lynx logo
lynx slogan #00009
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Лора Палмер, Твин Пикс




   

№6200
14 048 просмотров
24 октября '13
четверг
10 лет 177 дней назад



Венедикт Ерофеев

[ uploaded image ]
75 лет назад в посёлке Нива-2 Кандалакшского горсовета Мурманской области РСФСР родился Венедикт Ерофеев, сохранивший в своём magnum opus «Москва—Петушки» мир, что сейчас уже во многом всеми забыт. Хотя нет, достаточно всего лишь выйти летом к железной дороге Горьковского направления (с Курского вокзала до Владимира — специально всё законспирировано, видимо, от посторонних), запасшись нужным количеством флаконов с изменяющими реальность магическими эликсирами, дойти до ближайшей станции и сесть в подошедшую зелёную электричку. И так многое сразу возвращается.


— А что за книга-то? О чём?
— Это... Об алкоголике, который едет на электричке.


С башни Вяч. Иванова не высморкаешься, на трюмо Мирры Лохвицкой не поблюешь.


Иной раз в беседе Веничка разражался совершенно неподражаемыми эскападами по адресу своих любимцев — Северянина, допустим, или Гиппиус. Но все попытки склонить его к тому, чтобы он закрепил эти импровизации на бумаге, оказывались тщетными. Никогда не писал по заказу. Видимо, в душе его срабатывал какой-то внутренний протест.


Ерофеев не был матерщинником в обычном понимании — у кого непечатная брань слетает с языка механически. Пользовался ненормативной лексикой в разговоре не так уж часто и всегда осознанно, подчеркнуто — в качестве некоего интеллектуального декохта.

«Москва-Петушки»... К своему детищу Вен. Ерофеев относился с неким изумленным недоумением. Что, де, за диковину он сотворил, коей все восхищаются? В доме у него только и толков было: в какой стране вышло очередное издание, на каком языке, какие главы читали на зарубежных волнах. С какой-то детской непосредственностью Веня подсовывал печатные отзывы, доходившие иногда из-за кордона, где автора «Москвы-Петушков» анализировали в одном ряду с Рабле, Стерном, Свифтом. При этом он искоса поглядывал: каков эффект?

Нередко и сам выступал в качестве комментатора своего произведения, точнее, отдельных его эпизодов. Невыдуманных. О том, как он, В. В. Ерофеев, закончивший школу с золотой медалью, копался как-то в траншее по колено в грязи, когда к работяге приблизилась дамочка, державшая за руку чадо, и, указывая на Веню, сказала назидательно: «Вот будешь плохо учиться — станешь таким же...»

Наверное, потому Ерофеев буквально встрепенулся и весь обратился в слух, узнав, что я могу поведать о восприятии его писаний на уровне профанного сознания — о реакции самого что ни на есть настоящего гегемона — знакомого забулдыги. Дело было так. Лежал я в больнице. По телевизору тогда, чуть ли не впервые, показали Веничку, и я, не удержавшись, похвастался перед соседями по палате, что знаком с «героем передачи». Стали просить принести почитать нашумевшую книгу. Одним из моих «сокамерников» был типичный бомж-выпивоха по фамилии Корягин. Читал долго, вдумчиво. «Ну и как?» — спрашиваю. «Да... Бодяга какая-то...» И вдруг начал кататься по койке, выделывая кренделя ногами, хлопая себя по ляжкам, издавая то ли стоны, то ли хрипы. Уй-ю-юй!.. Не припадок ли? Действительно припадок, но... безудержного смеха. «Там... есть одно место... уморительное... — в промежутках смеха выговорил Корягин. — Как он уснул в вагоне... Проснулся — в окнах темнота и едет в обратную сторону. Жуть! Со мной такое тоже раз приключилось. Ой, не могу!» И вновь зашелся в корчах.

Веничка без улыбки выслушал рассказ, не найдя в нем ничего комического, не отпустив по своему обыкновению ни единой иронической реплики. Видимо, ждал совсем другого.

