lynx logo
lynx slogan #00019
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг




   

№6825
6543 просмотра
19 апреля '14
суббота
9 лет 345 дней назад



Выстрел

[ uploaded image ]
Перфоманс Криса Бурдена.
В 71-м году (про Вьетнам вы помните) ассистент с пяти метров из винтовки прострелил ему руку. Интерпретации сему действу Крис предоставил давать критикам.


Очень хорошо. Точнее выразить скотство и запредельное безумие войны, чем перенести её обычный акт, транспонировать в заведомо мирный топос — и нельзя.

Но очень вторично. Вон Моррисон это сделал тремя годами ранее.

Да и мелкашка — как-то несерьёзно...


А вообще ждём Алёнку, что она скажет. На мой взгляд — все действия пациента направлены не на философское осмысление; не на привлечение внимания общественности к проблеме; не на привлечение его к себе даже, желании прославиться на пару дней, по Уорхолу; не на взывание к человеческим качествам в их чистом виде — но на привлечении жалости и сострадания к себе. Пожалейте меня. Лишь это даёт энергию жить, имеет высший смысл. Idée fixe, если я правильно это определяю, не имея соответствующего профильного образования — идея, из-за дефекта мышления ставшая сверхценной, не имея ни малейших оснований к присвоению ей такого приоритета. Да и вовсе постыдная — инфантильная, оперирующая непреодолёнными манипулятивными паттернами капризничающего трёхлетнего ребёнка.

Но есть и обратный аспект, уже взрослый: «Это тело — не важно. Оно будет использоваться для вещей более ярких, более реальных, чем наша обычная жизнь, всё это бессмысленное копошение, её наполняющее». Впрочем, тогда время такое было, более реальное, время, когда человечество ближе всего подошло к прутьям своей клетки, прежде чем отшатнуться от них в ужасе в 70–80–90-е, далее везде.


Во время другого перформанса, Doomed, Бурден лежал неподвижно в галерее под наклоненным куском стекла и часами, которые шли рядом. Крис был готов оставаться в этом положении до тех пор, пока кто-нибудь не вмешается каким-либо образом в перформанс. Сорок пять часов позднее охранник поставил кувшин с водой на досягаемом расстоянии от художника. Бурден затем разбил стекло, положив конец перформансу.


Вот неплохо. Это как раз выглядело бы, не будь у него всё поставлено на поток, как обращение к центрам воли, актов, сочувствия людей. Но зачем это? В жизни это каждый день происходит. Чаще чем раз в 45 часов — ему ещё охранник на редкость флегматичный попался.
Ну и чтобы была понятна моя оценка — список его приключений полностью.

Репутация Бурдена как художника, работающего с перформансом, начала расти в начале 1970-х после того, как он показал серию провокационных перформансов, в которых идея личной опасности как средства художественного выражения была центральной. Порой эти действия, особенно, если не удавалось привлечь внимание публики, снимались на 16-миллиметровую пленку. Другие сохранились только благодаря скупым записям Бурдена. Например, перформанс «Тихо сквозь ночь» (Through the Night Softly), Бурден описал следующим образом: «Мэйн-стрит, Лос-Анджелес, 12 сентября 1973. Держа руки за спиной, я медленно, с трудом продвигаюсь по битому стеклу. Зрителей совсем мало, большинство просто прохожие».

Его наиболее известная работа этого времени — перформанс Выстрел (Shoot, 1971), в котором левая рука художника была прострелена (при помощи ассистента) с расстояния около пяти метров. Бурдена отправили к психиатру после этого произведения. Много интерпретаций появилось в связи с этой работой. Многие видели это как заявление о войне во Вьетнаме и американском праве носить оружие. Другими перформансами 1970-х были «Five Day Locker Piece» (1971), «Deadman» (1972), «B.C. Mexico» (1973), «Fire Roll» (1973), «TV Hijack» (1972), «Doomed» (1975) и «Honest Labor» (1979).

Один из наиболее известных перформансов Бурдена, Trans-Fixed, был показан в 1974 на Speedway Avenue в Венеции, Калифорния. Во время этого перформанса Бурден лежал лицом вверх на Фольксвагене Жуке, обе его руки при этом были прибиты таким образом, будто он был распят на автомобиле. Машину вытолкали из гаража и мотор работал две минуты перед тем, как машину затолкали обратно в гараж.

Позднее, в этом же году, Бурден представил перформанс White Light/White Heat в Галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке. Во время этого перформанса Бурден провел двадцать два дня лежа на треугольной платформе в углу галереи. Он был вне поля зрения зрителей и сам не мог их видеть. Согласно Бурдену, он не ел, не разговаривал и не спускался все это время.

