lynx logo
lynx slogan #00077
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Эрнесто «Че» Гевара, врач и путешественник




   

№5115
12 538 просмотров
21 апреля '13
воскресенье
11 лет 238 дней назад



Байки холодной войны

image

Ходили ли Вы когда-нибудь на рыбалку? Нет, ну с удочками ходили многие. А с вертолетом? Правда, «рыбка» была спецефическая. Но обо всем по порядку.


Развитие реактивной авиации с окончанием Второй Мировой войны потребовало совсем другой методики защиты от гостей с неба. Первыми до этого догадались немцы и построили несколько типов зенитных ракет. Самой удачной оказалась «вассерфаль» — уменьшенная копия «ФАУ-2». К концу войны она даже была готова к серийному выпуску. Тут стоит остановиться на роли немецких конструкторов в советской ракетной программе. Если в советской ядерной программе роль немецких ученых и специалистов была довольно значительной: они занимались одной из самых сложных проблем – очисткой радиоактивных материалов. То в ракетной программе их роль была весьма скромной. Они подготовили к запуску несколько экземпляров трофейной «ФАУ-2». С «вассерфалем» было еще проще. И наши конструкторы, и немцы быстро поняли бесперспективность этого направления. Поэтому наши конструкторы пошли своим путем.

Кстати, кто по-вашему изобрел первые переносные ЗРК («стингер», «стрела», «игла»)? Мы или американцы? Нет. Неправильно. Немцы. «Люфтфауст», разработанная в 44-м сильно напоминает четырехракетную пусковую из которой стреляла по полиции подруга Шваренегера в «Коммандо».

Да. Что-то я отвлекся. В СССР работы над зенитными ракетами впервые были начаты в 1940 году в НИИ-3. Там была спроектирована зенитная пусковая установка с 12 направляющими для стрельбы реактивными снарядами М-13. Это еще покажет себя с лучшей стороны. В ноябре 1941 года командир взвода зенитных пулеметов 64-го батальона аэродромного обслуживания младший лейтенант Н.И. Баранов спроектировал зенитные установки для стрельбы авиационными ракетами РС-82 и РС-132. Были изготовлены четыре 24-зарядные установки для реактивных снарядов РС-82 калибра 82 мм и две 12-зарядные установки для реактивных снарядов РС-132 калибра 132 мм обе на шасси ЗИС-5. Ракетные установки были проверены опытными стрельбами. Дивизион в составе шести ракетных установок осуществлял прикрытие аэродромов под Тихвином и на Ладожском озере. В боевых условиях две пусковые зенитные установки, созданные Н.И. Барановым, были применены 14 ноября 1941 года; оператором одной из пусковых установок был сам изобретатель. Под деревней Сорожа, недалеко от Тихвина, при защите от воздушного нападения штаба Северной группы 4-й армии зенитными ракетами был сбит немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». Были попытки создания подобных установок на других аэродромах Ленинградского и Волховского фронтов, на Черноморском Флоте.

Словом, опыт накапливался и начал выливаться в серийные образцы. Первой серийной системой стала система С-25. Курируемое лично товарищем Берия КБ-1 под руководством его сына и П.Н. Куксенко разработало комплекс, а КБ Лавочкина сделало ракету В-300. На основе этого комплекса была создано эшелонированное ПВО зоны Москвы. Единственным достоинством этого комплекса была многоцелевость. Каждый комплекс мог одновременно стрелять по 20 целям. Дальше начинаются одни недостатки. Главными из которых были стационарность пусковой установки и сложность эксплуатации. Поэтому мудрое правительство принимает решение о создании следующего комплекса, которым стал С-75. Головным разработчиком было НПО «Алмаз» (то самое КБ-1), а вот ракету «В-750» делали не «летчики» Лавочкина и ракетчики НПО «Факел» Петра Дмитриевича Грушина.
Академик, дважды Герой Советского Союза П.Д. Грушин создал поистине хорошие ракеты. Разработанный под его руководством комплекс «С-300» до сих пор стоит на вооружении и пугает заклятого друга. Но давайте продолжим о легендарном комплексе «С-75».