Прямо сейчас слушаю в исполнении Шнурова. Аудиокниги — не мое, похоже.
Когда ее (книгу) разрешили, т.е., когда фактически издали в поздние 80-е, произвела на нас тогдашних, хорошее впечатление. На полном серьезе цитировали и даже пытались изображать в действительности напитки, описанные в. Не понимая еще до конца тогда, что это вообще не веселое произведение. Сейчас все по-другому читается.
Еще неплохо дух той эпохи передают «Аптекарь» и «Альтист Данилов», я считаю.
Enom › Слушать Веничку в исполнении Шнура — это даже хуже, чем слушать Цоя в исполнении Скляра.

Это существа совершенно иной эпохи и менталитета. Это пересказ Нагорной проповеди г-ном Сатаной. Читайте текст, чёрт возьми, он того стоит. И лучше, специально приобретите прижизненное издание за 3 р. 62 к. (единственное, думаю).

Кстати, школота не знает, а на 2-й и 4-й страницах обложки там аутентичные репринты советского «Расписания движения пригородных поездов. Курский вокзал, Горьковское направление». И обложка с кооперативным несведением красок на зияющие 3 мм.

У кого-нибудь есть, кстати, более ранние издания, пусть и самиздатовские или иностранные?
Indian › Факт!
Вообще, считаю, что чтение лучше всего. Развивает, даже не так, — заставляет работать воображение. Поэтому, всего несколько раз пробовал слушать книги — не то. Возможно, если слушать совсем с нуля — то прокатит. Но когда ты уже имеешь некую картинку и исполнитель в нее «не попадает» — отвратительно выходит.
У меня издание обычное перестроечное. Красивое, правда.
Enom › Есть отдельные хорошие дикторы, даже от себя добавляющие интонационно — но их крайне мало (и это советская школа, когда ещё в каждом деле были профессионалы, а не шарлатаны, как сейчас повсеместно). Часто или переигрывают, или вкладывают совершенно неприсущие автору интонации от себя, как вот с Довлатовым, или бубнят, или читают злобным гнусавым человеконенавистническим тоном, что в общем можно отнести ко второму случаю...

Особенный бич современных дикторов — неправильные ударения. Слушаешь такого, и постепенно понимаешь, что он, по сути, читает текст, смысла которого толком не осознаёт, потому что если не угадывает с ударением даже, то значит и вовсе не знает значения слов, которые читает, не встречал их раньше. И особенно кошмарны дикторы-женщины. Хотя казалось бы... «Историю западной философии» Рассела я так и не смог дослушать, когда там самочка начала вдруг вещать.

Вот «Жизнеописания» Плутарха, которые я, наверное, третий год уже мучаю с перерывами, хороший чтец наговаривает. Хотя те вот как раз ударения просто чудовищно, безбожно путает постоянно.
Indian › Как и где удается вам слушать аудиокниги?

Мне в машине не удобно (отвлекаюсь), в телефоне и наушниках — могу заслушаться и заблудится. Разве что под однообразное рукоделье какое.
Hare Rama › В чудесном московском метрополитене ужасном, который в последнее время так переполнен толпами понаехавших, что я в последний раз поездов восемь пропустил, потому что в вагоны втискивались уже с разбегу, а у меня в руках была редкая и тонкая книга, которую помять никак было невозможно. При Горбачёве такого не было.
Indian › к стати, на мой взгляд, Довлатова не плохо читает актер Филипенко.
Я так же слушал аудиокнигу «Суер-Выер» Коваля в его исполнеии, очень прилично.
Indian › Была такая книжка, с несведением и расписаниями, мягкий переплёт. На 4-й, в углу, ещё стояла цена по настоянию автора — книжка должна была продаваться по цене бутылки водки. Подарил сдуру, теперь такое издание фиг найти.

Зато есть неплохо оформленные «Записки Психопата», хотя и значительно более позднее издание. Тоже мягкий переплёт.
Enom › Зачем же Вы так? Ведь есть же запись, начитанная самим автором...
Enom › например, так
хочу всё знать
ой нет, больше не хочу всё знать
Веничка на кухне разливает самогон!...