Перформанс Kunst Kick, показанный во время открытия Базельской ярмарки искусств в 1974, состоял в том, что Крис Бурден улегся наверху двухпролетной лестницы, а Чарльз Хилл пинал его, при этом Бурден скатывался каждый раз на две-три ступеньки.

Во время другого перформанса, Doomed, Бурден лежал неподвижно в галерее под наклоненным куском стекла и часами, которые шли рядом. Крис был готов оставаться в этом положении до тех пор, пока кто-нибудь не вмешается каким-либо образом в перформанс. Сорок пять часов позднее охранник поставил кувшин с водой на досягаемом расстоянии от художника. Бурден затем разбил стекло, положив конец перформансу.

Indian › А чё меня ждать-то? Я не знаю зачем он это сделал, и вы не знаете, и критики тоже не знают. Но добровольное членовредительство — это точно не норма. Будете, наверное, смеяться, но даже такие «безобидные» штуки как тату и пирсинг — это уже ахтунг для любого психотерапевта. А тут така фигня.
Alenka › Нет, я не смеюсь. Я и сам всегда, с детства, понимал именно вашими словами, что такие «безобидные» штуки как тату и пирсинг — это уже ахтунг. То есть человек относится к вверенной ему матчасти, как к стене чужого завода, на которую ему ничего умнее не приходит, чем каляку-маляку нарисовать.

Была такая история, из разряда пионерских страшилок и прочих сказок про чёрного дембеля.

Заступил боец в караул по аэродрому. И, поскольку скучно перманентно, а тут особо, да ещё и дебил — стал себя развлекать тем, что вырезал штык-ножом всякие надписи на бортах летательных аппаратов боевых реактивных. Короче, ему присудили мало того что дисбата по полной, так ещё и компенсировать нанесённый материальный ущерб в размере полной стоимости выведенной из строя техники в пятикратном, кажется, размере.


А по поводу «неведомо сие есть» — это да. Тут я отыграл роль психолога, применяющего модели, а вы — философа. Но смотрите: если человек всю жизнь разыгрывает одни и те же трюки, в которых:
  1. Он примеряет на себя роль жертвы.
  2. Делает это публично, с расчётом на внимание окружающих.
  3. Приобретает тем самым известность, внимание общества, знакомых, выгоду, положение (вон до профессора дошёл).
То... да, пока ничего не ясно. Хотя есть уже определённые подозрения. Но у меня есть ключ к этой загадке: чтобы всё стало окончательно ясно, достаточно взглянуть на его дискур, его связный письменный текст, в котором он описывает своё мировоззрение и modus operandi.

Тем более, что он опять же, профессор — там должна быть диссертация по всем канонам, без дураков.

Человек, это особый сорт чёрного ящика, магический. Извне про него ничего нельзя сказать определённо (более того, это методически и этически — не очень здорово), но вот зато сам он про своё устройство может исчерпывающе доложить.
Indian › Удобная позиция — когда за тебя сверхидею придумывают специально обученные люди, тебе остается лишь прибить себя к брусчатке, или там нагадить на памятник. По сути, насколько я понимаю: привлечение внимания к себе — это лишь часть какого-то комплекса, более глубокого и богатого на неожиданности. Жаль, что такие акты творчества обусловлены теперь не желанием художника явить миру откровение, а психическим заболеванием.
Leshiy › И тем не менее, я ведь неспроста отметил первым, как самое важное, то, что сам факт транспонирования логики войны в логику мира взрывает всё. И вот оттого он молодец. Но — и это очень важное но — Моррисон ведь сделал это гораздо раньше.

И для гораздо большей аудитории. Зонг унд пиэса The unknown soldier по всему миру прошли, даже лондонским и стокгольмским обывателям демонстрировались.

Всё, что сделал этот товарищ — да, очень запоздало подхватил, включился в уже мощнейший на тот момент эгрегор, основной для хиппи, для всей культуры того времени: «Хуй войне» «Make love, not war».
Indian › Моррисон был настоящий шаман. При этом я не отказываю художнику в его праве писать, рисовать или петь на актуальную для него тему, даже если «о любви немало песен сложено», тут важно свое прочтение. И поэтому «Выстрел» тоже творчество, для 71-го года — революционное. Но я все ж предпочитаю сначала узнать. что хотел сказать автор, а потом смотреть, насколько ему это удалось, а не угадывать, что на рисунке — ёжик или лошадка. smile
Leshiy › Приготовились? Не знаю, как он в профессоры чего-то там пролез, но никакой диссертации по антропологии, философии или психологии у него не было. Он магистр, не более. Да ещё и изящных искусств. Причём, в самом низком из жанров: артист эстрады. А, ну для них, говорят, выше магистра и не бывает. Так что сразу расходимся.

