lynx logo
lynx slogan #00094
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

не забудьте выключить телевизор




   

№6849
12 374 просмотра
27 апреля '14
воскресенье
9 лет 338 дней назад



Утюгон

[ uploaded image ]
Утюгон — первый русский синтезатор, собранный, по словам Курехина, самим Маяковским.

Разумеется Курехин, как всегда, не был серьезен. Автор сего прогрессивного инструмента Тимур Новиков, создатель группы «Новые художники» и участник «Популярной механики».

Сам автор говорил про инструмент так: Утюгон — это такое устройство, которое издавало звуки: это был стол, с которого на специальных струнах свисали утюги. Утюги свободно раскачивались и стукались друг о друга, и достаточно было один раз толкнуть это сооружение, чтобы оно в течение получаса издавало очень странные звуки, которые можно усиливать через электронное оборудование...

В настоящее время находится в Русском музее.

утюгон первый русский синтезатор


Это удивительно точно воспроизводит ту самую, первую истинную, возвышенную музыку древнего царства Чжоу. Противопоставленную вульгарной музыке царств, люди в которых утратили путь. Музыку каменных пластин.

Еще мальчиком Кун Цю услышал, как слепые музыканты исполняли ритуальные песнопения, подыгрывая себе на цитре с шелковыми струнами и маленьких барабанчиках. Пели они не так, как поют простолюдины, — голоса у них напряженные, грудные, а конец каждой строки отмечается громким ударом в барабан или каменную пластину, подвешенную на высокой раме.


Его главным открытием тех лет стал мир церемониальной, такой непохожей на песни простонародья музыки, мир необычных созвучий и удивительных инструментов, каких не встретишь за стенами дворца. Тут хранились барабаны всевозможных форм и размеров, многострунные певучие цитры, бамбуковые флейты, большие рамы, на которых висели каменные пластины, и даже целый оркестр из шестидесяти четырех больших и малых колоколов! Не каждому хватало способностей и терпения разобраться в тонкостях этой сложной, истинно царской музыки. Еще раньше Кун Цю, как все дети знатного происхождения, учился петь песни поэтического канона чжоусцев. Теперь он узнал, как надо их петь под аккомпанемент, предписанный древними правилами. Ученые люди во дворце называли старинную музыку «изысканной». В ней не было ничего сладкозвучного, ничего возбуждающего низкие чувства, как в новомодных мелодиях, повсюду звучавших на веселых пирушках. Слепые музыканты однообразно, почти заунывно тянули слова древних песен под размеренное бряцанье каменных пластин. Чтобы понять такую музыку, в нее нужно было долго вслушиваться. Это была музыка для человека твердых устоев и незыблемой воли. Что могли понять в ней легкомысленные любители развлечений? Кун Цю уже знал: мудрец тем и отличается от заурядных людей, что благодаря музыке воспитывает в себе сдержанность и постигает сокровенный смысл «чистого звучания яшмы»; в звуках музыки он внимает беззвучному. Дворцовые знатоки музыки разъясняли Кун Цю величие «изысканной» музыки древних, очищающей людей от всего низменного и суетного, обращающей их духовный слух к беспредельной гармонии Неба и Земли. Они рассказывали ему о великих музыкантах древности, которые одним прикосновением к струнам своей цитры приводили в действие грозные стихии мироздания. Они учили его, как незаметным движением пальцев производить колебания звука, столь же утонченные и неуловимые для неискушенного слушателя, сколь «неуловимы в своей утонченности» творческие превращения Великого Пути мироздания. От них Кун Цю прослышал и о природе музыки в разных царствах: «Песни царств Чжэн и Вэй — это музыка смуты. Песни из области Санцзянь — это музыка гибели. Песни царства Сун — это музыка изнеженного духа. Песни царства Ци — это музыка горделивого духа. Но нет музыки более величественной и глубокой, чем изысканная музыка Чжоу!..»


Из всех инструментов Кун Цю особенно полюбил семиструнную цитру, по-китайски цинъ. (К слову сказать, с легкой руки Конфуция именно ей суждено было стать классическим музыкальным инструментом ученых мужей Китая.) Он начал брать уроки игры на цитре у лучшего музыканта в Цюйфу. Старый учитель Ши Сян поначалу был не слишком внимателен к своему новому ученику. Ему хотелось поскорее перейти к музыкальным пластинам и колоколам — самым древним и благородным инструментам. Наиграв Кун Цю одну мелодию, он велел ему разучить ее. Минуло десять дней, он поинтересовался успехами ученика и остался доволен: «У тебя неплохо получается. Я могу дать тебе еще что-нибудь», — сказал он.

— Прошу вас, учитель, не торопиться, — ответил Кун Цю. — Я выучил мелодию, но пока еще не освоил ритм.

Кун Цю поупражнялся еще несколько дней и попросил учителя послушать его. «Теперь ты играешь совсем хорошо, — сказал Ши Сян. — Ты можешь смело браться за другую мелодию».

— Нет, учитель, — снова возразил Кун Цю. — Я еще не могу как следует выразить настроение песни. — И он продолжал с утра до вечера музицировать на своей цитре. Спустя несколько дней учитель Ши Сян еще раз послушал его игру и опять остался доволен. «Теперь ты уловил и настроение песни. Может быть, начнем все-таки разучивать новую вещь?» — сказал он.