Скачать бесплатно ЗООПАРК — Пригородный Блюз на Muzebra.com.
An-tosha › Кстати, да. Там, насколько понимаю, Веничка совсем другой — но совершенно удивительна близость мироощущений Майка и Венички. Это вы точно.
Indian › Эх, сейчас бы «Слезу комсомолки»...
An-tosha › И не пытайтесь. Хотя нет, всем можно, пусть. Веничку жалко.
Indian › Веничка сам выбрал свой путь. И не факт, что самый худший.
An-tosha › Да ничерта он не выбрал. Всё плохое, что с ним случалось — было извне. Оттого и бухал, что глушил в себе острое восприятие тупости и несправедливости, бессмысленности, хаотичности внешнего мира.

В вашем описании: «Бухал — вот и помер, сам виноват» очень серьёзный изъян. Не бухал бы — сам бы с подоконника вышел в небо, как Башлачёв. Так что он анестезировал себя так долго, как только мог. Понимаете? Алкоголь для остро чувствующего поэта — это не способ побыстрее покончить с собой. Это, напротив, способ как можно дольше задержаться здесь (чтобы, может, ещё что-то успеть сделать и почувствовать), мирясь с невыносимым скотством окружающих хотя бы через химическое снижение порога боли.
Indian › Во-первых, меня всегда раздражала такая примитивная аргументация, как «что-то делал — вот и помер, сам виноват». Этого смысла в свои слова я не вкладывал.

Во-вторых. А был бы Веничка Веничкой без алкоголя? Вы сами знаете, что алкоголь способен открывать иные грани.
An-tosha › «Веничка сам выбрал свой путь». Это гнусная ложь. Вы хотя бы его биографией поинтересуйтесь что ли. Хотя бы в микроскопическом объёме того, что я тут процитировал. Сам выбрал свой путь...

Вы сами знаете, что алкоголь способен открывать иные грани.

Ещё одна ложь. Я знаю ровно обратное. Что алкоголь — это депрессант с характерным действием. Годный лишь на одно — снижать порог чувствительности. Тогда как для творчества этот порог, совершенно напротив, должен быть максимален, выше в разы чем у обычных людей.
Indian › Интересная манера ведения диалога. Удаление ответных комментариев и редактирование собственных, когда другие не имеют возможности этого сделать. Но я не виню вас в этом.
Всё-таки, ответьте на вопрос: был бы Веничка Веничкой без алкоголя?
An-tosha › Ваш комментарий выглядел так: «Я знал, что вы ещё не спите». Я удалил его потому, что здесь мы обсуждаем великого писателя с трагической судьбой, а вовсе не мои повадки. Этот флуд я тоже вынужден буду убрать, когда вы его прочитаете. Это недопустимо здесь.

Редактирование собственных — я сначала ответил на первую часть, потом прочитал вторую, увидел там ваш вопрос и дополнил ответом на неё.

На ваш вопрос я ответил. Потрудитесь прочесть. Вместо вот того, чтобы возмущаться, что я спохватился и заставил себя ответить на ваш вопрос.

Вы что, правда считаете, что алкоголь даёт человеку таланты, изначально ему не присущие? Впрочем, это тема для отдельного обсуждения: талант и алкоголь. Тем более что как раз вот Довлатова вспоминали. В отношении Вен. Ерофеева я нахожу её попросту оскорбительной. Такое может заявить: «Был бы Веничка Веничкой без алкоголя?» только человек, не читавший «Москву—Петушки», или не понявший там ничего. И не имеющий собственного исчерпывающего опыта в том отношении — что прямо-таки удивительно.
Indian › Индиан, ну вы напрасно набросились на человека.
Ничего оскорбительного в самом по себе вопросе нет. Полагаю действительно «Москва-Петушки» не были бы написаны в том виде, в каком мы их имеем, если бы автор не знал того, о чем пишет. На мой взгляд, любое произведение имеет 40% успеха у читателя, если написано искренне, а автор хорошо знает тему, о которой он пишет.
Возможно Ерофеев и состоялся как писатель бы без алкоголя, но был бы совершенно другим, конечно же.
Трудно сказать, добавлял ли алкоголь таланта Ерофееву, но уж точно окрашивал его талант новыми красками, которых точно не было бы у Ерофеева трезвенника.
Indian › Вот к стати, интересно ваше мнение, Индиан.
Вы наверняка читали Юрия Коваля и его «Суер-Выер».
Вот на мой взгляд манера изложения материала очень похожа на ерофеевскую. Есть какой-то алкогольный тремор в строчках, какое-то (возможно) митьковско-ерофеевское восприятие мира.
При этом человек (Коваль в смысле) практически не пил, насколько мне известно.
An-tosha › А мне всегда нравились выпуклые глаза моего народа...
Enom › Это вселяет в вас чувство законной гордости.