Иногда отсутствие ответа является ответом.

С другой стороны, если вы найдёте какой-нибудь его программный текст на эту тему, где действительно видна мысль за телодвижениями — сойдёт. Вон как у Малевича, который в текстах своих куда умнее и тоньше, чем в своих холстах.
Leshiy › Такой момент заметил ещё, в котором надо достичь ясности, если мы хотим двигаться дальше. Не художник он. Искусство предполагает τέχνη — нарабатываемое годами мастерство, видение всей совокупности массы мельчайших элементов творческого акта (зачастую, и как правило даже не осознанных, возникающих интуитивно и закрепляющихся рефлекторно), авторскую эстетику, особый стиль, вселенную, которая исчезнув, заставит скучать по себе, чувствовать, как её не хватает. Это и в живописи, и в литературе, и в театре (вспомним великих советских киноактёров) и особенно в музыке.

Когда это есть — это да, искусство. А когда нет — об этом больше нельзя говорить вот так с придыханием: ну он же художник, и поэтому «Выстрел» тоже творчество.

Вон позавчера весёлые таджики загорелые в престижных норковых шапках, несмотря на уже летнюю жару у нас, красили бордюрные плиты зачем-то попеременно зелёной и жёлтой красками (мне странны эти их экзотические чужеземные обычаи, но я их уважаю даже не понимая) — вот они куда большие художники. Их перформанс удивительнее.
Сегодня у нас, кстати, «день ушанок». Наверно, поэтому.
Indian › Вот почти совсем согласен, ан не со всем. Искусство это или нет — это же акт оценки? Если человек себя художником называет, а рисовать, например, не умеет — художник ли он после этого? То есть, взял какой-то блоггер и опубликовал записи в своем ЖЖ отдельной книгой — писатель он? Раз пишет, то формально — да. А книгу не то что не раскупили — не скачали бесплатно ни разу. Для себя я так определяюсь: художник — тот, кто рисует, как запись в трудовой, даже если он рисовать не умеет, а дальше — хороший он художник, или нет.
Leshiy › По какой-то искривленной логике вспомнил Ника Кэйва, включил и работаю под него.
Leshiy › Значит, сегодня день ушанок и Ника Кейва.

Мне вот тоже его подсунул YouTube сегодня внезапно. То ли к турне готовится, рекламу дал, то ли какие иные струны бурно строящейся Матрицы тут протянуты.
Leshiy › Я уж сам пожалел, что не сказал то же самое, только много короче и проще. Критерий элементарен, просто в момент сомнения спросите себя: вы можете сделать так же, или нет.


И окажется, что сыграть как Манзарек вам ну не дано. Картину написать, как, скажем, Хокусай. Это и есть технэ. Это и есть особое неповторимое мировоззрение. Личная эстетика и навык, мастерство.

Мы когда-то вроде, обсуждали всё это, и не раз? И этот их постмодернизм тоже изучали — отчего он вообще возник, и какие особые цели преследовал.

А картину Малевича, Ротковича и прочих — да не задумываясь. И тем более тут. Дать себе осторожно выстрелить из мелкашки в руку ради сенсации — вот уж прямо талант нужен.


Я ведь сразу исключил его деятельность из области искусства, конкретно театра. Нет там этого. Близко не лежало. Поместив это в область антропологии, социально-политических акций. Даже не исследований, заметьте — для этого там нет ни грана научного аппарата.

И вы постепенно научитесь не поддаваться на это их промывание мозгов, что вон это наше новое искусство, оно не такое. Все эти перформансы и инсталляции дальше от искусства чем любая иная профессиональная деятельность человека, включая забой скота, по Чжуан-цзы, и водолазное дело. Мы ведь разбирали, что есть симулякр.


И не стоит, это неверно, указывать на каждого встречного: «А может он очень умный на самом деле, откуда вы знаете?» «А может он величайший художник втайне?» Человек исчисляется делами его. Сей исчислен актами показного мазохизма. Всё, для прочих измышлений о нём нет почвы: а может он космонавт отважный?..

По такой методе тогда каждый человек — удивительный мастер невыразимых искусств. Только никому, а то они друг-друга передавят в попытке взять автографы.
Indian › И опять получается, что это мои мысли, и не могу и не буду спорить с этим. Вот, кстати, как делаются «шедевры» (я бы не советовал смотреть никому).
Leshiy › Можно даже ещё короче. Вся его жизнь умещается в одно старое, уже редкое теперь слово: «эпатаж».

Причём, не добрый старый эпатаж в искусстве, начиная со всех этих Les Fleurs du Mal, Джойса, Сорокина и Пелевина — а просто эпатаж, безо всякого искусства. А зачем? И так работает.
   


















Рыси — новое сообщество