Станислав Гроф даёт интервью Александру Гордону в передаче «Наука о душе». Обратите внимание, насколько важен для беседы интервьюер, что он говорит. Собеседники, достойные друг друга.
Александр Гордон: «Я был крайне удивлён, узнав, что у великого Фрейда было всего шесть пациентов. Двух из них он считал излечёнными, остальные лечению не поддались. Однако, это не помешало ему создать теорию, которая царствовала весь XX век.»
Станислав Гроф: «Когда мы начинали работать с психоделиками, мы считали, что вещества, которые вызывают экспериментальный психоз. Что то воздействие, которое мы наблюдаем, является результатом сочетания процессов, происходящих в головном мозге, и воздействия препаратов.
Однако, по итогам научного исследования, которое продолжалось порядка двух лет, я пришёл к совершенно другому выводу, а именно: что LSD — это некий катализатор. То есть, LSD не продуцирует некий опыт LSD; LSD повышает энергетический уровень психики; и те процессы, которые обычно происходят в глубинах бессознательного, выходят на поверхность и становятся осознанными. И я увидел LSD, как некий телескоп, или же микроскоп — какой-то инструмент, позволяющий нам видеть более глубинную динамику психики. Именно так я его и воспринимаю до сих пор.»
Станислав Гроф: «Современная психиатрия учитывает только факты биографии человека после рождения и индивидуальное бессознательное по Фрейду. Но когда мы работали с психоделиками, мы обнаружили, что люди не остаются в этом пространстве, границы которого определил Фрейд. Первое, что с ними происходит — это регрессия к моменту собственного рождения. Далее же процесс идёт в сторону коллективного бессознательного, как его описывал Юнг: бессознательного и исторического, и архетипического. То есть, вот в чём был первый большой сюрприз: что психика неизмеримо больше.»
Александр Гордон: «Когда мы говорили с русским философом Пятигорским о рефлексии сознания и надсознания, я был крайне удивлён, когда результатом его размышлений было утверждение, что сознание не является продуктом мозга: морфология мозга не обеспечивает сознание в должной мере.»
Станислав Гроф: «Здесь возможно и то, что мозг является медиатором для сознания. Обычно я привожу вот какой пример: телевизор. Да, есть систематическая корреляция между функционированием или нефункционированием всех его частей и качеством изображения и звука. Однако это не доказывает, что сам телевизор порождает телепередачу.
Если нам кто-нибудь такое скажет, это будет просто смешно, например: „Если нам досконально изучить на молекулярном уровне всю начинку телевизора, то тогда мы наконец поймём, почему он показывает мультик про Микки-Мауса или группу Битлз в программе Шоу Эда Салливана“. В данном случае мы можем понять, что телепередача возникает не в самом ящике.»
Александр Гордон: «Двадцатый век и в физике, и в астрофизике, и в анатомии, и в психологии, и почти во всех других точных науках задал больше вопросов, чем получил ответов.»
Станислав Гроф: «Я теперь вижу психику, как космическое начало, которое пронизывает собою всё. А наша индивидуальная психика как бы вынимается из этой космической матрицы. Причём, границы здесь не жёсткофиксированны — в необычных состояниях эти границы растворяются и мы можем начать воспринимать то, что уже за пределами нас самих. Мы можем начать переживать опыт того, что мы являемся какими-то другими людьми, группой каких-то людей, животным, серрвртетом, архетипической сущностью и так далее. Однажды у меня был опыт того, что я секвойя. И именно так я воспринимал своё тело: что оно ствол дерева. Я чувствовал, как во мне течёт древесный сок, как происходит обмен минеральных веществ, как мои корни получают воду, как идёт фотосинтез... И это дерево было существом, которое было наделено сознанием.
И конечно же, именно это мы встречаем в великих духовных традициях Востока: всё то, что человек видит, являет собой трансформации Брахмана, всё являет собой Дао и порождается космическим сознанием.»
Гроф великий человек. Впервые узнал о нём из книги Фритьофа Капры «Уроки мудрости.» Тогда поразила схожесть результатов его опытов с ЛСД и идеями буддистских школ, а также методами познания нагваля по Дону Хуану.
Calmos › Да, я тоже узнал о Станиславе Грофе уже много лет назад, но всё никак не находил времени прочесть более чем несколько страниц. Теперь определённо найду время.
И тоже, с учётом Кастанеды и учений Востока сразу понравилось направление его мыслей. Единственное, что отпугивало — его Патентованные методики холотропного дыхания™, дианетика какая-то. Мы в третьем классе школы на переменах подобные трансперсональные техники устраивали: надо часто-часто дышать, потом набрать в лёгкие побольше воздуха и чтобы кто-нибудь со всей дури надавил тебе на грудь что ли, уже не помню в подробностях... Только не повторяйте, у нас так трое умерло тогда, мы их в подвалах школы под кабинетом труда закопали.