Классик русской литературы, не критиковавший свою страну и свой народ — в природе невозможен. Потому что тогда он не мыслитель и не патриот, а значит и не классик.

Даже взять такие, казалось бы, исключения, как Ильфа с Петровым, которых режим не уберёг, и не пытался даже, и уже более непосредственно уничтоженных режимом Грина с Беляевым. Первые делали это в форме такой постоянной доброй весёлой сатиры искристым потоком. А последние — уже самим уходом от любых подобных тем в мир фантазий, в Феерию, выраженным счастливым эскапизмом.
Indian › Так я честно и гордился.
Т.е., вроде бы и выпуклые, но кто сказал, что это плохо! Вообще приятно, когда автор может легко формулировать.
Потом мы сами считали нашу страну «страной непуганных идиотов, семечек и домино», которая после Чернобыля стала страной «пуганных...», а потом и вовсе какой-то панковской страной.
Да, наверное это было несколько жестко по отношении к родине, но так было и это правда.
Indian › Веничка и Вера это друзья Майка, вполне возможно выдуманные. Лирические герои, как и сладкая N, например. Единого мнения нет.
Дом Вени Ерофеева был открыт для всех — и для «вершков», и для «корешков». Подкупала атмосфера какого-то — не подберу другого выражения — плебейского аристократизма, что ли, культивируемого хозяином. Что-то сродни той отщепенческой гордыни, о которой писала Цветаева: «Что себя причисляю к рвани, что честно мое место в мире...» Ведая (безусловно ведая!) о своей исключительности, единственности и, быть может, посланничестве, Ерофеев тем не менее никогда не строил из себя мэтра, был прост и доступен в общении.

Однако же... При этом всегда была ощутима некая нестыковка, суверенность, отсутствие в присутствии. Словно какой-то незримый экран находился меж ним и окружающими, даже самыми близкими и преданными. Спорить с ним было бесполезно и не нужно. Просто выдавал очередную порцию саркастических и парадоксальных формулировок. Не убеждал, не навязывал своего мнения. Просто знал истину, зримую лишь ему, пребывающему в ином измерении («Между нами зияла метафизическая бездна»).

Похоже, для него не существовало никаких авторитетов, столпов, мерил. Особенно когда речь заходила о современниках. О своих коллегах по перу — почти о всех поголовно — отзывался едко и унижающе. Что это: ревность, соперничество? Не исключено. Но главное, сдается, не в этом. Это была своего рода форма освобождения от штампов чужого мнения, от диктата среды. Опуститься до нуля, начать с чистого листа, создать свою собственную шкалу ценностей. Путь этот, по Ерофееву, лежал через алогизм, фарс, выкрутасы, хармсовщину или, иначе говоря, через противоиронию, выворачивающую все и вся наизнанку и тем самым восстанавливающую серьезность — но уже без прямоты и однозначности.

В эпоху смуты и слома бытия невольно обращаешься мысленно к сакральным теням прошлого, к былым кумирам. Венедикт Ерофеев ведь из их числа. Как бы он, провидец, предъявлявший власти и народу самый высокий нравственный императив, как бы он, доживи до нынешнего дня, отозвался о нашей безумной езде в незнаемое?

