Почему не всегда и не всех подряд надо
прощать.
А еще есть такая «фишка» обязательно надо отпустить детские обиды, простить родителей, и примириться ними. Иногда такая установочка наносит прямой вред. Вот например, расчудесный папа на глазах у ребенка смертным боем колотит маму, а мама не в состоянии защитить себя, никуда не уходит. У нее тоже такая себе позитивная установочка в голове: ребенку нужен отец, правда какой он и как это на ребенка повлияет, это уже детали. И вот потом подросшему ребенку предлагается простить их всех скопом и немедля (и садиста папу, и безвольную маму, и бабушек с дедушками, которые с обеих сторон делали все, чтобы удержать этот брак), потому что онижетвоиродители. Нормальный ход да? Результатом такого требования будет скорее всего депрессия, такая себе настоящая, клиническая. Так что даже тут бабка надвое сказала — то есть нету вот этого «родители это свято».
Меня предали, меня обманули, меня покалечили, у меня отняли что-то очень ценное для меня — ничего страшного, я их всех прощаю.
Есть такое понятие как преждевременное или незрелое прощение. Оно как недоношенный ребенок нежизнеспособно, ущербно и сильно обременяет личность лишая самой возможности полноценно проживать свою жизнь сегодня.
Меж тем, предмет предельно рационален: готов сделать вид, что ничего не произошло (ради некоторых более важных целей)? готов терпеть повторения подобного в дальнейшем (потому что любые заверения что это было в последний раз — обычно ничтожны и смехотворны) ради тех же целей? тогда вперёд. Если же нет, значит нет.
И даже иногда особо ничего и не случилось-то. Но понимаешь, что общаться после этого с человеком смысл пропал. Не о чем с таким больше говорить. На востоке это называется «потеря лица». Не в максимальном даже своём смысле утраты социального статуса, гражданской смерти, а в минимальном: человек показал, что склонен доставлять проблемы (причём, именно намеренно — это важно), предавать (принимать дружеское к себе отношение, имитировать нахождение во взаимно обязывающем статусе, на деле ведя себя вне этого статуса), при том, что пользы от него никакой (да пусть и большая — иногда дело принципа). Проще исключить такого из круга общения. На земле кроме него миллиарды других людей. Но нет, люди так склонны цепляться за каждого.
В пещерные времена в подобных случах люди друг-дружку убивали дубиной. Потому что избежать часто не могли, не оставив привычное место обитания. Впрочем, и оставляли из-за этого как раз: вражда — одна из двух главных причин расселения приматов по планете; вторая — пассионарность, особая волшебная тяга за горизонт. А потом, когда не стало такой скученности, когда возникло личное пространство, и когда радикальные методы стали преследоваться по закону — эта тактика трансформировалась в исключение из круга общения.
Кстати, вон, отголоски её первобытной формы от нас не так уж и далеки, как казалось бы. И не так уж грубы и вульгарны, не простонародны. Вон дуэли у дворян. Пушкин и Лермонтов. Современная форма более элегантна. Зачем непременно убивать подлеца, тратить калории, когда куда проще удалить его из своего мира без особых эмоций и телодвижений.
Но нет, собираются девочки и начинают: а давайте подумаем, как и когда надо правильно обижаться. Вообще не должно быть такой эмоции.
И тут надо разбираться — а как должны поступать? Почему так нельзя поступать вообще, или со мной, в частности?
Одно дело — когда адекватно оцениваешь себя, и то — не очень понятно, как можно обидеться на человека, который намеренно доставляет проблемы?
И другое — жалеть себя.
С чем можно согласиться: чувствуешь обиду — пощупай как поближе происходящие психологические процессы. Но это нужно иметь тонкую душевную организацию, как у девочек.
Точно в отношении реальных психологических процессов. Именно так они и мыслят обычно. Но не совсем точно с точки зрения чистой этики. Того как надлежит мыслить. Более чистая форма такая, форма философа:
Согласно высшему императиву этики: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Я бы не предал друга, для меня это немыслимо. Друг предаёт меня легко, не задумываясь. Я оборачиваюсь назад, на все годы, что он был моим другом, ожидая найти ключ к своему системному, хроническому непониманию чего-то, слепоты в отношении него — да нет, прежде всё было в норме, ничто не предвещало, что он так легко вот. Либо напротив, что-то предвещало. В любом случае, он поступил так, как будь я им, я ни за что бы не поступил с тем, кого называю другом. Ну и всё как надо, разве я забыл: он же — не я. Современные люди предают легко, не задумываясь. В них нет той особой гордости, которой славились древние эллины и римляне. В них больше от коварства и подобострастия персов тех времён. Об этом ещё Ямамото Цунэтомо говорил:
И вот девочки, чем они много сильнее нас, мальчиков: они максимально заточены природой на выживание в том круге общения, в который случайно попали. Если мы чуть что хватаемся за табуретки и готовы поубивать негодяя, они затаят обиду, сосредоточатся, и тихо и длительно начнут выносить ему мозг тысячью изощрённых способов. Нет особого обидчика — она будет тренироваться на папе, брате, муже, подругах, коллегах. Это как кошка, которая постоянно должна точить коготки. Идеальная женщина — та, которая настолько мудра, чтобы не точить коготки на тех, кто ей, в общем, дорог. Это эволюционно выработанная выигрышная модель женского поведения. Вода камень точит. Женщина — это вода.