Indian › Мой друг делился впечатлениями об опыте холотропного дыхания. Весьма занятно, но не более того. Я склонен думать, что в этом плане лучше старого доброго психотропа не найти.
Когда я слышу о «великих традициях востока» хочется взять и сделать оно самое.
В интервью виден мистик-наркоман, занимающеийся привлечением сторонников. Разговоры про ДНК его полностью раскрывают.
«Я был крайне удивлён, узнав, что у великого Фрейда было всего шесть пациентов. Двух из них он считал излечёнными, остальные лечению не поддались. Однако, это не помешало ему создать теорию, которая царствовала весь XX век.»
«Когда мы начинали работать с психоделиками, мы считали, что вещества, которые вызывают экспериментальный психоз. Что то воздействие, которое мы наблюдаем, является результатом сочетания процессов, происходящих в головном мозге, и воздействия препаратов.
Однако, по итогам научного исследования, которое продолжалось порядка двух лет, я пришёл к совершенно другому выводу, а именно: что LSD — это некий катализатор. То есть, LSD не продуцирует некий опыт LSD; LSD повышает энергетический уровень психики; и те процессы, которые обычно происходят в глубинах бессознательного, выходят на поверхность и становятся осознанными. И я увидел LSD, как некий телескоп, или же микроскоп — какой-то инструмент, позволяющий нам видеть более глубинную динамику психики. Именно так я его и воспринимаю до сих пор.»
«Современная психиатрия учитывает только факты биографии человека после рождения и индивидуальное бессознательное по Фрейду. Но когда мы работали с психоделиками, мы обнаружили, что люди не остаются в этом пространстве, границы которого определил Фрейд. Первое, что с ними происходит — это регрессия к моменту собственного рождения. Далее же процесс идёт в сторону коллективного бессознательного, как его описывал Юнг: бессознательного и исторического, и архетипического. То есть, вот в чём был первый большой сюрприз: что психика неизмеримо больше.»
«Когда мы говорили с русским философом Пятигорским о рефлексии сознания и надсознания, я был крайне удивлён, когда результатом его размышлений было утверждение, что сознание не является продуктом мозга: морфология мозга не обеспечивает сознание в должной мере.»
Станислав Гроф:
«Здесь возможно и то, что мозг является медиатором для сознания. Обычно я привожу вот какой пример: телевизор. Да, есть систематическая корреляция между функционированием или нефункционированием всех его частей и качеством изображения и звука. Однако это не доказывает, что сам телевизор порождает телепередачу.
Если нам кто-нибудь такое скажет, это будет просто смешно, например: „Если нам досконально изучить на молекулярном уровне всю начинку телевизора, то тогда мы наконец поймём, почему он показывает мультик про Микки-Мауса или группу Битлз в программе Шоу Эда Салливана“. В данном случае мы можем понять, что телепередача возникает не в самом ящике.»
«Двадцатый век и в физике, и в астрофизике, и в анатомии, и в психологии, и почти во всех других точных науках задал больше вопросов, чем получил ответов.»
«Я теперь вижу психику, как космическое начало, которое пронизывает собою всё. А наша индивидуальная психика как бы вынимается из этой космической матрицы. Причём, границы здесь не жёсткофиксированны — в необычных состояниях эти границы растворяются и мы можем начать воспринимать то, что уже за пределами нас самих. Мы можем начать переживать опыт того, что мы являемся какими-то другими людьми, группой каких-то людей, животным, серрвртетом, архетипической сущностью и так далее. Однажды у меня был опыт того, что я секвойя. И именно так я воспринимал своё тело: что оно ствол дерева. Я чувствовал, как во мне течёт древесный сок, как происходит обмен минеральных веществ, как мои корни получают воду, как идёт фотосинтез... И это дерево было существом, которое было наделено сознанием.
И конечно же, именно это мы встречаем в великих духовных традициях Востока: всё то, что человек видит, являет собой трансформации Брахмана, всё являет собой Дао и порождается космическим сознанием.»
И тоже, с учётом Кастанеды и учений Востока сразу понравилось направление его мыслей. Единственное, что отпугивало — его Патентованные методики холотропного дыхания™, дианетика какая-то. Мы в третьем классе школы на переменах подобные трансперсональные техники устраивали: надо часто-часто дышать, потом набрать в лёгкие побольше воздуха и чтобы кто-нибудь со всей дури надавил тебе на грудь что ли, уже не помню в подробностях... Только не повторяйте, у нас так трое умерло тогда, мы их в подвалах школы под кабинетом труда закопали.
В интервью виден мистик-наркоман, занимающеийся привлечением сторонников. Разговоры про ДНК его полностью раскрывают.