Этот комплекс имел ряд недостатков. Но и целую гамму несомненных достоинств. Как показала практика, одним из самых главных была его пусть и не очень высокая, но мобильность. Это спасло немало жизней и комплексов. Комплекс «С-75» «Двина» выпускался с 1957 года, неоднократно модифицировался («Десна», «Волхов», «Волга») и стоял на вооружении более чем 40 стран. В некоторых странах до сих пор стоит. Достаточно сказать, что на выставке в Ле Бурже в 2003 (!) году китайцы представили его копию без каких-нибудь переделок.

Историческое шествие комплекса «С-75» по планете началось в Китае, где 7 октября 1959 года был сбит корейский самолет-разведчик RB-57D. Это был первый самолет сбитый управляемой зенитной ракетой.
Следующий случай стал знаменит на весь мир. 1-го мая 1960 года сотрудник ЦРУ Генри Пауэрс выполнял рутинный разведывательный полет над территорией СССР. Он начинался в Афганском Пешаваре и заканчивался в Норвежском Будё. Ничего не предвещало неприятностей. Разведывательный U-2 был недосягаем для советских сил ПВО. Но под Свердловском он вошел в зону досягаемости ракетного комплекса, и его жизнь круто изменилась. Ему повезло катапультироваться и выжить, отсидеть 2 года в знаменитом Владимирском централе, и быть обменяным на советского разведчика на знаменитом берлинском мосту Глинике. События опять напоминают кино, знаменитый «Мертвый сезон».
После этого случая из желающих купить этот комплекс выстроилась живая очередь. Даже наши ближайшие соседи – финны, и те приобрели эти комплексы. Но, разумеется, СССР помогал в первую очередь своим друзьям.
Дальнейшие события происходили на дружественной Кубе, где собственно и развивался ажиотаж с рыбалкой. Кубу было решено сделать «непотопляемым» авиа-, простите. Ракетоносцем, что и привело в конце концов к печально известному Карибскому кризису. Но ракетам баллистическим был крайне необходим зонтик в виде ракет зенитных. И комплекс «С-75» едет на Кубу. Там сбили еще один U-2 под пилотированием Рудольфа Андерсона, и наши заклятые друзья всерьез озаботились добыванием опытного образца ракеты. Самым вероятным местом возможной добычи была Куба. Затевать шпионско-войсковую операцию американцы не могли. Это могло легко перерасти в глобальную войну, но и добыть не имеющую а


Это могло легко перерасти в глобальную войну, но и добыть не имеющую аналогов ракету было необходимо. На авиабазе во Флориде в срочном порядке была разработана удочка-вертолет, задачей которого было схватить крюком-манипулятором ракету и улететь с ней домой в США. Кураторы от ЦРУ наблюдали за тренировками пилотов. Но были вынуждены быстро свернуть их из соображений секретности. Однако земля полнится слухами и резидент КГБ направил шифрограмму Председателю КГБ Семичастному, который в свою очередь проинформировал Никиту Сергеевича. Советским специалистам, сопровождавшим ракеты на Кубе поступил волюнтаристский приказ воспрепятствовать любыми силами, но военного столкновения не допускать! Как? Как всегда в России-СССР при помощи какой-то матери. Выручила русская смекалка. Ракеты связали по нескольку штук и привязали к машинам. Американские вертолеты успешно прилетели, успешно зацепили, но улететь не смогли. Слишком тяжело. Пришлось сбросить тросы с манипуляторам и с позором улетать домой. А на следующий день на Кубу с дружественным визитом завернула эскадра советских кораблей. Врагу ракеты не достались.

Дальше боевая служба комплекса проходила во Вьетнаме. С поставкой во Вьетнам советских зенитных комплексов пришел конец безраздельному господству в воздухе американских ВВС. Потери начали расти катастрофически. Только в один день из 120 самолетов было сбито 30! Доходило даже до отказов пилотов лететь на задание. И злобные янки резко придумали противоядие. Они разработали противолокационную ракету «Шрайк». Вот тут то и сказался один из недостатков комплекса – малая мобильность. Американцы при обнаружении работы управляющей комплексом РЛС выпускали «Шрайк». Он захватывал РЛС своей головкой самонаведения и успешно поражал РЛС. Вот тут уже вступила в действие русско-вьетнамская смекалка. Сбить «Шрайк» было тогда почти невозможно. Тогда после пуска «Шрайка» стали отводить луч и выключать станцию. «Шрайк» падал километрах в трех. Но американцы не хотели мириться с поражением. Видимо им удалось добыть рабочий экземпляр ракеты. Они научились ставить помехи по каналу управления ракетой. Ракета уходила от цели. Тогда в работу включились советские инженеры и переделали систему наведения.

