lynx logo
lynx slogan #00024
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

итальянский политик Чиччолина




   

№7544
12 344 просмотра
31 января '15
суббота
9 лет 317 дней назад



Пожар в библиотеке ИНИОН РАН на Нахимовском — одной из крупнейших библиотек Москвы

В Москве всю ночь тушили здание библиотеки Института научной информации по общественным наукам на Нахимовском проспекте.

Трехэтажное строение загорелось накануне вечером. Несмотря на усилия около 60 пожарных расчётов, свыше двухсот спасателей, здание сильно пострадало, полностью выгорела и обрушилась кровля.

Бесценные экспонаты библиотеки ИНИОН РАН нуждаются в реставрации


Как вижу, то, что он показывает, крича «смотрите! все книги целы» — это не более чем подшивки довоенной периодики, ценности, ввиду своих тиражей, вовсе не представляющие.

Фундаментальная библиотека ИНИОН РАН, основанная в 1918 как библиотека Социалистической академии общественных наук (позднее — Коммунистической академии), насчитывает около 14 миллионов единиц хранения (книг, брошюр журналов, авторефератов диссертаций, микрофильмов и т. д.). В её фонде имеются редкие издания XVI — начала XX веков, документы на древних, современных восточных, европейских и русском языках. Часть книг Готской библиотеки, вывезенной из Германии в 1945 году, и одна из крупнейших в России коллекций книг на славянских языках.


Говорят, что огонь и вода не добрались до книгохранилищ.

Хотя по изначальным масштабам пожара следовало ожидать, что погибло всё. Площадь пожара составила 2 тысячи квадратных метров, кровля обрушилась на площади 1 тысячи квадратных метров.

Если это так, если уцелели все, или пусть даже большинство невосполнимых изданий, то помимо завещанного нам «рукописи не горят» — следует отдать должное архитекторам и конструкторам прошлого, спроектировавшим книгохранилища с расчётом на противостояние даже подобным безнадёжным ситуациям.
  Написал Густав Гусак  
49



«Экземпляры большинства погибших в огне книг библиотеки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) есть в зарубежных университетах, ИНИОН получит к ним доступ», — заявил в субботу директор института Юрий Пивоваров. — «Большая часть книг здесь иностранные. Такие есть в некоторых институтах за рубежом, и мы будем иметь к ним доступ».

Президент РАН Владимир Фортов оценил ущерб от пожара в 15% от всего фонда библиотеки.
Кстати, очень красивое здание было, само по себе.

И при том, что одичавшие потомки советских людей уже давно показали, что даже восстановить всё как было они не умеют, категорически, и всякий раз под предлогом реставрации тупо разрушают памятники архитектуры, даже без пожара, даже те, что до них вполне себя хорошо чувствовали — это особенно грустно.
Институт научной информации в Москве, 1967 г.

Проектирование 1960-1964 гг., строительство: 1964-1967 гг., архитекторы: Я. Белопольский, Е. Вулых, Л. Мисожников (Моспроект-1), конструкторы: Э.Дистлер, А.Судаков. Институт известен в отечественной и мировой науке своими информационными изданиями, автоматизированной системой хранения и поиска информации и многим другим.

Мотив фасадного решения лаконичен и выразителен: частый ритм ребер, прикрывающих остекление двух нижних этажей, зрительно образует основание для сплошной ленты остекления третьего этажа, которые нависает консолью над нижележащей частью здания. Композиция увенчана трехметровой плитой перекрытия, облицованной плитками белого мрамора.

Широкий мост через бассейн, брошенный от дороги ко входу, проходит через массивные бетонные ворота, которые однако всегда дружественно открыты посетителю. В полном спокойствии композиции четко читается вход в здание. Ровные линии фасада дополняют пластичные лестницы. Последний штрих фасада – картуш, налево от входа («Картуш» — орнамент, украшение или декоративный текст на фасаде здания). Обратите внимание, что современные архитекторы практически не используют шрифтовые решения фасада. Тут же — текст на фасаде пропорционален и увязан с ритмом самого здания. Более того — здание уже не нуждается в рекламе.

