lynx logo
lynx slogan #00063
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Гордон Шамуэй, «Альф»




   

№4979
10 891 просмотр
10 апреля '13
среда
11 лет 17 дней назад



Шах и мат, натуралисты!

Чем мне у нас нравится — не в чести у рысей старинная российская забава рвать друг другу глотку за «вечные вопросы». «42» как негласный договор — и точка. Ну так нарушим разок, что ли? Уж больно повод интересный.

Небезызвестный Сергей Худиев намедни опубликовал у себя на сайте, с разрешения автора и со ссылкою на оргинал, перевод работы американского аналитического философа Алвина Плантинги «Эволюционный аргумент против натурализма». Предупреждение: читать осторожно, можно сломать мозги! Стиль изложения вызывает когнитивный диссонанс! Поэтому, в рамках медпрофилактики, перескажу основной тезис человеческим языком в первом же комменте.


С точки зрения сторонников слепой эволюции, мнение человека (по существенным, конечно, поводам — типа, убегать от тигра или нет) есть результат работы всех познавательных органов ™, квинтэссенция сознания. Тогда наши глаза, скорее всего, не врут нам, и им кроме случаев вроде надписи «Буйвол» на клетке слона вполне можно доверять. Ведь только истинные мнения полезны для выживания, и дураки в будущем все вымрут.

Однако, парадоксальным образом, оказывается, что в то же самое время сторонники слепой эволюции (те самые метафизические натуралисты ™) неизбежно придерживаются противоположного базового постулата: Истинность моего мнения не имеет никакого значения для моего выживания! Ведь поведение диктуется не сознанием, а животными инстинктами. Роль сознания в стратегии убегания от тигра — вторична. Быть умным — бесполезно. Отстаивать своё мнение нет смысла. Для эволюции наши мнения (и об эволюции в том числе) — невидимы. Значит, если результат неизвестен или ложен — наши познавательные органы нам врут. Не верь глазам своим; на горизонт не смотри, это – наша фантазия; на небо не смотри – никакого неба нет; границы мира не ищи – никакой границы тоже нет; глазам не верь, ушам не верь, осязанию не верь… Батюшки мои, да куда же это мы попали? Какая нелегкая занесла нас в этот бедлам, где чудятся только одни пустые дыры и мертвые точки? Нет, дяденька, не обманешь. Ты, дяденька, хотел с меня шкуру спустить, а не реалистом меня сделать. Ты, дяденька, вор и разбойник. ™ А.Ф. Лосев

Да. Я же не разъяснил что такое познавательные органы ™. Это то, что вам предстоит напрячь, если захотите разобраться, о чем толкует автор. Определение ищите в тексте лекции.
Djims › Какие тигры, когда выживание человека зависит от его положения в обществе человеков. Как кто приспособился в нем выживать — так тот и продолжит свой род. С самого зарождения человеческого общества это правило действовало — неугодных выкидывали из общины, без которой он не смог бы прожить.
Bender ›это вы про законы жизни в обществе, их рассматривает наука социология, жизнь как часть природы изучает биология. А в нашем споре скрестили шпаги и того сложнее — философы! Вон искры летят!
Yaranga › Ирония ваша понятна. Вопрос, что и говорить, слишком фундаментальный для горячих споров. По сути, чистая гносеология. Но если чуть-чуть подтолкнуть, из него напрямую следует более живая тема — например, объективность этических и эстетических норм. А из этого уже следуют чисто практические педагогические проблемы: как можно и нельзя преподавать детям гуманитарные дисциплины — литературу,скажем, или этику. Я не так давно готовился, но так и не рискнул сделать пост о великолепном эссе К.С. Льюиса «Человек отменяется». Не только потому, что это неуместная здесь христианская апологетика (хоть и умная и изящная), но и потому, это было бы начало с середины. Ведь Льюис начинает с той точки, на которой заканчивает Платинга: если сказать детям, что не водопад величествен, а водопад только вызывает чувство величественности, если продолжать следовать этому подходу — неизбежно приходишь к неприятию человеческой природы. Люьис же, как теист, настаивает на объективности человеческих чувств и предрекает человечеству скорый апокалипсис в случае общественной победы тех, кого он называет человекоделами, а Платинга — метафизическими натуралистами. Вот так всё серьёзно, на деле. А книжка Льюиса очень короткая. Много времени не займет.
Djims › Пост всегда можно делать — это заставит интересующихся пройти ваш путь, почитать умных авторов доселе неизвестных и примкнуть к рядам правых или левых.
Djims › Ваш вариант лекции мне понравился больше, спасибо.
Философская библиотека не хочет открываться. Можно еще отсюда.
Alenka › Спасибо. Оформление лучше того, в котором я эту работу читал.
   


















Рыси — новое сообщество