Затем комплекс продолжил свою службу на Ближнем востоке. Он принял активное участие в арабо-израильских конфликтах. По просьбе друга нашего народа Насера им было усилено Египетское ПВО. Вместе с советскими специалистами. Именно тут и произошел самый курьезны случай. В дело вступил другой существенный недостаток комплекса – большей время реакции. От обнаружения цели до ее поражения проходило достаточно много времени. Этим и воспользовались израильские ВВС. Наши египетские друзья под руководством советского майора разворачивали позицию зенитно-ракетного дивизиона. Когда все было готово ранним утром на предельно малой высоте из-за гор вылетели 16 израильских фантомов и, прежде чем египетские товарищи успели включить комплексы, превратили позицию дивизиона в выжженную пустыню. Месяц ушел на восстановление позиции. И снова 16 израильских самолетов уничтожили ее. С упорством муравья, майор матюгнувшись снова стал восстанавливать позицию. 16 фантомов прилетели как по часам. Майору это надоело. Параллельно с восстановлением позиции он съездил в гости в своему соседу и выпросил у того на время машину «Град»а. Насыпал из песка холмик, загнал на него машину передним мостом в сторону гор, поднял стволы на максимальное возвышение и стал ждать. Через месяц как по часам из-за гор показались 16 фантомов. Майор дождался, он нажал «пуск». 16 локаторов засекли массовый пуск ракет, 16 рук одновременно дернули ручки катапульт, 16 машин горели на песке… Не стоит злить русского медведя. Он обидится, и тогда…

Обида продолжилась в Югославии. Наше время. Югославия была страной с наиболее сильными межнациональными противоречиями. Во время распада Югославии с 91-го по 2001 прошла длинна череда войн. И, конечно, США силами НАТО не преминули «принудить» к миру. В 1999 году в Косове началась полномасштабная война НАТО против Югославии. Компания Локхид должна была занести Грушина с комплексом «С-75» в список «личных врагов фюрера». Его ракетами были сбиты недосягаемые ранее Локхиды У-2. Его же ракета сбила и бешенозатратный самолет-невидимку Lockheed F-117. Там, в Югославии. Как оказалось, ракеты Грушина сбивают почти все, то летает. Есть много разных версий гибели этого F-117, но грушинская ракета – единственное возможное решение. Эти ракеты сбивали и F-111, и B-52 и много других не менее «недоступных» машин.

Потом был маловысотный комплекс «С-125», М1 «Волна», «Форт», «С-300» и много других. Ного жизней спасено работой этих ракет. Но это уже совсем другая история.

Сидят два русских лейтенанта на КП. Скучно. Выпили шила. Один говорит: «спорим, я первой же ракетой попаду в то ворону?» Второй: «Нее, далеко, не попадешь!». «На 100$ спорим?» «Давай!» Пуск, ракета ушла. С неба посыпались черные обгорелые обломки. Очень удивились лейтенанты, удивилась ворона. Но больше всех удивился пилот «стелса».


Уважаемые читатели, извините, как-то случайно нажалась «press». Я даже доредактировать не успел. Вот, привожу традиционные ссылки:
С-75
Зенитная ракета ЗРК С-75 и коварные янки
Зенитные реактивные установки (III)
На всякий случай открылась новая информация. Беседуя с ветераном, я узнал, что он лежал в госпитале и туда привезли пилота. Как оказалось Пауэрса сбили третьей ракетой. Первые две наши доблестные воины вмочили в звено поднятых на сопровождение МИГ-19. Один пилот погиб, а другого вылечили. Подобные случаи слышал и от других. Хотя сам не видел. Так что вполне вероятно.
   


















Рыси — новое сообщество