Как всегда, случайно... ч.3
Теперь совершим прогулку по царскому дворцу (находится к западу от зиккурата), открытому археологами в 1934 г.
Этот дворец, строительство которого началось, как считают, в XX в. до н.э., назван учеными по имени последнего его хозяина — царя Зимри-Лима (1779-1761 гг. до н.э.).
По существу, это комплекс, создававшийся на протяжении нескольких столетий и состоящий из 275 помещений, занимающих 2,5 га.
Женская половина, как полагают, размещалась в северо-западной части; между нею и входом находились бани. Юго-западное крыло дворцового комплекса использовалось скорее всего исключительно для религиозных церемоний.
В квадратном помещении но соседству с тронным залом (там, где на полу сохранились остатки асфальтового покрытия) в 1973 г. была найдена в кувшине скульптура владыки ветров и бурь Анзу — мифологического существа в виде орла с львиной головой. Его голова и хвост сделаны из золота, крылья и туловище — из ляпис-лазури. Полагают, что скульптуру прислал царь Вавилона в подарок царю Мари (находка хранится в Национальном музее в Дамаске).
Ее сделанная почти в человеческий рост фигура поражает изяществом. Платье свободно ниспадает к маленьким босым ногам. Шею украшают несколько рядов тяжелых жемчужных ожерелий. На тонких запястьях — браслеты. Изображение рогов на головном уборе свидетельствует, что это — божество. Загадочно улыбаясь, она протягивает кувшин, из которого течет «вода вечной жизни» — источник благоденствия, плодородия. Сосуд в руках у богини был связан с каналом внутри скульптуры, по которому жрецы пускали воду, и она неожиданно начинала бить струей, сверкая в огнях факелов. Первоначально статуя была выкрашена в яркие тона, что, по-видимому, усиливало ее привлекательность. В волосах до сих пор остались следы красной краски. Бесценный памятник находится сегодня в музее Алеппо. Но если Вы еще там не были, то получить представление, как выглядит богиня, можете, рассмотрев купюру в 50 сирийских лир.
Эта статуя, относящаяся к XVIII в. до н.э., как и другие, найденные в Мари, отличается от ассирийских и вавилонских, которые обычно имеют вид мрачноватый и надменный.
Создательница новых жизней, дарительница урожаев, военных и любовных побед — богиня с такими «функциями», разумеется, не могла не занять заметное место в древнем пантеоне. Рожденный аккадцами (в аккадском произношении — Астарта), ее образ победил множество соперниц — шумерских, хурритских, хеттских, заняв их место. Она же — один из немногих персонажей языческого мира, чье имя осталось жить в людской молве после того, как народы уверовали в единого Бога.
И сегодня в арабских странах можно остановиться в гостинице «Иштар», а включив радио, услышать трогательную постановку о любви Иштар и умирающего и воскресающего бога растений Таммуза (у ливанцев, наследников финикийцев — Адонис).
Даже греки и римляне, столкнувшись с Востоком, не удержались от искушения и приняли Иштар в свой пантеон под ее арамейской ипостасью — богиней Атаргатис.
Грозная, стоящая на льве в арамейской Гузане; милостивая, дарящая благополучие и процветание в Мари; бесстыдная, требующая оргий и принесения в жертву девичьей, девственности в щумерском Уруке и эллинистическом Менбидже — такой разной была богиня в разных странах в различные эпохи. Небесным ее символом являлась Венера, но иногда Луна, и тогда свою голову она украшала рогатой тиарой.
Скульптуру великой жрицы богини Иштар Ур-Нины, археологи нашли без головы. Оторванная, вероятно, солдатами Хаммурапи, голова была обнаружена в другом помещении и воссоединена с туловищем. Эту сидящую на корточках жрицу с большими синими глазами можно увидеть в Национальном музее и Дамаске.
На них изображены: божество, стоящее на льве, которое вручает царю Мари скипетр; царь, попирающий врагов под защитой крылатой богини Иштар и другого божества; принесение в жертву быка; две фигуры с сосудами, из которых льются потоки воды с рыбами (очевидно, символизирующие Евфрат и Тигр) и др.
Копии росписей можно увидеть в музее Дейр эз-Зора.
В раскопанном тронном зале сохранился пьедестал для трона Зимри-Лима и хорошо заметна граница, разделяющая обе резиденции. Пьедестал потому и возвышается необыкновенно высоко, что Вы стоите на уровне более древнего дворца.
