Началась эта история давно, в разных странах, в разных областях деятельности человека. Я даже затрудняюсь что выбрать. Может, с неоценимой роли товарища Сталина в образовании государства Израиль? А, может вообще исследовать корни многовекового противостояния арабов и евреев? Нет. Это слишком. Начну, пожалуй, с Шестидневной войны.
Итак, камнем преткновения стал Суэцкий канал. На самом деле не сам канал, а огромные деньги от его эксплуатации. Деньги всегда были причиной всех войн. Однако, после свержения в Египте монархии и приходу к власти Насера канал был национализирован. Англия и Франция, владевшие «Всеобщей компанией Суэцкого канала» остались на бобах. И они, любители загребать жар чужими руками, сговорились с Израилем «освободить» его. Силами обороны Израиля командовал тогда очень знаменитый генерал Моше Даян. Он даже заслуживает отдельного рассказа. Насеру удалось создать некую коалицию арабских государств в составе Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира. Назвал он ее гордо «Объединенная Арабская Республика». Они готовились к войне, но промахнулись. 5 июня 1967 года в 7:45 утра без объявления войны израильские ВВС нанесли мощный удар по 11 египетским авиабазам. После дозаправки еще один уже по 14 оставшимся. Авиации Египта больше не существовало. А потом в дело пошли механизированные дивизии. Всего за шесть дней до прекращения огня арабская коалиция потеряла более 40 тысяч человек, более 900 танков, более 350 самолетов. И, главное, территорию Синайского полуострова. Израиль почивал на лаврах, а арабы вынашивали месть.
Задолго до этого совсем в другой стране напряженно работали авиастроительные КБ. США создали новый бомбардировщик B-58, достигавший почти двух Махов. А поскольку именно бомбардировщики были тогда основным средством доставки ядерного оружия, надо было срочно создать адекватный ответ. Им и занялось в 61-м году КБ Микояна. Был разработан передовой по своей схеме самолет с треугольным крылом, V-образные кили, вращающийся в широком диапазоне стабилизатор. Два двигателя Р15Б-300 с управляемыми соплами общей тягой около 26 тонн. К декабрю 1963 года был готов опытный образец и начались испытания. Уже в ходе испытаний было установлено несколько мировых рекордов. Получившаяся птичка легко уходила за три Маха. И на 37 километров высоты. Это уже почти ближний космос. НАТО назвало эту машину «Фоксбэт», что означает «крылан» — такой зверек из семейства летучих мышей (а не лисиц!), вегетарианец. А мы –
МИГ-25. Конкурентов ей не было даже близко. Ни у кого. До начала 80-х.
Опять же, задолго до Шестидневной войны совсем в другой части Света произошел Карибский кризис. Наверное, можно было начать с него, но я думаю, что про эти события знают все. Единственное, что хочу напомнить, так это то, что весь мир, и СССР, и США поняли, что бряцать ядреной бомбой – занятие неблагородное. И весьма опасное. Для всех. Недавно, правда, Северная Корея повторила эксперимент, но ей быстро объяснили. Вот и мой рассказ о том, как это объясняли в 70-х годах прошлого века. Легко и красиво. Одним движением.
