чтение строк начинается от центра, строки образуют дуги цветка. Каждая дуга образует диптих, который начинается и заканчивается буквой в центре. И это еще не всё: дуги пересекаются не образуя разрывов строк и слов, то есть имеют общую букву на пересечении.
Автор этого произведения — личность знаменательная. Это
Шахин Гирей, знаток истории и поэзии, владеющий турецким, итальянским и греческим языками. А также последний крымский хан, такой себе местный Янукович.
Стоит еще добавить, что ода написана по турецки, но персидскими буквами арабского стиля (так в источнике, лингвисты могут меня поправить). На русском, к сожалению, никакой информации я не нашел. А вот на английском есть
целая статья из журнала от 1861 года, с картинками, описанием, и переводом на английский.
Не отворачивайся прочь, моё солнце, не избегай меня, жертву мучений,
Полагаю, неправильно таять от пламени, от твоей нелюбви огорчений.
Как благоволенье Аллаха с небес снизойдёт на раба его после прощений;
Так может и нищий стать целого мира владыкой, всего, без исключений.Для заинтересовавшихся сообщу дополнительно, что подобная литературная форма называется визуальной поэзией, а более подробно о ней можно почитать например
здесь.
Еще любопытный факт. Исследователи полагают первыми образцами фигурной литературы старинные и таинственные ближневосточные магические чаши IV-VII вв. н. э. Это широкая чаша с написанным на ней по спирали заклинанием, от краёв к центру. Чаша клалась под порог жилища, либо закапывалась под фундамент. Демон, набредший на неё, начинал читать строку, увлекался, и дойдя до точки в центре чаши, становился навеки ею порабощенным. Такие уж крепкие там были написаны выражения.