Археологи утверждают, что на этом же месте находились еще две, если не три еще более древние резиденции V-III тыс. до н.э.
Сохранение памятников месопотамских «глиняных» цивилизаций, использовавших для строительства исключительно необожженный кирпич, вообще является огромной проблемой: то, что расчищено археологами, неминуемо начинает разрушаться, снова превращаясь в прах, из которого создано. Надежных способов консервации пока не изобретено. По этой причине прекращены раскопки в знаменитом Вавилоне.
И в Мари, несмотря на крышу площадью 700 кв.м, возведенную над частью раскопа, ветер и влага понемногу делают свое дело. Там и тут можно увидеть обвалившиеся куски, а то и целые участки стены.
В его противоположном конце найден знаменитый архив из тысяч глиняных табличек, о котором мы уже рассказали. В этом же месте археологи сделали еще несколько важных находок Одна из них — захороненная в кувшине девушка с богатыми золотыми украшениями. Здесь открыта также сложная система труб и подземных резервуаров, в частности — 18-метровый колодец в восточной части. Очень хорошо сохранились участки кирпичного водопровода. подававшего воду из Евфрата, русло которого за минувшие века отдалилось на 2,5 км.
Могу добавить, что арабы так до сих пор не причисляют палестинцев к арабам, хоть и говорят на одном, арабском, языке. У некоторой части арабов есть поговорка: «Пришли к тебе гости — открывай ворота, пришёл палестинец — держи его за воротами». Редкий случай, когда арабка выходит за муж за палестинца. Наоборот, есть случаи. Но, тоже редко.
Вы уже разместили денежные средства в банках Крита? Во-во.
--арабы так до сих пор не причисляют палестинцев к арабам--
А евреи не признают их за своих, семитов. Есть мнение, что палестинцы народ из разряда составных\искусственно образованных Вроде «наших» чеченцев — изгоев, изгнанников из родных племён, авантюристов с шилом в дупе, бандитствующих элементов. Или неугомонного народа Северных Штатов Америки. Потому своими их никто не признаёт.
--то, что расчищено археологами, неминуемо начинает разрушаться, снова превращаясь в прах, из которого создано. --
Возникает вопрос, как это сохранялось 6000 лет. Было быстро засыпано-законсервировано?
В сохранности огромную роль играют хамсины, это ветры, дующие с востока. Летом огромные массы мелкой глины подхватываются сильным ветром и всё это несется на запад. Толщина слоя массы пыли может достигать 1,5 км в высоту. Плотность же такая порой бывает, что не видно, из-за пыли, фар машины на расстоянии 5 метров.
Лучше не дышать, при этом.
--В сохранности огромную роль играют хамсины....--
ОК.
Цивилизация существовала сотни лет как минимум. При их жизни всё должно было рассыпаться в прах течении десятилетий, не?
По этой причине нельзя покупать машины в разных Дубаях и рядом лежащих. На них не предусмотрена антикоррозийная защита. Сухо и жарко, ничего не ржавеет.
Хамсины там частое явление. Пыль, очень мелкие чешуйки глины, очень цепко и монолитно охватывает всё. Постоянно приходится смывать её. Лучше её не дышать. За одно лето может быть около 1мм плотного слоя глины нанести.
Так, ученые прочли донесение от Баннума, офицера пограничного поста в пустыне: «Передайте моему господину, что это от слуги его, Баннума. Вчера я покинул Мари и провел ночь в Лурубане. Все бен-ямины посылали сигналы с помощью костров от Саманума до Мишлана, и все деревни беняминов в районе Терка отвечали такими же сигналами. Не знаю, что это значит. Постараюсь узнать. Напишу, как только удастся это сделать. Охрана города должна быть усилена, и моему господину не стоит выходить за ворота».
Тревожно было в государстве, но беда пришла с другой стороны — из Вавилона. При раскопках обнаружены следы страшного ущерба, нанесенного столице. Сгоревшие дома, разграбленные храмы, разбитые статуи богов в святилищах. Захватчикам удалось остановить жизнь царства Мари, но полностью стереть следы города им оказалось не под силу.
Сегодня, спустя 40 веков, благодаря труду археологов, мы можем пройти по улицам и зайти в храмы древнего Мари. Призвав на помощь знания, почерпнутые из истории, а также немного фантазий, представим себе великолепие этой евфратской цивилизации.
Уехав оттуда и рассказывая потом о чудо-городе, воскликнуть так, как некогда с восторгом написал на глиняной табличке один из древних купцов, посетивших эти места: "Я видел Мари !".