Обратите внимание, пруд с фонтанами одновременно и архитектурно-ладшафтный мотив и элемент инженерного оборудования здания. Он выполняет функцию охлаждения воды для кондиционирования помещений Института и библиотеки. Фото — конец 60-х. Сейчас пруд стихийно разобран по камешкам как Пантеон в Афинах...

И вот, кстати, библиотека эта существовала не в формате счастливых благополучных Ленинки и Иностранки, и в наши дни сохранивших, к счастью, свою жизнеспособность. Тут всё было изначально куда печальнее. Что было заметно уже издалека, просто если идти мимо.

Получается, вчерашний пожар — естественное развитие ситуации. Что в теории систем: как только сложная система прекращает самоподдерживание — начинается её постепенное разрушение, со временем приводящее к окончательной гибели: длительное тление вдруг разом переходит в единомоментный пожар.

Это и фрактальное самоподобное отражение всего, что происходит в России.

    Quod est inferius est sicut id quod est superius.
    Et quod est superius est sicut id quod est inferius.
    Ad perpetranda miracula rei unius.

    Что внизу, то и вверху. А что вверху, то и внизу.
    Дабы осуществить чудеса единой вещи.


ИНИОН — это, по сути, большая специализированная библиотека. В те времена, когда государство пыталось оградить граждан от тлетворного влияния Запада, ИНИОН отслеживал буржуйские интеллектуальные новинки и давал посвященным возможность с ними ознакомится. Штат сотрудников ИНИОН исправно выпускал рефераты иностранной литературы, имевшие гриф «Для служебного пользования», а также, разумеется, отслеживал и отечественный книжный рынок, конкурируя, таким образом, с другими крупнейшими публичными библиотеками типа Ленинки.

Как вы уже знаете, академики смирились с тем, что центральный вход в ИНИОН замурован и здание выглядит нерабочим. Всех жаждущих знаний запускают через маленький боковой вход, после чего вы попадаете в длинные узкие пустые тёмные коридоры. Свет в здании экономят, поэтому передвигаться приходится чуть не ощупью. Наверное, сотрудникам ИНИОН темнота и тишина навевает покой, но пришлому становится жутко.

Они замуровали вход. Они приходят на работу в 11 и уходят раньше 16 часов. Они работают на компе одним пальцем. Они настолько опустились, что не управляются по телефону, и нужно лично ходить за каждым сотрудником, и контролировать, чтобы он не сбежал в темноту. У них внутри института нет единой базы данных, каждый библиотекарь записывает читателей в свою тетрадку. И главное, они берут деньги за поиск книг!



Вот это характерное запустение начала 90-х — это особая романтика, давно уже ушедшая. Тишина высоких сводов советских учреждений, покинутых всеми, заброшенных. Лишь тягучий медовый луч солнца из окон во всю стену медленно, еле заметно ползёт по пыльному широкому подоконнику, листьям тропических растений в кадках, и тихо, но отчётливо в тишине, тикают часы над тяжёлыми приоткрытыми дверьми из полированного дерева. Особенное ощущение, что попал в некую Атлантиду, в её величественные дворцы, на её широкие проспекты, а построивших всё это, пользовавшихся всем этим — уже и нет. Словно волны океана всех вдруг унесли, оставив лишь воспоминания о цивилизации прошлого. Будто во сне. Такая постапокалиптика — по которой я уж ощутимо тосковал с 91-го. Изредка вот, правда, попадаются оазисы. Но и их пожирает огонь.

Стоики, вроде, учили вслед за Гераклитом, что весь мир будет уничтожен в огне?
Indian › Это и фрактальное самоподобное отражение всего, что происходит в России.

Да, символично весьма.
Галерея фотографий с пожара.
«И все это для нас напоминает Чернобыль».

Чтоб снизить градус патетики и объяснить, отчего такая несколько неправильная форма «для нас» вместо «нам напоминает» — требуется комментарий.

Как раз тут недавно мы обсуждали, с чего всё посыпалось в стране (тогда ещё нашей общей). И, не помню, наверное я прямо эту свою мысль не высказал — я вообще где-то лишь малую часть высказываю из того, что приходит на ум. Но вот теперь ей как раз самое время. Посыпалось всё не просто с Горбачёва, а конкретно с Чернобыля. Когда вдруг все советские люди узнали, что а) родная Партия врёт им, ставя сами их жизни и здоровье — их и их детей — под угрозу, просто без цели уже особой, лишь бы прикрыть, как она позорно облажалась; б) всё посыпалось; разрушаются уже вещи, которые не могли, не имели ни малейшего права вот так бездарно вдруг разрушиться, основополагающие.