Долго ли, коротко ли, но арабская коалиция под руководством сменившего Насера Анвара Садата (уже не столь приверженного идеям социализма, героя СССР ему, по крайней мере, не присваивали) накопила сил и решила нанести ответный удар. Зоной нанесения стал все тот же многострадальный Синай, а время было выбрано коварно 6 октября 1973 года во время иудейского праздника Йом-Кипур. За что и получила название Война Судного дня. Арабы форсировали Суэцкий канал и нанесли внезапный удар. Он был столь же сокрушителен, как и удар израильтян в прошлую войну. За первые два дня убито несколько тысяч израильских солдат, уничтожено более 100 самолетов и более 800 танков. Главную роль здесь сыграли новые советские противотанковые ракетные комплексы «Малютка». Танки Израиля были сделаны в США (супершерманы и паттоны) и глубоко модернизированы инженерами Израиля. И храбрейший (на полном серьезе) офицер мира
Моше Даян запаниковал. Это вообще плохо, когда паникует мужчина, но когда такой…
Государсвом Израиль правила тогда «железная леди» тех времен Голда Меир. Как говорили израильтяне, «у нас в правительстве есть только один мужик, и та – баба». Решения она принимала достойные Василия Ивановича. Ранним утром 8 октября на экстренном заседании Кабинета министров она огласила свой окончательный вердикт: «Никакой капитуляции. Мы применим ядерное оружие и уничтожим Каир и Дамаск!». И тут в панику впали Политбюро и Госдеп. Ибо грозить было чем. У Израиля было около 20 боеспособных ядерных зарядов. Но, главным тут было то, что на Земле шла третья Мировая война – война холодная. И ядерный удар Израиля по Египту вполне мог оказаться детонатором для глобальной ядерной войны. А после Карибского кризиса этого не хотели ни мы, ни США. И ржавые колеса государственных машин завертелись с бешеной скоростью. 10 октября Политбюро ЦК КПСС принимает план руководителя КГБ СССР Ю.В. Андропова. 11 октября посол СССР в Вашингтоне Корниенко вручает госсекретарю США Генри Киссенджеру обращение всемирно известных физиков-ядерщиков Юлия Харитона, Якова Зельдовича и Ильи Лившица к американскому президенту. В нем они отметили, что атомная бомбардировка Каира и Дамаска будет иметь катастрофические последствия не только для Ближнего Востока, но и для всей мировой цивилизации. И деликатно намекнули, что СССР, будучи связанным с Египтом и Сирией договорами о военном сотрудничестве, безучастным не останется и примет меры, адекватные атомной атаке Израиля. Госдеп США тоже не дремал и по прямой связи пытался убедить п
... . Но отвечать Советскому Союзу не спешили. Голда Меир оставалась непреклонна в своем решении.
13 октября 1973 года в 6 часов 15 минут заместитель командира полка истребительной авиации майор Вертиевец на аэродроме «Владимировка» Волгоградской области с нарочным получает пакет «Особой важности. По прочтении уничтожить!». Через 15 минут он уже был в воздухе
В 8 часов 12 минут по малоазиатскому времени на экране локатора командного пункта противовоздушной обороны Тель-Авива появляется светящаяся точка. Надрывается сирена. В небо уходит по тревоге дежурное звено «Миражей». Командир звена на открытой частоте приказывает нарушителю совершить посадку. Переходит на арабский, на английский. Ответа нет. Дистанция до нарушителя начинает стремительно увеличиваться. Командир принимает решение на уничтожение цели. Но новейшие ракеты «Хок» разрезают небосклон даже не приблизившись к нарушителю. Нарушитель разворачивается и несколько раз облетает город. Дежурный офицер высылает на помощь «Миражам» звено «Фантомов». Задача одна: сбить нарушителя. Но. Ни «Фантомы», ни их ракеты не могут добраться до нарушителя.
Тут стальной мужчина паникует второй раз. Он бросается к премьер-министру и застает ее за чтением ноты советских ядерщиков. Выслушав генерала, Голда Меир сразу поняла, что эти события – звенья одной цепи. Ядерная атака отменяется. Впрочем, она обратилась к Генри Киссенджеру за дополнительной помощью. И американские вертолеты урегулировали конфликт на некоторое время. Генри Киссенджер в срочном порядке прилетел в СССР. Обе стороны потрясли своими ядерными щитами. Войска РВСН и СССР и США были приведены в состояние готовности №1. И была выработана резолюция Совета Безопасности ООН №338. Стороны понесли большие потери, но существенных выгод это Объединенной Арабской Республике не принесло. Израиль ушел с Синая, но сохранил Голанские высоты. А Суэцкий канал разминировал СССР. Словом, как в том анекдоте: «Слушай, Джон. Кажется мы с тобой за бесплатно дерьма наелись». Но это – уже совсем другая история.
