Два молодых человека,
Jordan Lloyd и
Mads Madsen занимаются тем, что раскрашивают старые чёрно-белые фотографии, при этом делают они это очень хорошо.
Вот подборка расцвеченных ими фотографий времён гражданской войны в США, 1861-1864. Это была страшная война, почти миллион погибших, около полумиллиона раненных. Реалистичнее посмотреть в глаза героям этой войны дают нам возможность Джей и Тедс. Выше — это фото Марка Твена, который в армии конфедератов дослужился до старшего лейтенанта, а потом дезертировал.
Два великих полководца, два противника:
генерал Ли, командующий армией южан-рабовладельцев, хотя сам он был против рабства, и генерал-лейтенант
Томас «Каменная стена» Джексон, возглавлявший армию северян-аболиционистов.
Это удивительно, все эти люди выглядят кем угодно, но не солдафонами, это люди, в глазах которых читается ум, осознанная мысль, бесконечная решительность, убеждённость в своём деле, самопожертвование, таких людей больше не делают.
У вас мышление сугубо гражданского. Самые осмысленные люди, которые только могут существовать — это военные, проходящие, или прошедшие через войну.
Не прячущиеся в тылу жирные рожи в погонах со звёздами, заслуженными по кабинетам, а настоящие военные.
Таких людей делают всегда. Только вот если раньше, совсем недавно, общество ещё помнило про честь офицера, про готовность идти на смерть просто потому, что так надо, то теперь его интересует только благосостояние спекулянтов, а какая с того выгода. И не их в этом вина, а тех, кто даже забыл про них. Кто называет их тупыми солдафонами.
Кажется, будто эти миры не могли породить наш, а просто отошли куда-то в своё, параллельное существование, как отработавшие ступени ракеты — настолько они, и люди в них, другие.
Оттого я так в своё время и заинтересовался теорией мифа, что она и это в том числе старается объяснить. Такие разные миры возникают, когда сменяются мифы. В этом отношении миф — наиболее важное и реальное, наиболее влияющее на всё уже вполне материальное, но, получается, вполне уже второстепенное, что только может быть.
А сейчас мужчины по дискотекам, за видеоиграми, и в офисах подчиняются начальству за деньги. Сейчас военный, ветеран — это очень редкий зверь.
Потому я с такой болью наблюдал все последние годы, как на наших глазах умирают в нищете последние ветераны Великой Отечественной, которых новый оккупационный режим быстро и эффективно уморил голодом, издевательскими грошовыми пенсиями, и отказом обеспечить человеческую медицинскую помощь кроме как за большие деньги. Это были те, на ком держалась страна и нация. Последнее поколение массово осмысленных, ввиду своего горького опыта, людей. Людей с честью и мудростью. Сейчас уже на улице почти не встретить старика с орденскими планками. А раньше на них просто не обращали внимания — столько их было везде вокруг. Я так по ним скучаю.
Помните, мы же детально обсуждали это, кажется, когда рассматривали слом модерна, со всей его осмысленностью мира, с богом, героикой и упорядоченностью. Всё, нет этого больше. Человечество в начале XX века вступило сперва в возмущение собой и яростные попытки создать иные, тоталитарные, силовые, волевые модели — а увидев, что это несёт только ещё более чудовищные беды, к концу вот века вступило в период разочарования собой. Я призываю — обернитесь на 50–80-е годы, вы все кое-что пропустили, важное. Там был ответ.
Стыдно сказать, до сих пор не знаю, как делать эти попки.
А по сути, считаю простой тратой времени раскраски старых фотографий. Вот не понимаю, зачем? Может потому, что считаю ч/б фотографию чуть ли не более выразительным средством, чем цветную. Лично у меня вообще был бзик одно время, на самом фотоаппарате включил монохром и без вариантов снимал только ч/б. То есть заведомо без вариантов окрасить. А эти столько сил тратят на это. Тем более портреты! Зачем? Скоро дойдет до того, что и Модильяни с Матиссом на свой лад будут перекрашивать. Бред, я считаю. Извините.
Так я и не спорю. Искусство есть искусство, не поспоришь. Просто лично я таких людей не совсем понимаю. На мой вкус есть более драматичные методы убивания времени. Не менее, кстати, приятные.
Собирать, восстанавливать и грамотно красить старые фото — всё-таки чуть более полезная для всех вещь.
То есть заведомо без вариантов окрасить.
Тут дело в том, что чёрно-белая фотография, хоть она подчас и эффектнее смотрится, да — так это за счёт искусственного искажения. То есть в ней мы имеем дело напротив, не с аутентичным историческим оригиналом™, а с фотошопом, приближающим полноцветный оригинал к чему-то вроде монохромной графики, просто очень детализованной. И ваш как раз пример удачен: включая монохромный режим: ч/б, сепию там — вы включаете фильтр. Ну как эти инстаграмские искажения или не дай бог эти их фигурные рамки по краям. Да, иногда красивее. Нет, не более истинно, а менее.
Беда с покраской другая. Их даже две: мало кому хватает вкуса и усидчивости красить качественно, натурально; даже им не хватает потерянных знаний об оригинальном цвете, эта информация потеряна безвозвратно. Вот эта безвозвратность и делает покраску крайне сомнительным занятием. Возникает домысливание, фантазии, неизбежная ложь.
С учётом этого я бы делал так: давал на выходе три-четыре кадра вместе: скан оригинала + вычищенный и отретушированный скан в оригинальном цвете (+ нормализованный по яркости и контрасту, возможно, уведённый в сепию) + раскрашенный. Пусть уже люди сами выбирают, что им больше нравится. И видят, где конкретно были исправления.
Ну, и не через фильтров, а через простой оптический тракт, в случае плёночных камер даже без оцифровки, в случае со спичечным коробком с дыркой — даже без оптики.
И тем не менее, фотография — определённо творчество. А не как обыватели привычно это считают: «стырить то, что и без того есть и всегда доступно», бездумная механическая фиксация. Выбор ракурса, границ кадра и уникального освещения. Люди не задумываются, а ведь солнце движется по небосклону так быстро, что всего через минуту свет ложится уже чуть иначе. А через две облако набежит. И ещё освещение объекта пожет поменяться при незначительном смещении снимающего даже при сохранении общей композиции: блики перебегут и прочее. Светопись. Уникального момента в состоянии объекта ещё: как с деревьями, зданиями и облаками... Кошаками особо.
Кошка — странный объект, если задуматься: никогда он не бывает подобен себе, тот же, в том же состоянии.
Да и весь остальной мир, в общем, тоже. Не снял в тот самый момент, когда увидел красоту в случайном сочетании элементов мира — не встретишь этого больше никогда. Даже относительно таких казалось бы перманентных вещей, как архитектура.
И еще обратил внимание что «реквизиты»: стулья, и пр. уже тогда были, как сейчас бы сказали «музейного сохрана».
Будто рукой самого старины Твена сие написано.