...Мчит обшарпанная, катастрофическая российская электричка. Окна выбиты, сиденья ободраны, разворованы, одни железные каркасы торчат. Мелькают и остаются позади вымороченные станции под названием «Путч», «Приватизация», «Расстрел парламента», «Чечня»... Что сулит этот безудержный и сумасшедший полет? «Русь, куда несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

...а Веничкины фразы, написанные карандашом, вот они: «Сейчас с такого похмелья, что с трудом добрался до дверей», «А в Париж только на месяц... Сразу 2 вызова: из филфака Парижского университета, из главного онкологич. центра Сорбонны».

Да, именно тогда Ерофеевым было получено приглашение из Франции на лечение. Обещали восстановить голос. Веня продемонстрировал мне формуляр, выданный в ОВИРе, который ему предстояло заполнить. Там, в частности, имелся такой пункт: «Приглашающая сторона, в случае смерти за границей выезжающего, гарантирует транспортировку трупа домой за свой счет». Не правда ли, веселенькая перспектива? Веня, давясь от смеха, тыкал пальцем в эту, цинично сформулированную формальность.

Апофеозом долгожданного признания можно считать «творческий вечер писателя Венедикта Ерофеева», устроенный в связи с его 50-летием 21 октября 1988 года в Доме архитектора. Было даже некое подобие столпотворения. В фойе толклись искатели пригласительного билетика. То есть наблюдалось то, что обычно имело место в элитарных, заповедных местах с роскошными «грибоедовскими» ресторанами (ЦДЛ, ВТО, ЦДРИ и т. п.), куда вхожи были только свои, посвященные. Ба, знакомые все лица! Вот прошествовал мимо билетера долговязый пародист Александр Иванов. Прокатился колобком милейший Михаил Жванецкий. Стоп! Куда? Кто таков? — На пути Ерофеева вырос цербер. На миг возникла немая сцена. Веня застыл как вкопанный перед неожиданным препятствием, всем своим видом являя недоумение. И в тот же миг рядом замельтешила, закудахтала свита: «Вы что, не видите?! Виновник торжества... Как же так — вечер без юбиляра! Да ведь это же сам Ерофеев...» Недоразумение разъяснилось. То был чуть ли не первый выход Ерофеева в высший свет. Своего рода смотрины, устроенные истеблишментом.

Не пил Ерофеев «Слезу комсомолки». И денатурат он тоже не пил.


Школу окончил с золотой медалью, в 16 лет мама проводила его в Москву поступать в МГУ. Куда его и зачислили в первых рядах. И откуда — формально — он вылетел с треском, а на самом деле без всяких сожалений ушел.


Венедикт пошел в папу. Папа был высокий, красивый, неосторожный человек с редкостным чувством юмора. За что и поплатился. Как-то в компании он рассказал «запрещенный» анекдот, и в одну из ночей 1947-го его забрали. Три года об отце никто ничего не знал. А потом от него, уже больного туберкулезом, пришло письмо из-под Воркуты. В 1953-м вернулся полнейший инвалид. Вскоре папы не стало. Отца Веня им не простил. Верхи его тоже не жаловали. Антисоветчик, тунеядец, антикоммунистические настроения, ну и прочее...


После того как Веню изгнали из университета, он приехал ко мне в Донецкую область, в Славянск, где я находилась в геологоразведочной экспедиции, — рассказывает его сестра. — Устроился к нам в экспедицию на работу. Параллельно составлял антологию русской поэзии и читал нам необыкновенные стихи тогда мало кому известных Надсона, Гумилева, Северянина. Любил нас всех образовывать. У него это очень необидно получалось: «Вот ты думаешь, Нина, что слова этой песни народные... А у них есть автор».

“Когда корабли Седьмого американского флота пришвартовались к станции Петушки, партийных девиц там не было, но если комсомолок называть партийными, то каждая третья из них была блондинкой. По отбытии кораблей Седьмого американского флота обнаружилось следующее: каждая третья комсомолка была изнасилована, каждая четвертая изнасилованная оказалась комсомолкой, каждая пятая изнасилованная комсомолка оказалась блондинкой; каждая девятая изнасилованная блондинка оказалась комсомолкой. Если всех девиц в Петушках 428 — определи, сколько среди них осталось нетронутых беспартийных брюнеток?”