А Голда Меир и Моше Даян ушли в отставку. Последний с позором, что искренне жаль. А майор Александр Данилович Вертиевец получил очередное звание вместе с высоким званием Героя Советского Союза.
Потом, в арабо-израильском конфликте применялся разведывательный вариант МИГ-25. И все чудо-разведданные были успешно профуканы арабскими вояками за 6, по-моему, дней.
A-12 достигал 2-х Махов в ПИКИРОВАНИИ! 25-й почти 3-х на наборе. Разница есть? И кто кого догнать не мог? Далее SR-71 по скорости сравним, ну, может, чуть быстрее. А потолок — 25 км. 25-й уходил на 37! Если догонять оттуда, то еще и обгонит. И уж ракетой, то достанет. А XB-70 так никуда и не пошел. Не дотянули.
Я свой пост задумывал как рекламу советского вооружения. Я убежден, что наша техника была и есть самая лучшая. Самая надежная, живучая, ремонтопригодная. И разубедить меня в этом тяжело. Хотя бы потому, что американская авиация создана русскими Сикорским и Соколовым (если я фамилию не путаю). А для примера вот такой эпизод: Я смотрел по «звезде» фильм про наши военные автомобили. Там шел сюжет про шишигу. На фоне рассказа что-то типа полигона, по которому по оси в грязи прет 66-й. А на заднем плане по той же грязи взлетает МИГ-19. Взлетная у него — 350 км/час. По брюхо в грязи. И стоек шасси не сломал. Локхид так может?
Про скорости МИГ-25 и SR-71 есть специальные места в интернете (например), где специалисты (а не мы) обсуждают это до сих пор. Поэтому цифры про 37000 потолка (динамического!) для МИГ надо никому не показывать, чтобы не смешить никого. Почитайте еще для интереса: 1, 2, 3. Потому что это — интересно.
Концепция «все наше лучше — оно в грязи работает» (а может, не работает) — понятна, как и ваш посыл доказывать, что все наше было превосходным. По-моему, такой взгляд на историю создания самолетов — однобок. Тем более, вспоминать Сикорского и Соколова, как прародителей всей американской авиации и забывать про братьев наших Райт. Вам — удачи.
Потому, что К декабрю 1963 года был готов опытный образец и начались испытания. Уже в ходе испытаний было установлено несколько мировых рекордов. Получившаяся птичка легко уходила за три Маха. И на 37 километров высоты. не соответствует действительности. Создавалась новая техника (как и везде) тяжело.
И еще. Добрая сказка должна быть. Удачи!
Про самолеты — не все так просто.
Да, калаши не только в Китае делали. Их ттшники больше пары выстрелов не держат. Я тут с одним человеком пересекся. У него прочитал, про щемящее чувство, когда видишь свою родную технику в руках у противника. И про то, как тяжело уничтожать свою родную технику, которой воюет противник. Правильно написал.
Это будет рассказ о чудотворце, который живет в наше время и не творит чудес. Он знает, что он чудотворец и может сотворить любое чудо, но он этого не делает. Его выселяют из квартиры, он знает, что стоит ему только махнуть платком, и квартира останется за ним, но он не делает этого, он покорно съезжает с квартиры и живет за городом в сарае. Он может этот сарай превратить в прекрасный кирпичный дом, но он не делает этого, он продолжает жить в сарае и в конце концов умирает, не сделав за свою жизнь ни одного чуда. Д. Хармс «Старуха» 1939.
Для меня чудотворец — это СССР. Он все может, но ничего не делает. И в конце-концов умирает...
А самолеты наши (как и космос с ракетами и прочие военные штучки) — это, пожалуй, единственное, что еще как-то развивало и подтягивало нашу чудесную науку и промышленность. И они были и есть действительно прекрасны.
Но, оказалось, не это было главным.