— Прошу вас, учитель, дайте мне еще немного времени, — взмолился Кун Цю. — Мне хочется понять, что за человек сочинил эту песню! — И снова Кун Цю долгими часами сидел, склонившись над своей цитрой. Он то впадал в глубокую задумчивость, то вдруг приходил в крайнее волнение. Наконец он пришел к учителю и сказал: «Теперь я знаю, кто был человек, сочинивший этот напев. Это был муж смуглолицый и высокий, прямо-таки величественный! Его взор устремлялся в недостижимые дали, его дух обнимал все пределы небес. Таким мог быть только достопочтенный Вэнь-ван, основоположник дома Чжоу!» Изумленный учитель встал и отвесил поклон своему упорному ученику. «Ты угадал! — воскликнул он. — Старейшие из знатоков музыки и вправду сказывают, что эту музыку сочинил сам Вэнь-ван!»

Разверну ссылку. Потому что видео на Ютубе живёт недолго. Чтоб потом могли найти.

Сергей Курёхин. Музыкальный ринг 1987 — 1 часть, с 13-й минуты.


Как эпически травят Курёхина и Летова комсомольские работники.
Indian › У меня «ощущение наоборот». По-моему это Курехин всех тролил, с самого начала. Сперва спросил — есть ли в этом смысл, потом сыграл авангардный джаз. А потом стоял и мило улыбаясь ловил лулзы.
Even › Если с этой стороны зайти — то Гумилёв тоже неплохо произдевался над большевиками на своём расстреле.

Вы же знаете, даром это всё ему не прошло. Сердце очень скоро не выдержало. И кто его знал, все говорили, как сильно он изменился к концу.

Курёхин всё на полном серьезе делал. Курёхин вообще под конец очень странный стал — и очень злой. От него такая ярость шла! Про него тогда в какой-то питерской газете — кажется, в «Смене» — напечатали совершенно обсирательскую статью. Обгадили с ног до головы. Писали, что никакой он не талант, что все НБП вместе с Курёхиным — это какие-то фашисты, идиоты. На них даже в суд хотели подавать. И в этот момент я, Дугин и Курёхин там случайно встретились и решили отметить эту встречу.

Пошли в гости к какому-то профессору математики — или философии, не помню уже. И только стали в метро спускаться, как вдруг видим этого журналиста, который статью написал. Он тут же был принародно избиваем: Дугин подошел и пнул его ногой по заднице. Этот журналист завизжал, как свинья, и побежал в милицию жаловаться. Всех нас в итоге забрали менты. А когда они узнали, кто мы такие, сразу закричали: «Где этот журналист?! Давайте его догоним и еще дадим!» Вот такая история.

А потом Дугин выпил малость, и у него опять пошла эта курёхинская гомозня. Начал говорить, что из галактики на нас летит огромная плазма. Эта плазма приближается, и скоро нам конец — буквально через год, что ли. Я говорю: «Ну да, конечно, Ленин-гриб». Он ужасно обиделся, чуть до драки не дошло.

Егор Летов, Контр Культ Ур'а №12, 2001


К слову, это и ключ к тому, отчего поэтика Цоя так сильно изменилась в конце, перейдя от лирики того, кто получает огромное удовольствие от этого странного мира, к героике того, кто решил отсюда уходить.

И ключ ко всем трагическим преобразованиям России в последние четверть века. Вот эти комсомольские функционеры всего через четыре года и взяли власть. И направляют область Санцзянь к предуготованной ей с тех самых пор судьбе.
Indian › Это вобщем-то отдельная тема.
Я то о Курехине, и его творчестве, узнал уже после его смерти. Так что все что я видел было ретроспективно. И этот исход у меня всегда был связан невидимыми узами с его политическим этапом жизни. Грубо говоря, уйдя в политику, он взвалил на себя очень тяжелую «карму». Думаю этим и можно объяснить его перемену. Ну а в итоге — не выдержал, надорвался.
Even › А учитывая, что ушёл в политику он совершенно в ином смысле, чем эти слова нормально означают... Это же не причина, лишь внешнее следствие чего-то глубинного, что произошло.

Вон Лимонов всё это пережил, правда поглупел страшно, Егор Летов, туда же тогда кинувшийся, в том же оккультном смысле: в эти мистические поиски вселенской стрелки, которую надо было повернуть, чтобы Россия не свернула в свой нынешний тупик — вполне себе всё это провернул через жизнерадостную мясорубку своего задора и без особых потерь ушёл в свой последний, самый магический период. Дугин так вообще заматерел и вон годным философом с уклоном в современный французский мистицизм заделался. Ну, когда дурака не валяет, понятно. Хотя ему тоже идёт.

И лишь тонкий и всех более пребывающий над сценой Курёхин вышел на это башлачёвское самоуничтожение.

Думаю, это тема многих будущих диссертаций — что там случилось и отчего. И хорошей книги вроде «Тёмной башни» Кинга (он ведь в ней тоже не выдумывает, а кое-что важное осмысливает). Хотя вернее, просто все про это забудут, и всё. Как забыли множество подобных архиважных, ключевых мест в истории, всех этих Эхнатона с Нефертити, орфиков, ессеев и погибших мудрецов из Хуайнани.

Дальше принялись жевать свои бутерброды с колбасой, иногда задумываясь, что а вот неплохо бы иногда задумываться о вечном. Забыв, что те, кому это по-настоящему удавалось, всякий раз уничтожались структурами этого мира, осуществляющими тут гегемонию.
Следует заметить, что инструмент имеет скрытые неиспользованные резервы. Утюги на струнах качаются туда-сюда лишь в одной плоскости — горизонтальной. Я бы предложил подвесить еще пару утюгов на пружинах, скажем, от старого советского железного эспандера. Ну, для полноты полифонического модульного синтеза.
Artifex › А вы заметили, что инструмент был намеренно кем-то потом сфальсифицирован? Думаю, чтобы отнять у него его магическую силу, которую опасно давать в руки смертных. В оригинале там совсем не гантель висит, а гораздо более сакральный с виду талисман.
   


















Рыси — новое сообщество