Это к вопросу, почему вдруг Чернобыль.

Ну а «для нас» — это «для тех, кто» помнит это откровение весны 1986-го, кто понимает эти тонкие вещи, что вот я только что. Что это не просто библиотека сгорела. Это очень характерный симптом государства, в котором уже библиотеки сами по себе вдруг вспыхивают и сгорают. De facto, полного уже отсутствия государства. В нём уже разрушено всё, что можно. Все институты государства. К чьей-то неизменно выгоде.
Indian › Угу. Судя по разговорам, библиотеку забросили, и сливали целенаправленно. Такой бардак трудно представить даже у нас — ни ремонта, ни нормального персонала, ни возможности по-человечески пользоваться книгами. Хотелось бы увидеть не электрика в качестве подсудимого по делу о халатности, а минимум — руководителя по делу о злоупотреблении, например. И это повод вспомнить о тех книгохранилищах, которые еще остались.

[ uploaded image ]

[ uploaded image ]

[ uploaded image ]
Indian › Или кому-то жизненно необходим такой сладкий кусок земли? Да вот не учли качество постройки..
Siesta › Мне сейчас в новостях резануло слух заявление «версия поджога не рассматривается».

Я и сам её не рассматривал вплоть до этого заявления, я не склонен заранее подозревать людей в худшем. Я их, напротив, при любой возможности, идеализирую излишне. Но вот в чём дело: если кто-то сразу же с высокой трибуны urbi et orbi заявляет, что определённая версия заведомо не рассматривается —

при том, что на этой стадии возгорания, при допущении очага площадью в тысячи кв. метров, не просто не было возможности провести криминалистическую экспертизу в конкретном помещении, где пожар начался — но и вовсе уже бог знает, что там случилось, и вообще где когда-то в более счастливом мире было то помещение

— ну, значит, на месте по-настоящему беспристрастного следствия я бы как раз начал с этого человека, и кругов, с которыми он связан.

И сразу второе заявление там же: «Это проводка загорелась». Перевожу на обывательский. На проводку кивают всегда, когда причины неизвестны. Такая универсальная отмазка. В жилом секторе: непотушенная сигарета. Сто лет назад, думаю, пеняли на вон керогазы всяческие и печи. То есть нам заранее уже лгут. Причём, прозрачно так. Ну вы ж всё равно идиёты, мы вам вообще сначала думали сказать, что это Гитлер бен Ладен так, кто там у нас живой? Лукашенко Порошенко.

Эта версия остаётся. Бог не фраер, он всё видит. Посмотрим, cui prodest — кто воспользуется этой бедой в скором будущем.


И, в рамках диалектики сократической славной, вон вернёмся к тому, что не всё же совсем плохо. Вон, упомянутые мной Иностранка и Ленинка вполне себе здравствуют. Значит, не все институты государства разрушены — как я вон вопил страшно? Впрочем, ту же Ленинку уже начали постепенно ссылать из города — куда-то туда, подальше, в леса с волчками пушистыми и мухоморами сочными; куда уже люди в неё не поедут, проще вон интернетик почитать убогий.

[ uploaded image ]

[ uploaded image ]

[ uploaded image ]

[ uploaded image ]
Напомню, так строить уже не умеют. Умерли все те великие советские архитекторы. И дело даже не в том, что они унесли с собой какие-то секреты — вовсе нет. В модернизме нет ничего непостижимого, напротив, он предельно прост в своём изяществе. Построить так же — не вопрос. Но не могут. Да и не пытаются даже. Культура утрачена. Не знание даже, не технэ — больше, сама культура.

Потеряно здание, имевшее историческую ценность, формировавшее эстетику целого района, одна из достопримечательностей столицы.

Они даже отреставрировать повреждённое пожаром здание не смогут с сохранением его исторического интерьера, да и фасада. Все «реставрации», проводившиеся с 2000 были, по сути, уничтожением оригинальных строений.
   


















Рыси — новое сообщество