Недавно с некоторым испугом осознал, что моё главное хобби, оказывается – коллекционирование и изучение странных идей. Лучше б марки собирал. Потому как хвастовство некоторыми экземплярами напоминает публичную демонстрацию стыдной болезни. Как вам такое, например?
1. Адольф Гитлер, пойманный охотниками за нацистами в амазонских джунглях спустя много лет после окончания войны и привлеченный к суду, объявляет, что поскольку благодаря его действиям появилось новое Государство Израиль, то может быть, несмотря ни на что, он является Мессией…™2. Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой. ™Знали ли авторы этих строк, уважаемые писатели Стайнер (
1) и Борхес (
2), насколько эти их литературные фантазии близки к реальности? В 2006г. было опубликовано, наконец, найденное в далеких песках ещё в 1978-м «
Евангелие Иуды». Творение гностической секты II в., возможно легендарных
каинитов (якобы глубоко почитавших убийцу №1), содержит историю, очень близкую к одной из трёх версий, предложенных Борхесом: светлое «саморожденное» божество
(Аутоген) из эона Барбело проникает в наш ужасный, созданный злобным иудейским богом Елдабаофом мир, надев, как скафандр, телесную оболочку «Иисус». В момент распятия Аутоген стоит рядом с единственным Просветленным, которому он доверил подлинное Знание и Миссию — Иудой, и смеётся. Особенно весело он смеется над 11-ю глупыми апостолами и их будущими последователями.
Если вы, вдруг, считаете, что всё вышеизложенное – не заслуживающий внимания древний бред – вы нипочем не поймете, почему за артефактом развернулась
настоящая индианаджоновская охота с участием фантастических денег, в результате которой сильный поврежденный документ попал к исследователям почти через 30 лет (в 2004-м), и почему в среде исследователей вскипели
немалые страсти-мордасти вокруг одного очень дырявого папируса
* последние две ссылки плохо открываются, имейте терпение или жалуйтесь мне.
Вождь, ты, кажется, хотел
больше, больше гностиков? Прошу за мной в комментарии.
А. Возможность вольного толкования мотивов поступка Иуды Искариота действительно заложена в канонических евангельских текстах. Неудивительно, что ею не раз пользовались в разных целях (см. Вики). Что же заставило гностиков и симпатизирующих их идеям наших современников поверить в вышеописанное толкование?
B. Система религиозных образов есть наглядно-чувственное выражение всего двух (если идти до конца) архетипов человеческого мировоззрения: негативного и позитивного. Позитивный тип ярко представлен, например, христианством. Ключевые фразы:
1. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. — Быт. 1:31 (т. е. мир изначально прекрасен)
2. ...да будет воля Твоя и на земле, как на небе. – «Отче наш», Лк.11:2—4 (люди должны активно стремиться восстановить его исходное состояние)
Негативный – кристально выражен гностицизмом:
1. Я д'Артаньян. Душа моя несет невидимый профанам свет божественного. Возможно, у меня даже особая секретная миссия.
2. Мир — тюрьма.
3. Надо бежать отсюда тайным ходом. Для подкопа мне нужно тайное знание и самоуглубление.
С. С гностиками понятно: это всего лишь глубоко разочаровавшиеся в иудаизме современники последнего разрушения Храма, не поверившие и христианскому Мессии. Но кто же они, наши современники, с нетерпением жаждавшие предъявления миру артефакта, подобного по силе трупу Иисуса * авторское сравнение? Спектр поддержки этого мнения очень широк:
*журналисты (ну, тут всё ясно)
*публика, вскормленная на теориях заговора.
*эскаписты всех мастей («этот мир — не мой дом»), мистики-индивидуалисты, включая некоторые протестантские течение
*квасные, кока-кольные и прочие патриоты, верящие в божественное предначертание своего народа.
D. Решайте, на чьей вы стороне. Если на стороне разочарованных — читайте работы известного отступника, не менее авторитетного библеиста Барта Эрдмана. Хотя лично мне непонятно, как можно быть крупным библеистом и так превратно толковать предлог «от» в конструкции «Евангелие от...» Но это уже другая странная идея, поэтому — в другой раз, наверное
Собирание марок превращает человека в Никпо. Я собрал однажды три марки и тут же к своему ужасу заметил, что у меня отрастает брюхо и верноподданнические чувства.
стараюсь смотреть на мир шире — Это я считаю продуктивным путём. А какая концепция, по-вашему, позволяет взглянуть на мир наиболее широко?