“На кого, на кого он теперь намекает, собака? Почему это брюнетки все в целости, а блондинки все сплошь изнасилованы? Что он этим хочет сказать, паразит?”

— Я не буду решать эту загадку, Сфинкс. Ты меня прости, но я не буду. Это очень некрасивая загадка.
А я всегда не могла определиться со своими чувствами к Венечке, там до сих пор целый букет. Он не оставляет равнодушным, но неизменно бесит, радует, еще раз бесит, вызывает желание помочь, а в конце забыть, потому что тут нечем помочь, а меня это бесит. Вот как-то так.
Feadora › Так если взглянуть трезво на героя Ерофеева и откинуть зачарованность темой потребления напитков и неким налетом модности книги, перед нами откажется совершенно бесхребетный и безвольный слесарь-интеллигент (или интеллигент слесарь, пожалуй) со всем букетом комплексов. Не должен он девушкам нравиться. По-крайней мере, долго. Разве только как заблудший сын.
Enom › У-у! Это вы плохо себе представляете, что в головах у девушек творится.
Alenka › Я напирал на слове «долго». Ну, в-общем, не очень, конечно, представляю. Это точно.
Enom › Разве только как заблудший сын. — Вот это вы в яблочко попали. А насчет долго, так это сильно зависит. Редко бывает, когда быстро или с первого раза одумываются. В основном прозрение наступает, когда «замуж поздно, а сдохнуть рано».
Enom › Вы не представляете, насколько долго можно морочить девушке голову, будучи бесхребетным и безвольным слесарем-интеллигентом и алкоголиком. Надо лишь быть не слишком буйным, и не забывать иногда произносить волшебную фразу: «Я ж без тебя совсем, совсем пропаду!», делая при этом глаза бассета. Некоторые девушки даже специально таких и ищут, для полноты самореализации. А бонус в виде статуса девушки парня-писателя вообще бесценен.

[ uploaded image ]
Artifex › Зрите в корень.
Alenka › А то! Я в заводских районах вырос. Там таких социокультурных типажей навалом было. Писателей, правда, практически не было. Это всё-таки у богемы элита. А вот художников всяких и музыкантов было достаточно. Особенно поэтов.
Alenka › Кстати, а как вам лично мужчина, который, возможно только и умеет, что прилично словоблудить, велеречиво говорить, но уже в течение долгого времени приезжает к вам только на выходные всегда в убитом виде, правда, еще достаточным для любви (так считает мужчина)?
Понимаю, что это совершенно неважно для человека, истинно влюбленного (ибо он слеп и настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет), но, все-же, интересно.
Enom › Ну, а при чем тут лично мне? В нашем социокультурном пространстве очень часто встречаются дамы с таким себе гипертрофированным материнским инстинктом, который велит усыновлять всё, что шевелится. И вот как раз этот вариант и притягивает больше всего. Тут, я бы сказала, challenge больше по сравнению с одомашненным вариантом лежащим на диване. Тут человек явно страдает. Стало быть надо спасать. Но это все не просто так неизвестно откуда берется.
Alenka › Не подумайте ничего плохого. Про «лично». Просто обычно мы оперирует «конями в вакууме». И в этом смысле герой Ерофеева — находка для дамы (учитывая по сравнению с одомашненным вариантом лежащим на диване).
Но в реале — это все не так привлекательно, конечно. У меня есть примеры, но не такие веселые, как у Artifex`a. Поэтому спросил в лоб.
Enom › А они, эти примеры, в итоге очень невеселыми оказываются. Моя же работа мно-о-о-го всяких примеров предполагает. И вижу я это все уже в той стадии, когда уже и намёка ни на какое веселье нету.
Alenka › Вот и я о том-же.
   


















Рыси — новое сообщество