Оттого в современном мире женщины часто жертвы. Где к их услугам весь арсенал современного изощрённого права, многие их них предпочитают промолчать и обидеться, терпеть и сносить. Что с нашей мужской точки зрения нелепо и недопустимо. Но это то, что делает женщину куда более живучей в общем, как явление. Мы в этом отношении слишком хрупки. Как закалённый клинок. Оттого в войнах исстари погибают отчего-то мужчины. Ну не женщины же! Видите, в человечество прямо ввинчено это понимание.
Это когда со мной поступили так, как я не согласен терпеть. Потому что в реальности со мной продолжают обычно поступать таким образом, как я согласен. То есть кто-то требует уважения к своим нуждам, желаниям, чувствам, личному пространству и заявляет об этом, А кому-то вообще не понятно, что такое чувство собственного достоинства, и почему это унизительно, когда с тобой обращаются как с дерьмом.
Чувство собственного достоинства™ ещё. Опять же, не путать с кастанедовским чувством собственной важности. У людей полная неразбериха в терминах, и тяга быть христианами (это же стало модно теперь) по указке попов невнятной, поскольку разобраться в этическом учении Христа самостоятельно — они понимают, что не потянут.
Я всякий раз в таких случаях Декарта вспоминаю. Помните, мы говорили недавно о порочности наблюдаемого устройства цивилизации? И вот менять надо начинать с самых глубин: с реформирования принятой системы формирования человека, как экспертной системы, с системы описания мира — привет, опять же Кастанеде. Неспроста ведь семиотикой философы занимаются, а не лингвисты.
Пойду кактус на подоконнике пожую.
Что значит не должно? Все что есть почему-то существует. Обида возникает тогда, когда ожидания расходятся с действительностью. Оно может выражаться по-разному: состоянием скорби, фрустрацией, прямой агрессией. Это такое специальное переживание душевной боли, чтобы человек обратил внимание на свои представления о реальности и как-то их подправил. Ну вот, например, у человека есть представление, что мир устроен таким образом, что женщина должна чистить мужчине обувь (это не ха-ха, а реальный случай), потому что его мама так делала (она была домохозяйкой, а папа был большим начальником). Как вы понимаете, когда он стал женихаться его ожидал большой сюрприз. Сначала он долго обижался и никак не мог понять, а в чем собственно дело, а потом пришлось решать, так ли важен этот самый критерий выбора партнера.
Мы же понимаем, что они думают редко, включают этот тумблер там у себя. Крайне энергозатратный процесс. Проще ведь всё на автомате: не чувства, а расчёт; не мысли, а мнения.
То есть это не милый дефект детского восприятия мира, который достаточно разъяснить и всё будет в порядке, а — если уж там такие дефекты всплывают, то что же там ещё таится, пока невсплывшее? Похоже, что устройство вовсе неремотнопригодно.
О, а мы мыслим похоже. Я тут как раз размышляя на фоне о вашем примере, вывел такую черновую формулу: брак может быть счастлив, лишь если оба партнёра — существа высшего рода, отключившие вот эту автоматическую звериную страсть к доминированию. Либо осознанно, путём внутренней работы, либо отказавшись от неё из любви или природной незлобивости характера. Либо получив по носу от своего более развитого партнёра — что, впрочем, уже несёт переходный характер к обычному, несчастливому браку: браку не как союз, а как борьба, с подавляющим и подавляемым; как несвобода.
Хм, а вот в политике такого вообще не встречается. Политические личности заведомо недостаточно развиты. В Европе современной разве что-то интересное в этом отношении возникает. И то неизвестно, насколько прочно.
Нечто подобное и в отношении детей, домашних зверюшек. За той разницей, что с ними нам не суждено найти общий язык. Увы, и многие супруги точно так же мыслят на разных уровнях, и отношения становятся на удивление схожими с этой вторичной моделью. Такой более важный смысл превратно трактуемого штампа «равенство в отношениях». Это не правовая категория, было бы глупо, это само собой, как же иначе. Это интеллектуальная категория. И чувственная. «Всегда кто-то любит больше» — это не данность, не непреложность, а лишь распространённый дефект.